о включении в стаж периодов работы



По гр. делу № 2- 1478 /2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 июня 2010 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Сипатриной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Т.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж определенных периодов работы, признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Чернова Т.Н. обратилась в суд с в иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области ( далее также - УПФ ) о возложении обязанности включить в ее специальный стаж, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.09.2005 г. по 14.10.2007 г., с 07.11.2007 г. по 08.10.2009 г. ( 4 года 16 дней) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» г. Ульяновска, обязать назначить ей такую пенсию с 09 октября 2009 года.

Иск обоснован тем, что трудовая деятельность истицы связана с педагогической деятельностью. Она 09 октября 2009 года обращалась в УПФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, решением комиссии УПФ от 13 апреля 2010 года ей в назначении такой пенсии было отказано. УПФ не засчитал в ее специальный период время ее работы с 01.09.2005 г. по 14.10.2007 г., с 07.11.2007 г. по 08.10.2009 г. ( далее также - спорный период ) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» г. Ульяновска, поэтому ее специальный стаж составил 21 год 2 дня вместо требуемого 25 лет. УПФ посчитал, что спорный период не может быть включен в специальный период, так как не соблюдены в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года два условия: на 01.01.2001 г. у нее педагогический стаж составляет 16 лет 4 месяца день вместо необходимых 16 лет. 8 мес.; в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года отсутствует факт работы в должностях и учреждениях дополнительного образования.

Она не согласна с таким решением УПФ, считает его необоснованным и нарушающим ее права. Она вынуждена была перевестись в МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» в связи с сокращением штатов в школе № 62 г. Ульяновска, в которой она работала. Кроме того, УПФ не учел, что Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319 –ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подпункту 7-12 статьи 28 названного закона признаны утратившими силу, то есть Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской федерации» и « Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил свою силу.

Указанным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ пункт 3 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изложен в следующей редакции: « Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа не соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия в по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после для вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом».

Истица сообщает, что по состоянию на 17 декабря 2001 года ее педагогический стаж составлял 17 лет. 3 мес. 14 дней при необходимом 12 лет 6 мес.

Основным принципом назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, согласно ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является 25- летняя педагогическая деятельность в учреждениях для детей. По состоянию на 09 октября 2009 года ( дата обращения в УПФ) ее педагогический стаж составил 25 лет 18 дней.

Она полагает, что при таких обстоятельствах, в соответствии с законодательством она имеет право на назначении указанной выше пенсии.

Истец Чернова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

Горбунова Е.А., представляя по доверенности интересы истца, в судебном заседании поддержала иск и доводы своего доверителя.

Дополнительно суду она пояснила, что между учреждением, в котором работает истица – МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» и муниципальными образовательными учреждениями ( МОУ лицей физики и математики № 40, МОУ средняя общеобразовательная школа № 62) заключены договора о создании детских объединений, в соответствии с которыми истица ведет занятия с детьми таких образовательных учреждений.

Мажов В.О., представляя по доверенности интересы ответчика, в судебном заседании не признал иск. Суду он в обоснование возражений, с учетом своего письменного отзыва, изложил доводы, по которым УПФ отказало истице в назначении пенсии в указанном выше решении комиссии УПФ от 13 апреля 2010 года № 513.

Его возражения дополнительно заключались в следующем. В соответствии с Федеральным законом « О трудовых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста ( пп.19 п.1 ст. 27).

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должностях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей» в образовательных учреждениях дополнительного образования для детей.

С принятием Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 года № 79 « О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей» в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работы в учреждения дополнительного образования детей после 1 января 2001 года.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного отказанного дела истицы, пришел к следующему.

Данный иск подлежит отклонению по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно пп. 19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 данного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно – правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно – правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируют нормативные правовые акты, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации утверждает списки конкретных работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается пенсия в связи с особыми условиями труда.

Правительству Российской Федерации делегировано право принимать определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда. В том случае, если занимаемая должность или выполняемая работа не соответствует принятым Правительством спискам и правилам, право на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда не возникает, хотя гражданин мог всю свою трудовую жизнь заниматься указанной выше деятельностью.

