Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и его отмене, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (не вступило в законную силу)



Дело № 2-49/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Завьялово 12 апреля 2012 г.

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Мирко О.Н.

при секретаре Абт Н.В.,

с участием

истца Мозорева В.И.,

представителя ответчика Симикиной А.В.,

представителя третьего лица

ЦЗН Николаева Е.Н.,

представителя третьего лица

СКЧ Куксова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозорева В.И. к ГУУП о признании незаконным решения ГУУП об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и его отмене, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Мозорев В.И. обратился в суд с иском к ГУУП (далее - Управление) о признании незаконным решения ГУУП об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и его отмене, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Свои требования Мозорев В.И. обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из ОЗС» по сокращению штатов, не работал, так как достиг возраста <данные изъяты> и имел ограничения по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. встал на учёт в ЦЗН, откуда его документы были направлены в Управление для назначения досрочной трудовой пенсии.

Мозорев В.И. представил в Управление все необходимые документы, однако ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено решение об отказе в назначении пенсии в связи с тем, что он якобы работал в СКЧ по отдельному трудовому договору.

СКЧ представил в Управление копию трудового договора, якобы заключенного с Мозоревым В.И., справку о его работе и заработной плате. Однако Мозорев В.И. трудовой договор с СКЧ, табель выхода на работу, ведомость о получении заработной платы не подписывал, заработную плату в СКЧ не получал.

Мозорев В.И. лишь указал, какие запасные части необходимо было купить для ведущего моста трактора <данные изъяты>, и рассказал, как правильно установить данные детали.

От ответчика поступил письменный отзыв, в котором ГУУП указало, что ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости по предложению службы занятости <адрес> в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Однако при анализе представленных истцом документов (трудовой книжки и Выписки СЗИ-5) установлены расхождения: так в трудовой книжке последней является запись об увольнении в связи с сокращением штата от ДД.ММ.ГГГГ, а в Выписке имеются сведения о начисленных и уплаченных страхователем СКЧ страховых взносах в ПФР за второй квартал ДД.ММ.ГГГГ.

Истец пояснил, что данные сведения были внесены ошибочно, связи с чем Управлением ему было рекомендовано обратиться в СКЧ с предложением о корректировке ошибочно внесенных сведений. Так же Управлением был сделан запрос в адрес работодателя о факте работы Мозорева В.И. в указанной организации

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, Мозорев В.И. производил ремонт <данные изъяты> по договору от ДД.ММ.ГГГГ. За выполненную работу ему была начислена заработная плата в сумме <данные изъяты> и производились отчисления в ПФР в размере <данные изъяты>.

Таким образом, последнее место работы истца перед обращением в территориальный орган ПФР является СКЧ.

Истец скрыл сведения о работе от ЦЗН, что повлекло необоснованную выдачу ему предложения о направлении его на пенсию по старости.

Таким образом, юридические основания для назначения досрочной пенсии Мозореву В.И. в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отсутствуют.

В судебном заседании истец Мозорев В.И. иск поддержал, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из ОЗС по сокращению штатов. В тот же месяц он обратился в ЦЗН, его поставили на учёт в качестве безработного. Подходящей работы ему не предлагалось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. получал пособие по безработице. ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. получил в ЦЗН предложение о назначении пенсии и в тот же день обратился с заявлением в Управление. В ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. получил решение Управления об отказе в назначении пенсии. С данным решением Мозорев В.И. не согласен, так как трудовой договор с СКЧ он не подписывал, заработную плату не получал, в накладной на получение пшеницы так же стоит не его подпись. В ДД.ММ.ГГГГ к Мозореву В.И. обратился <данные изъяты> СКЧ Куксов, который попросил его помочь в ремонте трактора. Ранее Мозорев В.И. неоднократно оказывал СКЧ подобные услуги: давал консультации по ремонту тракторов, за что получал от СКЧ оплату в виде денег, муки, мяса. При этом письменно такие соглашения между сторонами никогда не оформлялись, в получении оплаты, за исключением денег, Мозорев В.И. ни в каких документах не расписывался. Мозорев В.И. в этот раз согласился проконсультировать работников СКЧ, но бесплатно, съездил на присланном за ним автомобиле в <адрес> один раз для того, чтобы произвести дефектовку деталей моста трактора, указал, какие детали необходимо приобрести для ремонта, после чего в другой день так же на присланном за ним автомобиле ездил в <адрес> и давал консультации по поводу разборки и сборки моста трактора механизатору, непосредственно осуществлявшему ремонт. Сам Мозорев В.И. непосредственно ремонт трактора не производил. Об оплате за услуги он с СКЧ не договаривался. Через несколько дней после этого от жены он узнал, что за выполненную им работу от СКЧ ему привезли 4 ц пшеницы. Данная пшеница в настоящее время хранится у Мозорева В.И. После того, как ему отказали в назначении пенсии, Мозорев В.И. предлагал СКЧ забрать у него эту пшеницу.

