ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 16.02.2011г.
Судья Засвияжского районного суда г.Ульяновска Штунь А.А.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Шушина О.С.,
подсудимого Кочеткова С.А.,
защитника адвоката Попова В.Н., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Пиуновой Е.В.,
с участием потерпевших ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Кочеткова С.А., <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Кочетков С.А. совершил нарушение лицом, управляющим другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 10 часов 15 минут Кочетков С.А., управляя автобусом марки <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> двигался по автодороге «<адрес>» в направлении от <адрес>
<адрес>. При этом Кочетков С.А., проявляя преступное легкомыслие, в нарушение требований пункта 2.3.1. Правил дорожного движения РФ, обязывающего водителя транспортного средства перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также пунктов 10.3, 10.1 Правил дорожного движения РФ управлял технически неисправным автобусом, а именно с технически неисправной подвеской, вел автобус со скоростью более 70 км/ч, которая явно превышала установленное вне населенных пунктов ограничение максимальной скорости движения автобусов не более 70 км/ч, а также с учетом дорожных условий, а именно колейности проезжей части, не обеспечивала возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Двигаясь таким образом в районе 214 км указанной автодороги, Кочетков С.А., продолжая проявлять преступное легкомыслие, в нарушение требований пункта 1.4, согласно которому на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; пункта 9.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними, при этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, в условиях движения с превышением скорости, а также колейности проезжей части применил торможение, в результате чего не справился с управлением транспортного средства и выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автобусом <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением ФИО12, двигавшимся во встречном ему направлении. В результате вышеописанного дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя Кочеткова С.А., пассажиры автобуса <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, ФИО6, ФИО7, ФИО2 и ФИО1 скончались от полученных телесных повреждений.
Согласно заключения дополнительной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у гр. ФИО6 имелись следующие повреждения: тупая сочетанная травма тела: множественные ссадины лица и волосистой части головы, кровоизлияние в мягкие ткани головы, субарахноидальное кровоизлияние в головном мозге; полный перелом левого большого рога подъязычной кости у его основания; кровоизлияние в парааортальную клетчатку в области грудного отдела аорты, множественные двустронние переломы ребер по нескольким анатомическим линиям со смещением, кровоизлияния в прикорневые отделы легких, ушиб нижней доли левого легкого; разрывы селезенки и печени, кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника, в клетчатку в области ворот селезенки и в околопочечную ^клетчатку левой почки; закрытый оскольчатый перелом левой бедренной кости в средней трети со смещением, ушибленная рана на передней поверхности левой голени, множественные ссадины и кровоподтеки в области туловища и конечностей. Тупая сочетанная травма тела по признаку опасности для жизни расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью и в данном случае повлекла за собой смерть. Причиной смерти явилась тупая сочетанная травма тела, проявившаяся множественными переломами костей скелета с повреждением внутренних органов, осложнившаяся развитием травматического шока.
Согласно заключения дополнительной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО7 обнаружены множественные ссадины лица, кровоизлияния в мягких тканях головы в лобных областях; левосторонние переломы ребер по передне-подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры, ушиб левого легкого, разрыв нисходящего отдела дуги аорты; кровоизлияния в области околопочечных клетчаток; множественные повреждения ткани селезенки, правой доли
печени; ссадины кистей, закрытый перелом костей левого предплечья, множественные ссадины, кровоподтеки на ногах, открытые оскольчатые переломы костей голеней. Причинение тупой сочетанной травмы тела квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая за собой смерть. Причиной смерти его явилась тупая сочетанная травма тела, сопровождавшаяся переломами костей скелета, повреждениями внутренних органов и осложнившаяся острой кровопотерей и шоком, что и явилось непосредственной причиной смерти.
Согласно заключения дополнительной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у гр. ФИО2 имелись следующие повреждения: тупая сочетанная травма тела: множественные ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны в области лица, кровоизлияние в мягкие ткани лица слева, субарахноидальное кровоизлияние в головном мозге, линейный перелом верхнего края левой орбиты, линейный перелом костей основания черепа слева; кровоизлияние в парааортальную клетчатку в области грудного отдела аорты, кровоизлияние в мягкие ткани груди в проекции грудины, множественные двустронние переломы ребер по нескольким анатомическим линиям со смещением, кровоизлияния в прикорневые отделы легких; разрывы селезенки и печени, кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника, в клетчатку в области ворот селезенки, в клетчатку забрюшинного пространства и в околопочечную клетчатку обеих почек; закрытый оскольчатый перелом левой бедренной кости на границе средней и нижней ее трети со смещением, множественные ссадины и кровоподтеки в области туловища и конечностей; ушибленная рана на передней поверхности левого коленного сустава. Тупая сочетанная травма тела по признаку опасности для жизни расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью и в данном случае повлекла за собой смерть. Причиной смерти явилась тупая сочетанная травма тела, проявившаяся множественными переломами костей скелета с повреждением внутренних органов, осложнившаяся развитием травматического шока.