Список расширительному толкованию не подлежит, поэтому в подсчет специального стажа, дающего право на назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, включается не всякая работа, связанная с педагогической деятельностью, а лишь та, которая протекала в должностях и учреждениях, поименованных в списке. При этом необходимо, чтобы Списку одновременно соответствовали наименование как должности, так и учреждения.

На время обращения истицы в УПФ с заявлением о назначении пенсии действовал Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила, исчисления периодов работы, дающие право на назначении таковой пенсии, утвержденные Постановлением Правительства № 781 от 22 октября 2002 года.

Судом установлено, что трудовая деятельность истицы связана с педагогической деятельностью. Она 09 октября 2009 года обращалась в УПФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, решением комиссии УПФ от 13 апреля 2010 года ей в назначении такой пенсии было отказано.

УПФ не засчитал в ее специальный период время ее работы с 01.09.2005 г. по 14.10.2007 г., с 07.11.2007 г. по 08.10.2009 г. в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» г. Ульяновска, поэтому ее специальный стаж составил 21 год 2 дня вместо требуемого 25 лет.

УПФ посчитал, что спорный период не может быть включен в специальный стаж, так как не соблюдены в соответствии с п. 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года два условия: на 01.01.2001 г. у нее педагогический стаж составляет 16 лет 4 месяца день вместо необходимых 16 лет. 8 мес.; в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года отсутствует факт работы в должностях и учреждениях дополнительного образования.

Об этих обстоятельствах суду сообщила истица. Данные факты подтверждаются соответственно копией протокола (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года о решении комиссии УПФ.

Истица работала в спорный период - с 01.09.2005 г. по 14.10.2007 г., с 07.11.2007 г. по 08.10.2009 г. ( 4 года 16 дней) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» г. Ульяновска, что подтверждается копией ее трудовой книжки.

Суд при разрешении данного спора принимает во внимание позицию ответчика по существу иска, поскольку она соответствует закону.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей ( педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Списки и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия « педагогическая деятельность» и « учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесены к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизическими нагрузками предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должностях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей» в образовательных учреждениях дополнительного образования для детей.

С принятием Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 года № 79 « О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей» в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности лиц, указанных в пункте 2 раздела « Наименование должностей», применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Поскольку истица не работала в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях дополнительного образования, и по состоянию на 01 января 2001 года ее стаж был менее установленного законом 16 лет 8 месяцев, то оснований для включения в ее специальный стаж спорного периода и, соответственно, назначении указанной пенсии не имеется. УПФ обоснованно отказал истице в назначении данной пенсии.

Указанные выше доводы стороны истца суд не может принять во внимание. Факт того, что истица выполняет работу с детьми в рамках детских объединений, в соответствии с договорами МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» и муниципальными образовательными учреждениями ( МОУ лицей физики и математики № 40, МОУ средняя общеобразовательная школа № 62) не имеет значение для существа данного спора.

Доводы о том, что указанные условия для включения в специальный стаж периода работы ( наличие на 01 января 2001 года стажа педагогической деятельности не менее 16 лет 8 мес. и факт работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года), предусмотренные Правилами назначения пенсии ( утв. Постановлением правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года) отменены законом, не соответствуют действительности и не могут быть приняты судом во внимание.

Не основаны на законе и доводы стороны истца о том, что у истицы в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» на время вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах был выработано 17 лет 3 мес. 14 дней, то есть более половины необходимого педагогического стажа, и что этого условия достаточно для назначения такой пенсии.

Положения п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» к рассматриваемой ситуации не относится, так как они касаются условия и порядка назначения пенсии после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах, который не принят в настоящее время.

Таким образом, данный иск подлежит отклонению.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.

Истец при обращении в суд с данным иском уплатил государственную пошлину в сумме 200 руб., что подтверждается соответствующей квитанцией.

Дело разрешено в пользу ответчика. При таком положении истец в силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ не имеет права на возмещение за счет ответчика данных расходов.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Черновой Т.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности включить в ее специальный стаж, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.09.2005 г. по 14.10.2007 г., с 07.11.2007 г. по 08.10.2009 г. ( 4 года 16 дней) в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД « Центр детского творчества № 4» г. Ульяновска, обязанности назначить ей такую пенсию с 09 октября 2009 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Дементьев А.Г.