По гр. делу (Номер обезличен)
22 июня 2010 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сипатриной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омельченко Л.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж определенных периодов работы в льготном исчислении, признании права на назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
Омельченко Л.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области ( далее также - УПФ) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающей ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 01.12.1989 г. по 03.03.1996 г., с 08.09.1997 г. по 16.05.2000 г., с 12.02.2001 г. по 30.11.2001 г. ( 9 лет 9 мес. 1 день) – далее также спорные периоды, в должности медицинской сестры – анестезиста анестезиологического отделения Ульяновской областной клинической больницы в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), признании права на назначении такой пенсии с 14 апреля 2009 года, возложении обязанности назначить такую пенсию с 14 апреля 2009 года.
Иск обоснован тем, что трудовая деятельность истицы связана с лечебной деятельностью, она имеет в силу действующего пенсионного законодательства право на назначение по данному основанию трудовой пенсии по старости досрочно. Она 14 апреля 2009 года обращалась с соответствующим заявлением в УПФ для назначения такой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г. в назначении пенсии ответчиком было отказано. Основанием к отказу послужило то, что УПФ не включило в ее специальный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении, а включило их в календарном исчислении, в связи с этим не хватило продолжительности специального стажа. УПФ посчитал, что наименование отделения «анестезиологическое» не предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.1992 г. № 634, от 23.07.1993 г. № 701) и перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Кроме того, причиной отказа в льготном исчислении спорного периода послужило и то, что она в период с 27.09.1995 года по 03.03.1996 года находилась в дородовом и послеродовом отпуске в связи с рождением ребенка 06 декабря 1995 года, так как данный период, по мнению УПФ нельзя отнести к профессиональной деятельности.
Она такое решение комиссии УПФ считает необоснованным, нарушающим ее права.
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ от 06.10.1991 г. № 464 установлены Правила исчисления сроков выслуги. Так в частности среднему медицинскому персоналу отделений ( групп) анестезиологии - реанимации, отделений ( палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев.
Ее место работы и должностные обязанности в спорный период времени не изменялись, менялось наименование отделение, происходила его реорганизация. Так, приказом по медицинскому учреждению от 10.05.2000 г. № 114 « О реорганизации анестезиолого - реанимационной службы» было вновь реорганизовано анестезиолого – реанимационное отделение на базе отделений анестезиологии и реанимации.
В соответствии с приказом по медицинскому учреждению от 12.02.2001 г. № 28 « О реорганизации анестезиолого – реанимационного отделения» на базе анестезиолого – реанимационного отделения вновь создано два отделения: анестезиологическое и реанимационное.
Она полагает, что такое переименование отделений не является основанием для не включения в ее специальный стаж в льготном исчислении спорных периодов работы.
Отказ во включении в ее специальный стаж в льготном исчислении периода с 27.09.1995 года по 03.03.1996 года ( дородовой и послеродовый отпуск в связи с рождением ребенка (Дата обезличена) года) также по ее мнению необоснован, так как законодательством не предусмотрены такие запрещения.
Истица сообщает, что на время обращения в УПФ ( (Дата обезличена) года) в УПФ с заявлением о назначении пенсии у нее специальный стаж был более необходимых в соответствии с законом 30 лет, она имеет право на назначении такой пенсии.
Омельченко Л.А. в судебном заседании поддержала иск. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Мажов В.О., представляя по доверенности интересы ответчика, в судебном заседании не признал иск. Суду он дал объяснения, изложив в обоснование возражений позицию, указанную в названном решении комиссии УПФ (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г.
Он пояснил, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев ( утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781) не предусмотрено наименование такого структурного подразделения как « анестизиологическое отделение», а предусмотрено « отделение анестизиологии – реанимации».
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела истицы, пришел к следующему.
Данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что истица (Дата обезличена) года обращалась в УПФ с заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
УПФ (Дата обезличена) года (протокол комиссии (Номер обезличен) (Номер обезличен)) отказал истице в назначении таковой пенсии. Основанием к такому отказу послужило отсутствие необходимой продолжительности специального стажа, позволяющего назначить такую пенсию. Спорные периоды работы были засчитаны в специальный стаж истицы в календарном исчислении и не были засчитаны в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев). Основанием к этому послужило то, что наименование отделения названного медицинского учреждения не соответствует наименованию Перечню наименований работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений ( организаций), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10. 2002 г., с учетом которых период работы засчитывается в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Специальный стаж истицы на дату обращения в УПФ с данным заявлением ( 14 апреля 2009 года), который был засчитан УПФ, составил 25 лет 4 мес. 24 дня, вместо требуемого в соответствии с законом 30 лет.
