По гр. делу № 2- 1941/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сипатриной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бибесовой М.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
Биберсова М.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее также - УПФ) о возложении обязанности включить в специальный стаж в льготном исчислении ( 1 год и 3 месяца за 1 год работы) периоды работы: с 16.09.1976 г. по 30.09.1976 г., с 16.08.1978 г. по 31.08.1978 г. (1 месяц 9 дней) в должности медицинской сестры Муллакаевской участковой больницы Караидельской ЦРБ Республики Башкортостан, с 17.03.1998 г. по 31.12.1999 г. (1 год 9 месяцев 14 дней) заведующей АЦМД МУЗ ЦК МСЧ; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ( дата не указана).
Иск обоснован тем, что трудовая деятельность истицы связана с лечебной деятельностью, она имеет в силу действующего пенсионного законодательства право на назначение по данному основанию трудовой пенсии по старости досрочно. Она 15 марта 2010 г. обратилась с соответствующим заявлением в УПФ для назначения такой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии от 16.06.2010 г. (протокол № 855) в назначении пенсии ответчиком было отказано. Основанием к отказу послужило то, что УПФ не включило в ее специальный стаж указанные выше периоды ее работы, в связи с этим не хватило продолжительности специального стажа. С указанным решением комиссии она не согласна, считает его необоснованным, поскольку указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, зачету его в льготном исчислении.
Истица Биберсова М.В. в судебное заседание не явилась, доверила свои интересы представлять ФИО4
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Дополнительно суду пояснила, что работа истицы в спорный период времени в названном учреждении подтверждается справкой МУЗ Караидельской ЦРБ. Истице не был засчитан спорный период работы в МУЗ Караидельской ЦРБ в связи с ненадлежащим оформлением документов администрацией названного учреждения. Полагает, что в этом нет вины истицы, в связи с чем не может служить основанием для отказа истице во включении данного периода в трудовой стаж. В 1998-1999 г. истица работала в МУЗ ЦК МСЧ, в тарификационном списке указано, что она имела высшую квалификацию и разряд 14- это разряд врача. Оплата труда рассчитывалась ей как врачу. Истица по настоящее время работает в той же должности в том же медицинском учреждении.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В отзыве сообщается, что право на исчисление периодов работы в льготном порядке предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу, указанным в Списке от 29.10.2002 г. № 781 ( медики). Им один год, приходящийся на работу в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках) считается за один год и 3 месяца.; врачам и среднему медицинскому персоналу, указанным в Перечне от 29.10.2001 года № 781 ( медики), осуществлявшим лечебную деятельность в отдельных структурных подразделениях, предусмотренных в Перечне от 29.10.2002 года № 781. Указанным лицам один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев. Комиссия УПФР не засчитала в специальный стаж истицы следующие спорные периоды работы с 16.09.1976 года по 30.09.1976 года; с 16.08.1978 года по 31.08.1978 года ( 1 мес. и 9 дней) в должности медицинской сестры Муллакаевской участковой больницы Караидельской ЦРБ Республики Башкортостан - поскольку приказы об увольнении отсутствуют, данные предоставлены по лицевым счетам. По лицевым счетам за 1976 г., 1978 г. число увольнения не просматривается; с 17.03.1998 г. по 31.12.1999 г. ( 1 год 9 мес. 14 дней)- заведующая АЦМД МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть» г. Ульяновска, по первичным документам и по акту документальной проверки от 04.03.2010 г., в спорный период работы истица занимала должность заведующей ( руководителя) - должность не предусмотрена Списком от 29.10.2002 г. № 781.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела истицы, пришел к следующему.
Данный иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что истица 15.03.2010 г. обращалась в УПФ с заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
УПФ 16.06.2010 г. (протокол № 855) отказал истице в назначении таковой пенсии. Основанием к такому отказу послужило отсутствие необходимой продолжительности специального стажа, позволяющего назначить такую пенсию. Спорные периоды работы были засчитаны в специальный стаж истицы в календарном исчислении и не были засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев). Основанием к этому послужило то, что наименование отделения названного медицинского учреждения не соответствует наименованию Перечню наименований работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10. 2002 г., с учетом которых период работы засчитывается в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Специальный стаж истицы на дату обращения в УПФ с данным заявлением (15.03.2010 г.), который был засчитан УПФ, составил 28 лет 1 мес. 12 дней, вместо требуемого 30 лет, страховой стаж на дату обращения составляет 29 лет 10 мес. 2 дня.
Эти обстоятельства подтверждаются копией названного решения комиссии УПФ от 16 июня 2010 г.
По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Такое положение содержится в ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – закон о трудовых пенсиях).
Этим же законом регламентированы случаи назначения пенсии по старости ранее указанного возраста.