Представитель ответчика Симикина А.В. иск не признала, привела доводы, изложенные в отзыве. Кроме того, Симикина А.В. признала, что подписи в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, в накладной на получение пшеницы от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не Мозоревым В.И. при этом Симикина А.В. указала, что факт оказания Мозоревым В.И. услуг по гражданско-правовому договору, получения им оплаты подтверждаются другими доказательствами.

Представитель третьего лица СКЧ Куксов А.И. пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в СКЧ возникла необходимость ремонта моста трактора <данные изъяты>. Так как своих специалистов по ремонту данных тракторов в СКЧ нет, они часто ранее обращались за помощью к Мозореву В.И., который давал консультации по ремонту тракторов, за что СКЧ с ним всегда рассчитывался: деньгами, мукой, мясом, тем, что было в наличии. Мозорев В.И. согласился помочь и в этот раз. В ДД.ММ.ГГГГ он приехал в <адрес> на посланном за ним автомобиле. За свои консультации Мозорев В.И. попросил 4 ц пшеницы. Куксов А.И. согласовал данную оплату с председателем СКЧ, после чего взял у Мозорева В.И. для составления договора паспорт и страховое свидетельство пенсионного страхования. Был составлен договор, однако при его подписании Куксов А.И. не присутствовал, договор для подписания Мозоревым В.И. он передавал <данные изъяты> Б.П. Мозорев В.И. присутствовал при разборке моста трактора, сказал, какие детали нужно купить. После того, как детали были приобретены, Мозорев В.И. участвовал в ремонте трактора. После проведения ремонта Куксов А.И. дал поручение <данные изъяты> СКЧ Б.В. загрузить в автомобиль 8 мешков пшеницы и отвезти эту пшеницу Мозореву В.И. Б.В. с другим работником СКЧ отвёз пшеницу Мозореву В.И. Никаких письменных документов при передаче пшеницы Мозорев В.И. не подписывал. Куксов А.И. признал, что подписи в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, в накладной на получение пшеницы от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не Мозоревым В.И.

Представитель третьего лица ЦЗН Николаев Е.Н. полагал, что иск Мозорева В.И. не подлежит удовлетворению, пояснил, что Мозорев В.И. был поставлен на учёт в качестве безработного в ДД.ММ.ГГГГ, ему было назначено пособие по безработице, которое он получал до ДД.ММ.ГГГГ. Подходящая работа для Мозорева В.И. не была найдена, поэтому ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано предложение о досрочном назначении пенсии. О том, что Мозорев В.И. был занят в СКЧ в ДД.ММ.ГГГГ он ЦЗН не извещал. В настоящее время в связи с выявленным фактом занятости Мозорева В.И. в ДД.ММ.ГГГГ в период получения им пособия по безработице проводится проверка, решение по поводу отзыва предложения о назначении пенсии пока не принято. Николаев Е.Н. признал, что подписи в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, в накладной на получение пшеницы от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не Мозоревым В.И.Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истец Мозорев В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копии его паспорта (л.д. 55).

Согласно записи в трудовой книжке Мозорев В.И. был уволен из ОЗС ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников (л.д. 57).

Приказом ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58) Мозорев В.И. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, ему назначено пособие с ДД.ММ.ГГГГ

Вариантов подходящей работы Мозореву В.И. предложено не было, ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН Мозореву В.И. было выдано предложение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. обратился в управление с заявлением о назначении ему трудовой пенсии, представив предложение о досрочном назначении пенсии, выданное ЦЗН и другие необходимые документы (л.д. 45-47).

Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ Мозореву В.И. было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с тем, что после его увольнения в связи с сокращением штатов у него имелся факт работы в СКЧ (л.д. 8-9).

