Дело № 2-26/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 29 февраля 2012 г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Мирко О.Н.
при секретаре Абт Н.В.,
с участием
истца Редькиной Н.П.,
представителя истца Торгуновой Г.Д.,
представителя ответчика Симикиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Редькиной Н.П. к ГУУП о признании решения недействительным, признании права на получение пенсии по потере кормильца, возложении обязанности назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Редькина Н.П. обратилась в суд с иском к ГУУП (далее - Управление), неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила признать решение Управления об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, признать за ней право на получение пенсии по потере кормильца, обязать Управление назначить ей пенсию по потере кормильца со дня смерти мужа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Свои требования Редькина Н.П. обосновала тем, что её супруг Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти Редькина Н.П. обратилась в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по потере кормильца. Редькина Н.П. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является пенсионером, по ДД.ММ.ГГГГ (до смерти супруга) находилась на его иждивении. Помощь умершего была для неё основным и постоянным источником существования. Доход Редькиной Н.П. состоит из пенсии и составляет <данные изъяты> в месяц. Доход Р.Д. составлял <данные изъяты> в месяц, в том числе:
- пенсия в размере <данные изъяты>;
- ЕДВ как «Ветерану труда» в сумме <данные изъяты>;
- ежемесячная компенсация расходов на оплату ЖКУ в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Редькина Н.П. находится на медицинском учёте участкового врача, ей необходимо постоянно получать препараты на сумму <данные изъяты> в месяц.
От ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором Управление указало, что ДД.ММ.ГГГГ Редькина Н.П. обратилась в Управление с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано.
Редькина Н.П. имеет постоянный источник дохода – пенсию по старости в размере <данные изъяты>, что выше прожиточного минимума в <адрес> (5147 рублей). Иждивенство предполагает постоянную помощь, которая оказывалась регулярно на протяжении достаточно длительного периода времени и её объём был значительно выше, чем иные незначительные доходы иждивенца. На основании представленных истцом документов определить данное обстоятельство не представляется возможным.
В судебном заседании Редькина Н.П. и её представитель Торгунова Г.Д. иск поддержали, представитель истца Торгунова Г.Д. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что при жизни Р.Д. супруги Редькины проживали совместно, сообща тратили общие доходы примерно в равных долях на каждого из супругов. Редькина Н.П. из пенсии мужа получала дополнительно к своей пенсии около <данные изъяты>, но доказательств этого истец представить не может. Кроме личных нужд каждого из супругов, супруги Редькины тратили пенсию и на общие нужды: на содержание жилого дома, оплату коммунальных расходов, делали подарки внукам, и так далее. После смерти мужа Редькина Н.П. не в состоянии сама оплатить необходимые ей лекарства, коммунальные расходы. Субсидию на оплату коммунальных услуг Редькина Н.П. не получает, так как не имеет документов о праве собственности на дом. На лекарства в ДД.ММ.ГГГГ Редькина Н.П. вынуждена тратить <данные изъяты> в месяц. Редькина Н.П. обратилась в Управление ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, но ей было отказано.
Представитель ответчика Симикина А.В. иск не признала, пояснила, что Редькина Н.П. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца ДД.ММ.ГГГГ Однако ей не представлено доказательств того, что она находилась на иждивении у умершего Р.Д., поэтому ей было отказано. Доказательств, подтверждающих факт нахождения Редькиной Н.П. на иждивении умершего Редькина Д.П. не представлено и в судебное заседание. Редькина Н.П. получала и получает пенсию, по старости, размер которой превышает уровень прожиточного минимума в <адрес>, ей не представлено документов, подтверждающих, что помощь мужа являлась для неё основным и постоянным источником доходов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Таким образом, по смыслу данной нормы, для признания за лицом права на пенсию по случаю потери кормильца необходима совокупность нескольких условий: членство лица в семье умершего, нетрудоспособность такого лица, нахождение его на иждивении умершего.
Легальное определение иждивения содержится в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В силу п. 3 ч. 2 указанного выше Закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
В судебном заседании установлено, что Редькина Н.П. и Р.Д. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 10). Супруги Редькины проживали совместно в <адрес> (л.д. 21).