Так, трудовая пенсия по старости назначается ранее указанного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста ( пп. 20 п. 1 ст. 27 ).
Закон определяет единственное условие, при достижении которого гражданин вправе претендовать на получение такой пенсии, - это наличие специального трудового стажа общей продолжительности не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список / далее также – Список / должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ».
Этим же Постановлением утверждены Правила /далее- Правила/ исчисления периодов работы, дающей право на назначение таковой пенсии. В части не урегулированной этими Правилами следует применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 / далее – старые Правила/.
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев ( далее также Перечень).
Спорный период времени с 16.09.1976 года по 30.09.1976 года, с 16.08.1978 г. по 31.08.1978 г. (1 мес.9 дней) в должности медицинской сестры Муллакаевской участковой больницы Караидельской ЦРБ Республики Башкортостан не подлежит включению в страховой и специальный стаж, суду не предоставлено доказательств, подтверждающих дату увольнения истицы из данного медицинского учреждения. Приказы об увольнения за данный период отсутствуют, в представленных лицевых счетах за 1976 г. и 1978 г. дата увольнения истицы не просматривается, записи в трудовой книжки истицы за данный период не имеется. Как пояснила истица в предварительном судебном заседании трудовая книжка в данный период ее работы не оформлялась.
Применительно к данному периоду работы ответчик верно применил положение, предусмотренное п. 45 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555.
Таким образом, в данной части исковых требований Биберсовой М. В. следует отказать.
Судом установлено, что истица работала с 17.03.1998 г. по 31.12.1999 г. (1 год 9 месяцев 14 дней), а также с 15. 03. 2010 г. по 20.04.2010 г. (1 мес. 4 дн.) работала заведующей АЦМД МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть г. Ульяновска, что подтверждается копией ее трудовой книжки, справкой № 405, копией личной карточки, копиями приказов № 59/03-02 от 16.03.1998 года, актом документальной проверки от 04.03.2010 г., выпиской из лицевого счета застрахованного лица от 27.05.2010 г. справкой МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть г. Ульяновска от 27 июля 2010 года.
Об этих фактах суду дала пояснения представитель истца. В соответствии с выпиской от 29.07.2010 г., выданной МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть» Поликлиника № 2, в 1998 года врач Биберсова М.В. осуществляла в указанный период прием больных.
Эти факты в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО9, ФИО8, которые работали в спорный период в МУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть г. Ульяновска.
Согласно тарификационному списку № 2 (Приложение 6) по состоянию на 01.01.1999 г. разряд оплаты труда Биберсовой М.В. составлял 14 дней (для врача, имеющего высшую квалификационную категорию) и увеличивался на 2 как руководителю подразделения. Разряд оплаты труда определялся в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 337 от 15.10.1999 года.
Таким образом, суду предоставлено достаточно данных, свидетельствующих о выполнении в указанный спорный период времени истицей врачебной деятельности.
Наименование должности предусмотрено Списком от 29.10.2002 года № 781 « врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Таким образом, спорный период трудовой деятельности с 17.03.1998 года по 31.12.1999 г., а также с 15. 03. 2010 г. по 20.04.2010 г. (1 мес. 4 дн.) подлежит включению истицы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона РФ № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Такое обращение истца в УПФ было 15.03.2010г. С учетом включенного периода в работы, право на назначение такой пенсии у истицы возникает с 20 апреля 2010 года. (30-летний стаж работы). Суд полагает возможным при таком положении признать за истицей право на назначении указанной пенсии с 20 апреля 2010 года, обязать ответчика назначить истице такую пенсию с 20 апреля 2010 года.
Таким образом, иск Биберсовой М.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области следует удовлетворить частично.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.
Истица понесла судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Дело разрешено в пользу истицы частично, она имеет право в силу положений п.1 ст.98 ГПК РФ на возмещение за счет другой стороны понесенных судебных расходов.
Вместе с тем, представитель истца от ее имени в судебном заседании отказалась от возмещения судебных расходов за счет другой стороны. При таких обстоятельствах суд не возлагает на ответчика обязанности по возмещению истице понесенных по делу судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Бибесовой М.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Бибесовой М.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в должности заведующей АЦДМ МУЗ « Центральная клиническая медико- санитарная часть» г. Ульяновска период работы с 17.03.1998 г. по 31.12.1999 г. (1 год 9 месяцев и 14 дней) и с 15. 03. 2010 г. по 20.04.2010 г. ( 1 мес. 4 дн.).
Признать право Бибесовой М.В. на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 20 апреля 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Бибесовой М.В. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 20 апреля 2010 года.
В удовлетворении иска Бибесовой М.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Дементьев А.Г.