Эти обстоятельства подтверждаются копией названного решения комиссии УПФ, заявлением от 14 апреля 2009 года.
По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Такое положение содержится в ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – закон о трудовых пенсиях).
Этим же законом регламентированы случаи назначения пенсии по старости ранее указанного возраста.
Так, трудовая пенсия по старости назначается ранее указанного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста ( пп. 20 п. 1 ст. 27 ).
Закон определяет единственное условие, при достижении которого гражданин вправе претендовать на получение такой пенсии, - это наличие специального трудового стажа общей продолжительности не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список / далее также – Список / должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ».
Этим же Постановлением утверждены Правила /далее- Правила/ исчисления периодов работы, дающей право на назначение таковой пенсии. В части не урегулированной этими Правилами следует применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 / далее – старые Правила/.
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев ( далее также Перечень).
Ранее действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.1992 г. № 634, от 23.07.1993 г. № 701). Данным Списком было предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений ( палат) хирургического профиля стационаров и отделений ( групп) анестезиологии – реанимации, отделений ( палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев. При этом в пункте 1 данного Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Судом установлено, что истица работала с 01.12.1989 г. по 03.03.1996 г., с 08.09.1997 г. по 16.05.2000 г., с 12.02.2001 г. по 30.11.2001 г. ( 9 лет 9 мес. 1 день) в должности медицинской сестры – анестезиста анестезиологического отделения ***, что подтверждается записью в трудовой книжке.
Как усматривается из копии трудовой книжки истицы она была принята 01 августа 1987 года на должность медсестры – анестезиста в анестезиолого – реанимационное отделение. Она 01 декабря 1989 года была переведена на должность медсестры – анестезиста в анестезиологическое отделение, 17 мая 2000 года переведена на должность медсестры –анестезиста в анестезиолого- реанимационное отделение; 12 февраля 2001 года - переведена на должность медицинской сестры –анестезиста в анестезиологическое отделение.
Истица выполняла работу все это время в одной и той же должности - медсестры – анестезиста, ее функциональные обязанности не изменялись. Имело место в спорные периоды лишь изменение наименования отделения, его формальное разделение на два отделения.
Об этом суду дала объяснения истца, дали показания свидетели ФИО9, ФИО8, которые работали в спорные периоды в той же должности, что и истица в названном медицинском учреждении.
На этот факт также косвенно указывает то обстоятельство, что 01 декабря 2001 года анестезиологическое отделение переименовано в отделение анестезиологии – реанимации № 1, что усматривается из копии трудовой книжки истицы.
Нахождение истицы в спорный период времени ( с в отпуске по уходу за ребенком в спорный период времени (с 27.09.1995 года по 03.03.1996 года ) не может являться основанием для отказа для включения в специальный стаж истицы в льготном исчислении данного периода работы. Законодательных запрещений по этому поводу не имеется.
Должность и учреждение, в которых протекала трудовая деятельность истицы в спорный период, предусмотрены Списками от 06.09.1991 г. № 464 и от 29.10.2002 г. № 781.
Перечень предусматривает наименование должности « медицинская сестра » и наименование структурного подразделения « отделение анестизиологии – реанимации».
Таким образом, спорные периоды трудовой деятельности подлежат включению истицы в специальный стаж не просто в календарном исчислении, а в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона РФ № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Такое обращение истца в УПФ было 14 апреля 2009 года.
На это время специальный стаж истицы, с учетом засчитанного УПФ ( 25 лет 4 мес. 24 дня) и засчитанного судом, составляет более 30 лет.
При таком положении следует признать право истицы на назначение указанной пенсии с 14 апреля 2009 года и обязать УПФ назначить ей такую пенсию с 14 апреля 2009 года.
Таким образом, данный иск подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее. Истица при обращении в суд с данным иском уплатила государственную пошлину в сумме 200 руб., что подтверждается соответствующей квитанцией.
Дело разрешено в пользу истицы, она имеет право в силу положений п.1 ст.98 ГПК РФ на возмещение за счет другой стороны понесенных судебных расходов. Вместе с тем, истица в судебном заседании отказалась от возмещения судебных расходов, поэтому суд не возлагает на ответчика обязанность по возмещению истице таких расходов.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Омельченко Л.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Омельченко Л.А. дающей ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 01.12.1989 г. по 03.03.1996 г., с 08.09.1997 г. по 16.05.2000 г., с 12.02.2001 г. по 30.11.2001 г. ( 9 лет 9 мес. 1 день) в должности медицинской сестры – анестезиста анестезиологического отделения ФИО17 в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Признать право Омельченко Л.А. на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 апреля 2009 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Омельченко ФИО15 трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 апреля 2009 года.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Дементьев А.Г.