По гр. делу № 2-2873/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сипатриной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцова С.В. к ООО УК « Симбирский альянс» о признании незаконными действий по дополнительным начислениям по оплате коммунальных услуг, пени, исключении из платежных документов дополнительных начислений, пени, перерасчете размера платы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Воронцов С.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ООО УК « Симбирский альянс» ( далее также - управляющая компания) о признании незаконными действий по дополнительным начислениям в связи с пользованием квартирой <адрес> за 2008 год - по теплоснабжению; за 2009 года - по теплоснабжению; за 1, 2 кварталы 2010 года - по ГВС, ХВС, водоотведению, по электроэнергии МОП, по пени за просрочку платежей по данным начислениям и в связи с этим об исключении из платежных документов дополнительных начислений, пени, то есть произвести перерасчет размера платы по коммунальным услугам, пени за данные периоды. Он также просил взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации морального вреда 5000 руб.
В обоснование иска указал, что он пользуется данной квартирой, владеет ей на праве собственности. Ответчик произвел ему указанные дополнительные начисления, корректировки, пени за указанные периоды, конкретные суммы указаны в платежных документах. Он считает, что такие начисления ему произведены ответчиком необоснованно. Нежилые помещения, которые расположены на первом этаже их дома, занимают коммерческие структуры. На первом этаже расположены такие заведения как Пиццерия, Суши Бар, и другие. Арендаторами занят весь первый этаж дома. У арендаторов отсутствуют приборы учета потребляемых коммунальных услуг либо они есть, но не функционируют. Запорная арматура не работает, вода расходуется без какого-либо контроля.
Управляющая компания выставляет арендаторам незначительные объемы потребления коммунальных услуг, что видно из документов, предоставленных управляющей компанией. Не все арендаторы заключили договора на потребление коммунальных услуг с управляющей компанией.
В соответствии с законодательством корректировка оплаты коммунальных услуг не может производиться ежемесячно, а управляющая компания производит такие начисления ежемесячно. Ответчик производит корректировку по ГВС, ХВС, водоотведению и электроэнергии ежемесячно, а не раз в квартал.
Истец сообщает, что ранее в Засвияжском районном суде г. Ульяновска имело место разбирательство по гражданскому делу по иску Прокофьева А.Г. к управляющей компании ( по их дому) по аналогичному иску. В ходе рассмотрения данного дела представлялись документы и фотографии, подтверждающие отсутствие приборов учета у арендаторов помещений первого этажа их дома, утечки воды, наличие несправных приборов учета потребления воды ( акт обследования комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец полагает, что при таких обстоятельствах ответчик производит указанные доначисления по коммунальным услугам незаконно, незаконно произведены начисление пени за просрочку таких дополнительных платежей. Такими действиями ответчика ему причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в 5000 руб.
Истец Воронцов С.В. в судебном заседании поддержал иск. Суду он дал объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Плотникова О.Н., представляя по доверенности интересы ответчика, с учетом доводов письменного отзыва, суду пояснила следующее.
ООО УК «Симбирский альянс» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № на основании решения общего собрания собственников помещений данного дома от 06 июня 2007 года. Управление домом до этого осуществляло УМУП УК ЖКХ « Засвияжье – 1».
Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пункт 19 Правил устанавливает, что при отсутствии коллективных ( общедомовых), общих ( квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется :
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпуктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам… при этом исполнитель производит один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с в подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с Приложением № 2 к данным Правилам исполнитель коммунальных услуг вправе производить корректировку размера платы за потребленные коммунальные услуги.
В ноябре 2008 года управляющая компания по квартире истца произвела корректировку размера платы за отопление за 2008 год в сумме 401 руб. 31 коп. и отражена в счете - квитанции за ноябрь 2009 года. Корректировка размера платы за отопление за 2008 год истцам была произведена по формуле 2 приложения № 2 к названным Правилам ( расчет размера предоставлен в письменной форме).
Корректировка размера платы за отопление за 2009 год была произведена в 2010 году и отражена в счете - квитанции за февраль 2010 года ( расчет размера корректировки предоставлен в письменной форме). Сумма такой корректировки по теплоснабжению за 2009 года составляет 1 489 руб. 85 коп.
