о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2- 2640/2010г.

Решение

Именем Российской Федерации

03 октября 2010г. Ульяновск Засвияжский районный суд

в составе председательствующего судьи Бойковой О.Ф.

при секретаре Фадеевой О.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзиной Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании право на досрочную пенсию по старости

Установил:

Истица Мурзина Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику, в последствии уточненным, о признании за ней право на досрочную пенсию по старости. Свои требования обосновывает тем, что она имеет необходимый стаж работы, дающий ей право на данную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако ответчик необоснованно отказывает в начислении ей пенсии. Просит признать за ней право на досрочную пенсию по старости с 08.04.2010г., обязав ответчика включить в льготный стаж периоды ее работы: с 03.07.1987г. по 30.09.1998г. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении 1:1,5 и обязать ответчика назначить ей пенсию с 08.04.2010г.

В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика иск не признал, указывая на то, что оснований для включения спорных периодов времени работы истицы не имеется.

Выслушав пояснение сторон, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.

Каждая из сторон представляет суду доказательства обоснованности либо необоснованности требований и возражений. Ст. 56 ГПК РФ прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Общие основания для назначения пенсии по старости определены в ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В судебном заседании было установлено, что истица обратилась к ответчику 08.04.2010 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии при УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска от 04.06.2010 года ей было отказано в на­значении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истице засчитано 29 лет 05 мес. 15 дней. Не засчи­таны в трудовой стаж время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении 1:1,5 с 03.07.1987г. по 30.09.1998г.

Как усматривается из материалов дела истица работала медицинской сестрой хирургического торакального отделения Ульяновской областной больницы. С 03.07.1987г. по 30.09.1998г. находилась в отпуске по уходу за ребенком. Ответчик указанный период засчитал ей в календарном исчислении.

В соответствии с п.3 Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с последующими дополнениями и изменениями, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Занимаемая истицей должность подпадает под указанное Приложение.

Доводы представителя ответчика в части того, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком следует исчислять в календарном исчислении суд считает несостоятельным.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до дости­жения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения зара­ботной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Ука­занный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательст­ва Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично опла­чиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребен­ком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

Таким образом, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Абзацем четвертым пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секре­тариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщи­нам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмот­рено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до дости­жения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или со­ответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Следовательно, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 03.07.1987г. по 30.09.1988г. подлежит зачету в стаж в льготном исчислении.

При зачета указанного периода времени в льготном исчислении у истицы на дату обращения специальный стаж составляет 30 лет 29 дней, что не оспаривается представителем ответчика.

Факт наличия права у истца на назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 08.04.2010г. при зачете спорного периода времени ответчиком не оспаривается.

По данному делу суд, в силу ст. 123 Конституции РФ, обеспечил равенство прав участников судебного разбирательства по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Мурзиной Н.В. удовлетворить.

Признать за Мурзиной Н.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 08.04.2010г.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж работы Мурзиной Н.В. период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 03.07.1987г. по 30.09.1988г. в льготном исчислении (1:1,5).

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Мурзиной Н.В. досрочную пенсию по старости с 08.04.2010г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: О.Ф. Бойкова