Согласно заключения дополнительной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 обнаружены следующие повреждения: кровоподтеки в наружных квадрантах молочных желез, кровоподтек в надключичной области справа, кровоизлияния в мягких тканях груди, перелом грудины на уровне прикрепления рукоятки к телу, переломы ребер справа по окологрудинной линии, локальный перелом 2-го ребра справа по срединноключичной линии с повреждением пристеночной плевры и подключичной вены; кровоподтеки на ногах. Причинение тупой сочетанной травмы тела квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая за собой смерть. Причиной смерти ее явилась тупая сочетанная травма тела, сопровождавшаяся переломами костей скелета, повреждением подключичной вены справа и осложнившаяся кровопотерей и шоком.
Таким образом, данное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Кочеткова С.А., который грубо нарушил и проигнорировал требования Правил дорожного движения РФ, а именно:
п. 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
п.2.3.1. Перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
п.9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7. 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для
встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т -только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
п. 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
п. 10.3 Вне населенных пунктов разрешается движение:
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:
п.З. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Подсудимый Кочетков С.А. в судебном заседании виновным себя по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ, признал частично и в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 10 часов 15 минут он, Кочетков С.А., управляя автобусом марки <данные изъяты> маршрута №, двигался с пассажирами по автодороге «<данные изъяты>» в направлении от <адрес> к <адрес> со скорость в пределах 40 км/час. Во время движения возникла и проявилась сильным стуком спереди слева неисправность передней гидро-пневматической подвески автобуса вследствие самопроизвольного падения давления в левой передней амортизационной пневмо-подушке. Данную неисправность, как проявлявшуюся часто в процессе эксплуатации данного автобуса, он обычно исправлял тем, что останавливался, приводил в действие систему повышения давления воздуха в пневмо-подушке, когда давление воздуха приходило в норму, он продолжал движение. Так он решил поступить и в этот раз, но не остановился сразу, а решил продолжить движение до удобного места для остановки, он стал притормаживать, чтобы свернуть вправо и остановиться, но произошел внезапный увод автобуса влево, в сторону встречного движения, в момент, когда он почти поравнялся со встречным автобусом <данные изъяты>, справиться с управлением он не смог, и произошло столкновение двух автобусов. По его мнению, встречный автобус также мог в движении частично выезжать на полосу его движения, но сам этого он не видел.
Помимо частичного признания подсудимым Кочетковым С.А. вины и его показаний об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ, вина подсудимого подтверждается совокупностью представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств.
Потерпевший ФИО8 в судебном заседании показал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была его матерью. ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что мать погибла в результате ДТП. Об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия ему известно, что ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов мать на маршрутном такси - автобусе «<данные изъяты>» по автодороге «<адрес>» возвращалась с работы домой в <адрес>. Во время движения автобус <данные изъяты>, движущийся во встречном направлении, выехал на полосу движения маршрутного такси, в результате чего произошло столкновение автобуса <данные изъяты> с автобусом «<данные изъяты>». С места происшествия мать с телесными повреждениями на скорой помощи увезли в больницу, где она скончалась от полученных при ДТП травм. Исковых требований в настоящем судебном заседании не имеет.
Потерпевшая ФИО9 в судебном заседании показала, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся ее отцом. ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов 30 минут ей сообщили, что отец и сестра ФИО10 явились участниками дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса <данные изъяты>, на котором они ехали в качестве пассажиров, и автобуса <данные изъяты>, произошло столкновение этих автобусов, в результате ДТП которого отец скончался, а сестра получила телесные повреждения. Исковых требований в настоящем судебном заседании не имеет.
Потерпевшая ФИО5 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 9-20 ее муж ФИО6 сообщил ей, что осуществил посадку в маршрутный автобус и следует домой. Около 10-30 того же дня ей стало известно, что муж погиб в результате столкновения автобуса, на котором он следовал, и автобуса <данные изъяты>. Исковых требований в настоящем судебном заседании не имеет, на излишне строгом наказании для подсудимого не настаивает.
