Решение по иску об обязанности разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков (не вступило в законную силу)



Дело № 2-90/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2011 года с. Завьялово

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего- Богдановой И.А.

При секретаре- Абт Н.В.

С участим прокурора- Караулова А.Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МО ЧС об обязанности разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков

У С Т А Н О В И Л :

В суд с иском обратился прокурор <адрес> указывая, что

прокуратурой <адрес>, в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей, проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог МО ЧС правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ №196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст.21 Закона).

Статья 30 ФЗ №196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Пункт 3 ст.3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 N 32-ЗС "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Принимая во внимание, что в соответствии со ст.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п.1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД.

Проведенной проверкой установлено, что МО ЧС дислокация дорожных знаков в установленном порядке не разработана и не утверждена.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> ответчиком представлена информация, согласно которой АЧС не разрабатывала и не принимала дислокацию дорожных знаков, расположенных на территории МО ЧС.

Однако наличие соответствующей дислокации дорожных знаков необходимо, так как в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч. 5 ст. 3 Устава МО ЧС: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относиться к вопросам местного значения поселения.

Бездействие же органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

Кроме того, отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, Российской Федерации, в связи с чем прокурор просит обязать МО ЧС в лице АЧС разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в МО ЧС. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МО ЧС Евтушенко Н.В. исковые требования признал.

Суд в соответствии со ст. 39,173 ГПК РФ принимает признание иска и считает, что оно не противоречит закону и не нарушает чьих либо законных прав и интересов.

В соответствии со ст. 198 ч.4 ГПК РФ суд не приводит иных мотивированных доводов по удовлетворению иска.

Руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать МО ЧС в лице АЧС разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в МО ЧС.

Установить МО ЧС срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Завьяловский районный суд.

Председательствующий: И.А. Богданова