При этом учитывалось, что общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен 09 февраля 2009 года.
По общему правилу, в соответствии с пп. 2 п. 2 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих ( квартирных) приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле 7.
Вместе с тем, в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1. При этом размер платы за отопление, определенной по формуле 1 корректируется одни раз в год по формуле 2.
В связи с тем, что в квартире истца индивидуальные приборы учета ХВС, ГВС установлены 01 января 2007 года, расчет размера платы за холодное и горячее водоснабжения, водоотведение, начиная с января 2010 года, производится в соответствии с пунктом 23 Правил, по формуле 9 приложения № 2 к Правилам.
В связи с тем, что в квартире истца индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен 20 января 2009 года, расчет размера платы за электроснабжение производится так же в соответствии с пунктом 23 Правил.
Учитывалось, что общедомовой прибор учета электрической энергии установлен 22 декабря 2008 года, общедомовой прибор учета ХВС установлен 19 февраля 2008 года, общедомовой прибор учета ГВС установлен 09 февраля 2009 года.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяются:
а) для холодого водоснабжения, газоснабжения и электрснабжения - в соответствии с подпуктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
б) для отопления - в соответствии с подпуктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпуктом 3 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Подпункт 1 пункта 3 приложения № 2 устанавливает, что размер платы ( руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.
Формула 9 учитывает объем ( количество) коммунального ресурса ( холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета ( за исключением в помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета ( показатель V ip ), а также технически неизбежные, обоснованные потери электрической энергии, холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах ответчик полагает, что его действия, которые оспаривает истец, не противоречат нормам федерального законодательства и не нарушают прав истца, поскольку размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение по формуле 9 определяется исходя из показаний приборов учета, что соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ. Формула 9 также учитывает требования статей 30 и 39 ЖК РФ, предусматривающих несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
В <адрес> на 1 этаже располагаются организации-арендаторы. Всего 3 крупных арендатора, это «Ивла опт», магазин «Товарищ» и «Хлебторг», которые в свою очередь заключили договоры субаренды. На вводе дома стоит единый прибор учёта тепловой энергии и ГВС, ХВС, как для жильцов дома, так и для организаций-арендаторов. После проведенной проверки они выдали предписание арендаторам, и в настоящее время им произведен перерасчет платы.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Сторонам разъяснялась ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 155 ЖК РФ обязывает вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
<адрес> согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении ООО УК «Симбирский альянс».
Судом установлено, что истец на праве собственности владеет квартирой <адрес>. Приборы учёта ХВС, ГВС, потребления электроэнергии имеются.
Истец производил оплату коммунальных услуг, задолженности по оплате не имеет ( не считая оспариваемые им доначисления и корректировки).
Истцу в счет – квитанциях по данной квартире выставлены доначисления и корректировки:
по теплоснабжению за 2008 год - в сумме 401 руб. 31 коп. ( счет - квитанция за ноябрь 2009 года); по теплоснабжению за 2009 год - 1489 руб. 85 коп. ( счет - квитанция за февраль 2010 года); по канализации за 2008 год – 530 руб. 72 коп. ( счет - квитанция за ноябрь 2009 года)
в счете- квитанции за январь 2010 года - по ГВС - 149 руб. 65 коп., по ХВС - 101 руб. 79 коп., по канализации - 113 руб. 10 коп.;
в счете - квитанции за февраль 2010 года по ГВС в сумме 112 руб. 56 коп., по ХВС - 71 руб. 24 коп., по канализации - 90 руб. 73 коп., по электроэнергии МОП - 103 руб. 15 коп.;
в счете - квитанции за март 2010 года по ГВС - 224 руб. 97 коп., по ХВС - 3 руб. 90 коп., по канализации - 61 руб. 33 коп.;
в счете - квитанции за апрель 2010 года по ГВС - 33 руб. 50 коп., по ХВС - 31 руб. 92 коп., по канализации - 64 руб. 50 коп., по электроэнергии - 80 руб. 62 коп.;
в счете - квитанции за май 2010 года - ГВС - 0,51 руб., по ХВС - 40 руб. 34 коп., по канализации - 36 руб. 10 коп., по электроэнергии - 54 руб. 62 коп. ;
в счете - квитанции за июнь 2010 года по ГВС - 76 руб. 86 коп., по ХВС - -24 руб.21 коп., по канализации - -33 руб. 40 коп., по электроэнергии - 35 руб. 26 коп.