Потерпевшая ФИО11 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов узнала, что ее сын ФИО7 погиб при столкновении автобуса <данные изъяты>, в котором тот следовал в качестве пассажира, с автобусом <данные изъяты> №-го маршрута. Приехав на место ДТП, она увидел, что автобус <данные изъяты> опрокинут на обочину по ходу движения, автобус <данные изъяты> находится поперек дороги направлением к движению автобуса <данные изъяты>. Исковых требований морального характера в настоящем судебном заседании не имеет, просит суд взыскать с подсудимого расходы на погребение погибшего ФИО7
Свидетель ФИО12 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлял перевозку пассажиров на маршрутах №№ № <адрес> на автобусе <данные изъяты>». Около 10 часов ДД.ММ.ГГГГ он следовал из <адрес> с пассажирами в направлении <адрес>, навстречу ему двигался автобус <данные изъяты> под управлением подсудимого. Когда автобусы почти сравнялись, <данные изъяты> внезапно изменил направление движения, выехал на полосу его движения и произошло столкновение, при котором получили различные травмы его пассажиры, четверо из них погибли, сам он также получил травмы, приведшие к инвалидности. Перед ДТП он двигался по своей полосе, без нарушения ПДД РФ.
Свидетель ФИО13 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов на своем автомобиле <данные изъяты> двигался по автодороге <данные изъяты> в направлении <адрес> за автобусом <данные изъяты> №-го маршрута. Данный автобус двигался с большой скоростью, более 70 км/час, так как он не смог его обогнать и приблизиться к нему, хотя следовал со скоростью около 80-90 км/час; примерно в 200 м от поворота на <адрес>, перед <данные изъяты> автобус <данные изъяты> внезапно изменил направление движения резко влево, и на полосе встречного движения ударил в левый борт автобуса <данные изъяты> встречного направления, отчего тот опрокинулся и упал на крышу на обочину справа по ходу своего движения. Признаков торможения автомбуса <данные изъяты> перед ДТП он не заметил, автобус <данные изъяты> следовал перед ДТП по своей полосе движения, не выезжая на сторону движения автобуса <данные изъяты>
Из показаний свидетеля ФИО14 следует, что ДД.ММ.ГГГГ она в качестве пассажира находилась в автобусе <данные изъяты> под управлением подсудимого Кочеткова С.А., автобус двигался с большой скоростью, перед <данные изъяты> автобус, не снижая скорости, резко свернул влево и совершил столкновение с движущимся во встречном направлении автобусом <данные изъяты>. После столкновения их автобус находился на полосе встречного движения, автобус <данные изъяты> был опрокинут на крышу и находился на обочине справа по ходу своего движения – т.1 л.д.238-239;
Согласно протоколу и заключений автотехнических экспертиз, столкновение автобусов <данные изъяты> под управлением водителя ФИО12 и <данные изъяты> под управлением водителя Кочеткова С.А. произошло ДД.ММ.ГГГГ на автодороге <данные изъяты> на полосе движения автобуса <данные изъяты>. В момент ДТП автобус <данные изъяты> имел неисправность подвески; непосредственной причиной данного ДТП явилась совокупность неправильно, без учета состояния дорожного покрытия, выбранной водителем автобуса <данные изъяты> скорости и других действий водителя Кочеткова С.А. при управлении автобусом <данные изъяты>, а его действия не соответствовали требованиям п. 1.4, 2.3.1, 9.1,10.1, 10.3 ПДД РФ – л.д.29-45 т.1. 90-109 т.2, 21-25 т.3;
Согласно заключения медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у гр. ФИО6 имелись следующие повреждения: тупая сочетанная травма тела: множественные ссадины лица и волосистой части головы, кровоизлияние в мягкие ткани головы, субарахноидальное кровоизлияние в головном мозге; полный перелом левого большого рога подъязычной кости у его основания; кровоизлияние в парааортальную клетчатку в области грудного отдела аорты, множественные двустронние переломы ребер по нескольким анатомическим линиям со смещением, кровоизлияния в прикорневые отделы легких, ушиб нижней доли левого легкого; разрывы селезенки и печени, кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника, в клетчатку в области ворот селезенки и в околопочечную ^клетчатку левой почки; закрытый оскольчатый перелом левой бедренной кости в средней трети со смещением, ушибленная рана на передней поверхности левой голени, множественные ссадины и кровоподтеки в области туловища и конечностей. Тупая сочетанная травма тела по признаку опасности для жизни расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью и в данном случае повлекла за собой смерть. Причиной смерти явилась тупая сочетанная травма тела, проявившаяся множественными переломами костей скелета с повреждением внутренних органов, осложнившаяся развитием травматического шока – т.2 л.д.59-62;
Согласно заключения дополнительной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО7 обнаружены множественные ссадины лица, кровоизлияния в мягких тканях головы в лобных областях; левосторонние переломы ребер по передне-подмышечной линии без повреждения пристеночной плевры, ушиб левого легкого, разрыв нисходящего отдела дуги аорты; кровоизлияния в области околопочечных клетчаток; множественные повреждения ткани селезенки, правой доли
