Гражданское дело № 2-2695/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2010 года г.Ульяновск
Засвияжский районный суд в составе
федерального судьи Ю.Ю. Коротковой
при секретаре К.О. Гертер,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославцевой Г.Б. к индивидуальному предпринимателю Каразеевой Е.В. о признании трудового договора заключенным, внесении записи в трудовую книжку, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Ярославцева Г.Б. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Каразеевой Е.В. (ИП ФИО2) о возложении обязанности оформления, предоставления трудовых договоров, справки о трудовом стаже, внесении записи в трудовую книжку. В обоснование иска указала, что с 6 января 1997 года по 31 декабря 2006 года она работала у ответчика продавцом - консультантом. Отдел, в котором она работала, находился сначала в гостинице «<данные изъяты>», ком. №, затем в торговом центре «<данные изъяты>» по <адрес>. Трудовая книжка на нее при приеме и увольнении не заполнялась. Основанием трудовых отношений были трудовые договора, которые предоставлены ей не полностью. В настоящее время она не может оформить документы для получения пенсии. Ее неоднократные обращения к ответчику были оставлены без внимания. Ответчица нарушает ее право на пенсионное обеспечение. До настоящего момента ей не представлены трудовые договоры за период с 1997 по март 2002 года, не оформлен до конца трудовой договор от 22 апреля 2005 года. Ответчик уклоняется от встреч с истицей, нарушая ст. 62 Трудового Кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ). Истица ФИО1 просила суд обязать ответчика предоставить трудовые договоры за период с 1997 по март 2002 года, оформленные надлежащим образом, оформить договор от 22 апреля 2005 года, предоставить справку, подтверждающую ее трудовой стаж с 6 января 1997 по 31 декабря 2006 года, оформить надлежащим образом записи в трудовой книжке для предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
В ходе судебного разбирательства Ярославцева Г.Б. исковые требования уточнила, просила суд признать заключенным трудовой договор с ответчиком с 06.01.1997 г., признать данный трудовой договор прекращенным 31 декабря 2006 г., обязать ответчика внести записи в трудовую книжку о ее приеме и увольнении в указанные периоды, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании Ярославцева Г.Б. иск поддержала, привела доводы, изложенные в иске. Суду пояснила, что с 06.01.1997 г. по 31.12.2006 г. работала у ИП Каразеевой Е.В. в должности продавца – консультанта. При поступлении на работу письменный трудовой договор с ней не заключался. В указанной должности она работала постоянно, в соответствии с трудовым распорядком. 01.03.2002 г. с ответчиком был заключен бессрочный трудовой договор, который в последующем перезаключался 22.04.2005 г. Записи в ее трудовую книжку о приеме и увольнении с работы не вносились. 31.12.2006 г. она была уволена в связи с закрытием предпринимателем своей торговой точки. Задолженности по выплате заработной платы не имелось. В декабре 2009 г. она обратилась к ответчице с просьбой выдать трудовые договора и справку, подтверждающие ее работу в спорный период, а также внести записи в трудовую книжку, что необходимо ей для оформления пенсии и получения звания «Ветеран труда Ульяновской области». Однако ответчица затягивала решение этого вопроса, избегала встреч, ссылаясь на занятость. В результате отсутствия документов, подтверждающих работу у ИП Каразеевой Е.В. ей до настоящего времени не назначена трудовая пенсия по старости, чем нарушаются ее пенсионные права. Считает, что действиями ответчицы ей причинен моральный вред, который оценивает в 50000 руб.
Ответчик ИП Каразеева Е.В. в судебном заседании исковые требования признала в части признания заключенным трудового договора с истицей с 06.01.1997 г., признания его прекращенным 31.12.2006 г., возложения на нее обязанности по внесению записи в трудовую книжку истицы о приеме и увольнении последней. Не согласна с размером компенсации морального вреда. Суду пояснила, что Ярославцева Г.Б. работала у нее в должности продавца – консультанта с 06.01.1997 г. по 31.12.2006 г. При приеме на работу письменный трудовой договор не оформлялся. Истица на этом не настаивала. 01.03.2002 г. между ними был заключен письменный бессрочный трудовой договор. С этого времени она производила все необходимые отчисления за истицу. 31.12.2006 г. истица была уволена в связи прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п.1 ч.1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ). Записи в трудовую книжку ею не вносились, поскольку эта обязанность возникла у индивидуальных предпринимателей лишь после 06.10.2006 г. – даты внесения изменений в Трудовой Кодекс РФ. В декабре 2009 г. к ней обратилась истица с требованием выдать трудовые договора за прошедший период, справку о работе и внесения записи в ее трудовую книжку. Справка была подготовлена ею. Остальную часть требований она выполнить не могла, так как после увольнения истица работала в другом месте. Трудовые договора с 1997 г. по 2002 г. нигде не регистрировались. Заявленный размер компенсации морального вреда считает завышенным. Признает его в размере 5000 рублей.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетеля, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ярославцевой Г.Б. частично.
Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что Каразеева Е.В., ответчица по делу, является индивидуальным предпринимателем с 14 марта 1995 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 апреля 2004 года.
Согласно ст.303 ТК РФ, введенного в действие с 01.02.2002 г. при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором. В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя. Работодатель - физическое лицо обязан: оформить трудовой договор с работником в письменной форме; уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
В силу ст. 424 ТК РФ, настоящий кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно ст. 15 КЗоТ РФ в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Статья 18 КЗоТ РФ устанавливала, что трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ярославцева Г.Б., истица по делу, 6 января 1997 года была принята на работу продавцом-консультантом к ИП Каразеевой Е.В. с местом работы по адресу: <адрес>, гостиница «<данные изъяты>», ком. <адрес>, а позже по адресу: <адрес>, торговый центр «<данные изъяты>».
Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось стороной ответчика, подтверждается представленными трудовыми договорами от 1 марта 2002 года, 22 апреля 2005 года, дополнительным соглашением к последнему трудовому договору от 1 октября 2006 года. Заключение данных договоров, их подписание ИП Каразеевой Е.В. и Ярославцевой Г.Б. подтвердили стороны в судебном заседании.
Суд принимает во внимание, что трудовые договора содержат все существенные условия, определенные ст.57 ТК РФ для трудового договора, в нем определено место работы истицы, именно то, на какое она указывала в судебном заседании, установлен режим работы, заработная плата истицы. Трудовые договора подписаны ответчиком, как индивидуальным предпринимателем, то есть лицом, полномочным заключать трудовые договоры с работниками.
Факт работы истицы подтвердила опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Гришина О.А., которая пояснила, что с 1997 г. она работала вместе с истицей в торговом центре «Торговые ряды». Последняя выполняла работу продавца – консультанта у ИП Каразеевой Е.В.
Суд принимает пояснения данного свидетеля в качестве доказательства по делу, поскольку они подтверждаются другими материалами дела и пояснениями сторон.
Согласно ст.309 ч.1 ТК РФ работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная обязанность введена в отношении индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90 –ФЗ, вступившим в силу 06.10.2006 г. Однако законодатель не утвердил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уж работающих у индивидуальных предпринимателей на момент вступления в силу Федерального закона.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2006 г. № 5140-17 рекомендовано индивидуальным предпринимателям вносить в этом случае запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик Каразеева Е.В. исковые требования в части возложения на нее обязанности по внесению записи в трудовую книжку о приеме и увольнении истицы признала.
Поскольку признание иска в части внесения записи в трудовую книжку сделано в интересах работника, внесение такой записи в отношении Ярославцевой Г.Б., работавшей у ответчицы до 06.10.2006 г., является правом индивидуального предпринимателя, суд считает возможным заявленные требования в этой части удовлетворить.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства дают основания к удовлетворению иска Ярославцевой Г.Б. в части признания трудового договора с ИП Каразеевой Е.В. заключенным с 6 января 1997 года - даты фактического допуска истицы к работе.
Согласно ст.81 ч.1 п.1 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Основанием увольнения по данному основанию является действительное прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем, в том числе на основании им самим принятого решения.
Как следует из пояснений сторон, 31.12. 2006 г. торговая точка ИП Каразеевой Е.В. была закрыта, а связи с чем с истицей были прекращены трудовые отношения.
Работодатели - индивидуальные предприниматели в смысле ст. 20 ТК РФ - это специальные субъекты права, действующие для достижения определяемых законом целей, включая производство прибыли, и соответственно обязанные в тех или иных формах осуществлять государственную регистрацию своей деятельности. Соответственно, прекращение деятельности такого рода работодателей может служить самостоятельным основанием для прекращения трудового договора с работниками по вышеназванному п.1 ч. 1 ст.81 ТК РФ.
Таким образом, суд находит правомерными требования истицы о прекращении трудового договора 31 декабря 2006 года в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем в торговой точке.
Суд полагает возможным решить вопрос об увольнении истицы 31 декабря 2006 года, поскольку доказательств иного в судебное заседание ответчиком не представлено.
С учетом вышеизложенного следует обязать ИП Каразееву Е.В. в соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ внести запись в трудовую книжкуистицы оприеме на работу последней в качестве продавца- консультанта с 06 января 1997 года и об увольнении 31 декабря 2006 года по п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.
Разрешая требования истицы о компенсации морального вреда, суд учитывает, что согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиям работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные засуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копи приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказов об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начислениях и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).
Как установлено судом, 20.08.2010 г. истица передала ИП Каразеевой Е.В. заявление с требованием о предоставлении документов, связанных с работой у ответчика. В установленные сроки данные документы не были предоставлены истице.
Таким образом, в судебном заседании установлены неправомерные действия ответчицы, которая в нарушение требований законодательства РФ в течение длительного времени не оформляла трудовые отношения с истицей, своевременно не выдала копии документов, связанных с ее работой.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о причинении морального вреда истице неправомерным бездействием работодателя ИП Каразеевой Е.В.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела и с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы указанную компенсацию в размере 5 000 руб.
В силу ст.103 ч.1 ГПК РФ с ИП Каразеевой Е.В. подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ярославцевой Г.Б. удовлетворить частично.
Признать заключенным трудовой договор между Ярославцевой Г.Б. и индивидуальным предпринимателем Каразеевой Е.В. с выполнением трудовой функции по должности «продавец-консультант» с06 января 1997 года.
Признать трудовой договор между Ярославцевой Г.Б. и индивидуальным предпринимателем Каразеевой Е.В. прекращенным 31 декабря 2006 года по п.1 ч.1 ст.81 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Обязать индивидуального предпринимателя Каразееву Е.В. внести запись в трудовую книжкуЯрославцевой Г.Б. оприеме на работу последней в качестве продавца- консультанта с 06 января 1997 года и об увольнении 31 декабря 2006 года по п.1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации - прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Каразеевой Е.В. в пользу Ярославцевой Г.Б. в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
В остальной части иска Ярославцевой Г.Б. к индивидуальному предпринимателю Каразеевой Е.В. отказать.
Взыскать синдивидуального предпринимателя Каразеевой Е.В. в местный бюджет государственную пошлину в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный судг. Ульяновска в течение 10 дней.
Федеральный судья: Ю.Ю. Короткова