о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2- 2641/2010г.

Решение

Именем Российской Федерации

04 октября 2010г. Ульяновск Засвияжский районный суд

в составе председательствующего судьи Бойковой О.Ф.

при секретаре Фадеевой О.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Метлевой М.М. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании право на досрочную пенсию по старости

Установил:

Истица Метлева М.М. обратилась в суд с иском к ответчику, в последствии уточненным, о признании за ней право на досрочную пенсию по старости. Свои требования обосновывает тем, что она имеет необходимый стаж работы, дающий ей право на данную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако ответчик необоснованно отказывает в начислении ей пенсии. Просит признать за ней право на досрочную пенсию по старости с 03.06.2010г., обязав ответчика включить в льготный стаж периоды ее работы: с 30.05.1977г. по 07.08.1979г. в должности медсестры-воспитателя детского комбината №143 Треста «Спецстроймеханизация» УМ №2 г. Ульяновска; с 09.08.1979г. по 31.12.1979г. в должности сестры-воспитателя в ясли-саду №158 «Главульяновскстрой»; с 06.01.2003г. по 17.02.2003г. и с 31.03.2008г. по 30.04.2008г. курсы повышения квалификации и назначить ей пенсию с 03.06.2010г.

В судебном заседании истица на иске настаивает.

Представитель ответчика иск не признала, указывая на то, что оснований для включения спорных периодов времени работы истицы не имеется.

Выслушав пояснение сторон, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.

Каждая из сторон представляет суду доказательства обоснованности либо необоснованности требований и возражений. Ст. 56 ГПК РФ прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Общие основания для назначения пенсии по старости определены в ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Список соответствующих должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости данной категории утверждаются Правительством РФ.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.1 подп. 11 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости включаются периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим врачебную деятельность при условии ее выполнения в режиме нормальной (или сокращенной) продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

В судебном заседании было установлено, что истица Метлева М.М. (девичья фамилия ФИО12 окончила Ульяновское медицинское училище и решением квалификационной комиссии от 01.03.1975г. ей присвоена квалификация – акушерка.

Из материалов дела, пояснений истицы усматривается, что в период с 30.05.1977г. по 07.08.1979г. в должности медсестры-воспитателя детского комбината №143 Треста «Спецстроймеханизация» УМ №2 г. Ульяновска; с 09.08.1979г. по 31.12.1979г. в должности сестры-воспитателя в ясли-саду №158 «Главульяновскстрой».

Свидетель ФИО13 в суде пояснила, что она работала в детском комбинате №143 с июля 1975г. по июля 1984г. в должности няня-санитарка. Истица пришла где-то в 1977г., работала в должности медсестры-воспитателя в ясельной группе. Принимала детей, измеряла температуру, производила осмотр детей.

Свидетель ФИО14 в суде пояснила, что она работала в детском саду №143 сестрой-воспитательницей. Истица также работала в тот период времени сестрой-воспитательницей в ясельной группе. Поскольку дети маленькие с 1 до 2 лет и с 2 лет до 3 лет в их обязанности входило визуальный осмотр кожных покровов, измерение температуры тела. В садике также была старшая медсестра, которая дела прививки, уколы, следила за санэпидрежимом.

Согласно ведомостей ясли-сада №158 с августа 1979 г. по декабрь 1979г. имеются должности сестры-воспитательницы, и одна должность старшей медсестры.

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию по выслуге лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских садах, детских яслях, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Период работы истицы с 30.05.1977г. по 07.08.1979г. в должности медсестры-воспитателя детского комбината №143 Треста «Спецстроймеханизация» УМ №2 г. Ульяновска; с 09.08.1979г. по 31.12.1979г. в должности сестры-воспитателя в ясли-саду №158 «Главульяновскстрой» относится к периоду деятельности до 01 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положение статьи 6 (части 2), стать 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Кроме того, гражданин, выполняя соответствующую работу, ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, вышеуказанные периоды работы истицы в подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии п.п.20 п.1 ст. 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло был ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Подлежат включению также и периоды работы истицы с 06.01.2003г. по 17.02.2003г. и с 31.03.2008г. по 30.04.2008г. курсы повышения квалификации.

Из материалов дела усматривается, что истица направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка.

После прохождения курсов повышения квалификации истице в 2003г. и в 2008г. были выданы свидетельства о прохождении повышения квалификации, ксерокопии которых имеются в материалах дела.

Таким образом, оснований для отказа в зачете времени нахождения истицы на курсах повышения квалификации не имеется.

Как усматривается, что отказного пенсионного дела, истица обратилась за назначением пенсии 03.06.2010г.

Факт наличия права у истца на назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03.06.2010г. при зачете спорных периодов времени ответчиком не оспаривается.

По данному делу суд, в силу ст. 123 Конституции РФ, обеспечил равенство прав участников судебного разбирательства по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Метлевой М.М. удовлетворить.

Признать за Метлевой М.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03.06.2010г.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж работы Метлевой М.М. периоды ее работы: с 30.05.1977г. по 07.08.1979г. в должности медсестры-воспитателя детского комбината №143 Треста «Спецстроймеханизация» УМ №2 г. Ульяновска; с 09.08.1979г. по 31.12.1979г. в должности сестры-воспитателя в ясли-саду №158 «Главульяновскстрой»; с 06.01.2003г. по 17.02.2003г. и с 31.03.2008г. по 30.04.2008г. курсы повышения квалификации.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Метлевой М.М. досрочную пенсию по старости с 03.06.2010г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: О.Ф. Бойкова