Таким образом, Редькина Н.П. являлась членом семьи Р.Д.
Р.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Редькина Н.П. обратилась в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по потере кормильца. Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Редькиной Н.П. в назначении пенсии по потере кормильца было отказано в связи с непредставлением достаточных документов, подтверждающих факт нахождения её на иждивении умершего Р.Д. (л.д. 7).
В судебном заседании установлено, что Редькина Н.П. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её пенсионным удостоверением (л.д. 30), то есть на момент смерти Р.Д. являлась нетрудоспособной. Из лицевого счета Редькиной Н.П. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ размер её пенсии составлял <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (л.д. 15).
Р.Д. на дату смерти получал пенсию в сумме <данные изъяты> (л.д. 13), кроме того, получал ежемесячную денежную выплату как ветеран труда в сумме <данные изъяты> (л.д. 16), компенсацию расходов на оплату услуг ЖКУ (за ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> (л.д. 18).
Таким образом, ежемесячный доход Р.Д. существенно превышал доход Редькиной Н.П.
Как устанавливает действующее законодательство, под иждивением понимается нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая являлась бы для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Полное содержание умершим кормильцем членов семьи предполагает действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Поскольку истец Редькина Н.П. получала пенсию по старости, оснований признания её находившейся на полном иждивении умершего супруга не имеется.
Не нашёл при рассмотрении дела своего подтверждения и факт получения Редькиной Н.П. помощи от умершего Р.Д., которая являлась для неё основным источником средств к существованию.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жил член семьи. Она по своим размерам должна быть такой, чтобы без неё член семьи, получавший ее, не смог бы обеспечить себя необходимыми средствами для жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию.
Общий суммарный доход семьи Редькиных в ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>. Из пояснений представителя истца Торгуновой Г.Д. следует, что супруги Редькины тратили средства примерно в равных долях на каждого, соответственно на каждого из супругов не принимая во внимание расходы на общие нужды, приходилось максимально по <данные изъяты>, таким образом, размер помощи, получаемой Редькиной Н.П., составлял <данные изъяты>. Таким образом, максимальный размер помощи, получаемой Редькиной Н.П. от умершего супруга Р.Д., не превышал её собственного дохода в виде пенсии.
Каких-либо доказательств, подтверждающих предоставление Р.Д. помощи Редькиной Н.П. в большем объёме, квитанций, чеков, подтверждающих несение супругами расходов при жизни Р.Д. именно на нужды Редькиной Н.П., истцом не представлено.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 407-О от 03 октября 2006 г. обеспечение нетрудоспособным иждивенцам застрахованного в случае его смерти права на получение страховых выплат обусловлено необходимостью поддержания стабильности имущественного положения лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего застрахованного и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю собственными усилиями.
Для разрешения вопроса о назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца важно установление факта существенного характера оказываемой ей помощи умершим мужем при жизни.
Размер получаемой Редькиной Н.П. пенсии по старости превышает установленную величину прожиточного минимума для пенсионеров в <адрес>, которая в ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, во ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Получение пенсии в размере, превышающем уровень прожиточного минимума по <адрес>, свидетельствует о том, что истец Р.Д. имела самостоятельный источник дохода, а, следовательно не находилась на полном содержании своего мужа и не получала от него помощь, которая являлась бы постоянным и основным источником средств к существованию.
Суд приходит к выводу о том, что, хотя доход умершего Р.Д. и составлял большую часть семейного дохода, данное обстоятельство не свидетельствует о нахождении истца Редькиной Н.П. на его иждивении, поскольку и она вносила существенный вклад в покрытие своих расходов, связанных с лечением, питанием и т.д.
Суду не было представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что часть дохода Р.Д., которая приходилась на содержание истца, являлась для неё постоянным и основным источником средств к существованию.
Поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Редькиной Н.П. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Редькиной Н.П. к ГУУП о признании решения недействительным, признании права на получение пенсии по потере кормильца, возложении обязанности назначить пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.
Судья Мирко О.Н.