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (то есть граждан, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В судебном заседании установлено, что после увольнения по сокращению штатов из ОЗС в ДД.ММ.ГГГГ в конце ДД.ММ.ГГГГ – начале ДД.ММ.ГГГГ Мозорев В.И. в устной форме заключил гражданско-правовой договор с СКЧ о возмездном оказании услуг, в соответствии с которым обязался проконсультировать работников СКЧ по поводу ремонта трактора <данные изъяты>, за что СКЧ обязался уплатить Мозореву В.И. расчёт в виде 4 ц пшеницы на сумму <данные изъяты>. Всего за работу Мозореву В.И. было начислено <данные изъяты> (л.д. 49).

Обязательства по договору сторонами исполнены: Мозорев В.И. в ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ дважды ездил в <адрес>: в один день осмотрел разобранный мост трактора СКЧ и указал, какие детали необходимо приобрести, в другой день давал консультации механизатору СКЧ по поводу сборки моста трактора <данные изъяты>.

В свою очередь СКЧ произвел расчёт с Мозоревым В.И. – в ДД.ММ.ГГГГ работники СКЧ Б.В. Ч.Е. привезли домой к Мозореву В.И. 4 ц пшеницы. Данная пшеница была принята супругой Мозорева В.И., а затем и самим Мозоревым В.И. по его приезду домой.

Указанные обстоятельства подтверждаются приведёнными выше объяснениями представителя СКЧ Куксова А.И., показаниями свидетелей Б.В., Ч.Е. о том, что летом ДД.ММ.ГГГГ они вдвоём отвозили Мозореву В.И. в <адрес> 8 мешков пшеницы по 50 кг каждый, пшеницу у них приняла супруга Мозорева В.И., она знала, что они должны были привезти пшеницу, <данные изъяты>.

Свидетель О.Д. дал показания о том, что летом ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> в СКЧ на тракторе <данные изъяты>, его трактор сломался, консультации по ремонту моста трактора, его разборке и сборке О.Д. давал Мозорев В.И.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются нарядом (л.д. 7), выпиской из лицевого счета застрахованного лица, где отражён факт начисления страховых вносов в сумме <данные изъяты> СКЧ на счёт Мозорева В.И. во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ, справками СКЧ о том, что Мозорев В.И. выполнял ремонт трактора <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, за что ему была начислена заработная плата в сумме <данные изъяты>, произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ в размере <данные изъяты>, расчет произведён пшеницей (л.д.52, 53).

О том, что Мозорев В.И. оказывал услуги СКЧ, указано и в его исковом заявлении (л.д. 4). В судебном заседании Мозорев В.И. так же пояснял, что дважды ездил в <адрес>, консультировал работников СКЧ по поводу ремонта моста трактора.

Объяснения Мозорева В.И. о том, что услуги СКЧ он оказывал бесплатно, суд оценивает, как недостоверные, так как они опровергаются приведёнными выше доказательствами, а так же объяснениями Мозорева В.И. о том, что полученная от СКЧ пшеница находится в настоящее время у него дома.

Статья 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что занятыми считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Часть 3 статьи 3 указанного Закона определяющая порядок и условия признания граждан безработными, предусматривает, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Статья 35 указанного Закона предусматривает, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.

На основании указанных норм Мозорев В.И. в ДД.ММ.ГГГГ являлся занятым и подлежал снятию с учёта в качестве безработного с прекращением выплаты пособия по безработице.

Однако в судебном заседании установлено, что Мозорев В.И. не сообщил в ЦЗН о том, что он оказывал платные услуги СКЧ. Это следует из объяснений Мозорева В.И. и представителя ЦЗН Николаева Е.Н.

Этот факт повлёк выдачу ЦЗН Мозореву В.И. предложения о назначении трудовой пенсии по старости досрочно при отсутствии законных оснований, так как с последнего места работы он не был уволен по основаниям, предусмотренным ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 12-13 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Минтруда РФ № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27 февраля 2002 г. при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Учитывая установленный в судебном заседании факт занятости Мозорева В.И. после увольнения по сокращению штатов, права на получение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» у него не имеется, поэтому оспариваемым истцом решением Управления ему было обоснованно отказано в назначении трудовой пенсии. Оснований для признания данного решения незаконным не имеется.

Таким образом, иск Мозорева В.И. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мозорева В.И. к ГУУП о признании незаконным решения ГУУП об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и его отмене, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.

Судья Мирко О.Н.

Решение изготовлено 17 апреля 2012 г.