печени; ссадины кистей, закрытый перелом костей левого предплечья, множественные ссадины, кровоподтеки на ногах, открытые оскольчатые переломы костей голеней. Причинение тупой сочетанной травмы тела квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая за собой смерть. Причиной смерти его явилась тупая сочетанная травма тела, сопровождавшаяся переломами костей скелета, повреждениями внутренних органов и осложнившаяся острой кровопотерей и шоком, что и явилось непосредственной причиной смерти – т.2 л.д.38-41;
Согласно заключения медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у гр. ФИО2 имелись следующие повреждения: тупая сочетанная травма тела: множественные ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны в области лица, кровоизлияние в мягкие ткани лица слева, субарахноидальное кровоизлияние в головном мозге, линейный перелом верхнего края левой орбиты, линейный перелом костей основания черепа слева; кровоизлияние в парааортальную клетчатку в области грудного отдела аорты, кровоизлияние в мягкие ткани груди в проекции грудины, множественные двустронние переломы ребер по нескольким анатомическим линиям со смещением, кровоизлияния в прикорневые отделы легких; разрывы селезенки и печени, кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника, в клетчатку в области ворот селезенки, в клетчатку забрюшинного пространства и в околопочечную клетчатку обеих почек; закрытый оскольчатый перелом левой бедренной кости на границе средней и нижней ее трети со смещением, множественные ссадины и кровоподтеки в области туловища и конечностей; ушибленная рана на передней поверхности левого коленного сустава. Тупая сочетанная травма тела по признаку опасности для жизни расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью и в данном случае повлекла за собой смерть. Причиной смерти явилась тупая сочетанная травма тела, проявившаяся множественными переломами костей скелета с повреждением внутренних органов, осложнившаяся развитием травматического шока – т.2 л.д.18-22;
Согласно заключения медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 обнаружены следующие повреждения: кровоподтеки в наружных квадрантах молочных желез, кровоподтек в надключичной области справа, кровоизлияния в мягких тканях груди, перелом грудины на уровне прикрепления рукоятки к телу, переломы ребер справа по окологрудинной линии, локальный перелом 2-го ребра справа по срединноключичной линии с повреждением пристеночной плевры и подключичной вены; кровоподтеки на ногах. Причинение тупой сочетанной травмы тела квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и в данном случае повлекшая за собой смерть. Причиной смерти ее явилась тупая сочетанная травма тела, сопровождавшаяся переломами костей скелета, повреждением подключичной вены справа и осложнившаяся кровопотерей и шоком – т.2 л.д.80-82;.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает вину Кочеткова С.А. доказанной, его действия правильно квалифицированы по ч.5 ст.264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, поскольку подсудимый, неся в соответствии с требованиями правил дорожного движения ответственность за безопасность вождения, жизнь и здоровье перевозимых им пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения, грубо нарушил эти правила и обязанности, управлял транспортным средством, с излишне высокой скоростью, превышающей установленное ограничение, в условиях наличия впереди по ходу движения препятствий для продолжения движения без снижения скорости – ненадлежащего состояния дорожного покрытия – образовавшейся в асфальтовом покрытии колейности, осознаваемой им технической неисправности подвески автобуса, что также требовало повышенной от него предусмотрительности, имея возможность предотвратить столкновение транспортных средств, путем выполнения требований Правил, не выполнил требований ПДД РФ, прямо обязывающих принять меры к снижению скорости, продолжать движение и выбрать при этом скорость лишь убедившись, что дальнейшее движение и выбранная скорость разрешены и безопасны, принять меры к устранению технических неисправностей и не продолжать движение до их устранения, если эти неисправности влекут опасность для движения и создают опасность для других участников дорожного движения, вследствие чего им была по своей вине утрачена возможность предотвратить столкновение и был допущен выезд на сторону дороги, предназначенную для движения в встречном направлении, с последовавшим столкновением с автобусом, двигавшимся во встречном направлении, в результате ДТП 4-м пассажирам встречного автобуса был причинен тяжкий вред здоровью, опасный для их жизни, повлекший смерть 4-х потерпевших, при этом Кочетков не мог не предвидеть наступление общественно-опасных последствий грубого нарушения им Правил дорожного движения РФ, однако легкомысленно рассчитывал на предотвращение этих последствий.
Вина в этом подсудимого полностью подтверждается показаниями потерпевших ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО1, свидетелей ФИО14, ФИО13, при этом все эти лица до событий ДТП ДД.ММ.ГГГГ знакомы с подсудимым не были и оснований к оговору его ими в судебном заседании не установлено, которые подтверждены выводами судебных экспертиз, другими исследованными материалами дела объективного характера и должны быть в указанной совокупности положены в основу приговора. Из этих доказательств в их совокупности видно, что именно Кочетков в качестве водителя управлял транспортным средством в момент совершения ДТП с излишне высокой скоростью и вопреки установленному ограничению, именно Кочетков вследствие несоблюдения и грубого нарушения требований Правил дорожного движения не справился с управлением транспортного средства, вследствие чего произошел его неуправляемый выезд на сторону встречного движения, при этом произошло столкновение левой передней частью автобуса с боковой левой частью встречного автобуса под управлением водителя ФИО12, с последующем его опрокидыванием и образованием значительных, как это видно из данных осмотра места ДТП, механических повреждений и разрушений, тяжелыми ранениями перевозимых в нем пассажиров. Суд уточняет скорость автобуса Кочеткова С.А. с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе показаний свидетеля водителя ФИО13, оснований сомневаться в его объективности при оценке скорости, с которой вел автобус водитель подсудимый Кочетков, у суда не имеется. Доводы подсудимого Кочеткова С.А. о значительно меньшей скорости движения управляемого им автобуса и о возможно также неправильных действиях водителя ФИО12 перед ДТП суд оценивает как надуманные и данные в целях уменьшения степени личной ответственности. В судебном заседании каких-либо достоверных и бесспорных данных о нарушении водителем ФИО12 требований Правил дорожного движения, либо о том, что его действия при управлении транспортным средством каким-либо образом повлияли на развитие дорожной ситуации перед рассматриваемым дорожно-транспортным происшествие не установлено.
При назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление Кочеткова С.А. и на условия жизни его семьи.
Суд учитывает в качестве смягчающих наказание Кочеткова С.А. обстоятельств отсутствие у него судимости, частичное признание вины и его чистосердечное раскаяние, активное, несмотря на частичное признание вины, способствование расследованию преступления, занятие общественно-полезной деятельностью, его возраст, семейное и социальное положение, <данные изъяты>, в том числе вследствие недавней утраты им близкого лица, наличие поощрений за длительный добросовестный труд, участие в общественно-значимых мероприятиях.
Суд учитывает личность подсудимого, который на учете в наркологической и психиатрической больницах не состоит, в быту, по месту жительства и по месту работы характеризуется исключительно положительно, является лицом, ранее не привлекавшимся к административной ответственности, в том числе в области безопасности дорожного движения, при этом подсудимый имеет длительный трудовой и водительский стаж.
Суд, с учетом обстоятельств дела, общественной опасности содеянного, несмотря на положительные данные о личности подсудимого, считает необходимым назначить подсудимому Кочеткову С.А. наказание только в виде лишения свободы реально, оснований для назначения ему наказания с применением ст.73, 64 УК РФ суд не усматривает. Суд, с учетом смягчающих обстоятельств, мнения потерпевших не назначает подсудимому максимальное наказание.
Также суд не находит оснований не применять лишение его права управления транспортным средством в качестве дополнительного наказания.
Исковые требования потерпевшей ФИО11 о возмещении материального ущерба суд, с учетом наличия страховых обязательств, считает необходимым передать на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Кочеткова С.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года, с лишением права управления транспортным средством сроком на три года.
Наказание в виде лишения свободы Кочеткову С.А. отбывать в колонии-поселении.
Меру пресечения Кочеткову С.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Направить вступивший в законную силу приговор суда в Управление федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> для его исполнения.
Обязать осужденного Кочеткова С.А. не позднее пяти суток со дня вступления приговора в законную силу явиться в Управление федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> для получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, назначенного приговором суда.
Срок отбытия наказания исчислять Кочеткову С.А. со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.
Вещественные доказательства: автобус <данные изъяты> оставить в распоряжении владельца.
Вопрос о размерах возмещения по иску потерпевшей ФИО11 о возмещении материального ущерба передать на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора или иного решения, и в тот же срок со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы. При подаче кассационной жалобы осужденный вправе пригласить адвоката (защитника) по своему выбору, отказаться от защитника. В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток суд вправе предложить осужденному пригласить другого защитника, а в случае отказа – принять меры по назначению защитника по своему усмотрению.
Председательствующий А.А. Штунь