Ответчик произвел истцу также начисление пени за просрочку платежа по указанным суммам доначислений ( корректировок).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ платаза жилое помещение, коммунальные услуги длясобственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; коммунальные услуги.
Согласно п. 37 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Выставленные истцу к оплате строки «Доначисление» в платежных документах нарушают требование к структуре платы за жилое помещение и коммунальных услуг, предусмотренные ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая не включает в себя такого наименования платы, как «доначисление». Также суд отмечает, что жилищным законодательством не предусмотрены доначисления.
При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что доначисления производились по формулам корректировок, это однокоренные слова и по своей сути доначисления означает не что иное как корректировку.
Корректировка в соответствии с законодательством ( указанными Правилами предоставления коммунальных услуг) не может производиться и начисляться ежемесячно. Закон устанавливает возможность для управляющей компании ( исполнителя) производить при наличии определенных условий корректировку размера платы коммунальных услуг соответственно раз в квартал и раз в год. Ежемесячные доначисления при таком положении по своей сути не подпадают под содержание такого понятия как « корректировка», являются доначислениями, не предусмотренными жилищным законодательством.
Следовательно, изменение размера платы за услуги, как и сами начисления за вышеуказанные услуги должны производиться в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
Коллективные (общедомовые) приборы учёта по данному дому введены в эксплуатацию: по учету электрической энергии - 22 декабря 2008 года, на холодное водоснабжение - 19 февраля 2008 года, на тепловую энергию -09 февраля 2009 года, что не оспаривалось и было подтверждено сторонами в ходе судебного разбирательства.
В п. 22 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 указано, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 19 вышеназванных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. …. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Ответчик признал выставленные доначисления за ХВС, ГВС, канализацию за 2008 год неверными и, произвел истцу перерасчет, исключив их из платежных документов, что следует из объяснений представителя ответчика, было подтверждено истцом в ходе судебном разбирательства.
Согласно п. 23 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3,
P = n x N x T, (3)
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i
i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
j
(для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения -
кВт·час в месяц на 1 чел.);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения -
руб./кВт·час);
а в помещениях оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9,
При этом управляющая компания вправе для данной категории потребителей производить 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за коммунальные услуги за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжении.
Однако ООО «УК «Симбирский альянс» произвел истцу, как указано выше, согласно счет-квитанциям по ХВС, ГВС, электроэнергии и канализации доначисления, а не корректировку за квартал, что является незаконным.
В п. 19 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006года № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам – формула 2.
Судом установлено, что оплата за теплоснабжение за 2008 и 2009 годы истцом производилась, что не оспаривалось ответчиком. Доначисление за теплоснабжение за 2008г., доначисление за 2009 год ( обозначено в счете – квитанции как корректировка) в данном случае не отвечают положениям законодательства, так как данные начисления не являются начислениями за фактически потребленную услугу. В данном случае, по указанному многоквартирному дому следует учесть, что 1-й этаж дома ООО «УК «Симбирский альянс» сдается в аренду коммерческим организациям, которые в свою очередь заключили договоры субаренды. На вводе в дом установлен единый прибор учета тепловой энергии и водоснабжения, от которых идет подача коммунальных ресурсов как жителям дома, так и организациям-арендаторам.
В ходе проведенного комиссионного осмотра 04 июня 2010 года нежилых помещений 1 этажа и подвала дома было выявлено, что у многих коммерческих организаций отсутствуют приборы учета либо они в неисправном состоянии, при этом идет утечка воды из плохо закрытых кранов и не работающих запорных устройств унитазов. На основании данного акта управляющая компания выдала предписания арендаторам об устранении нарушений. Также им выставлены новые расчеты потребления воды.
При таких обстоятельствах фактические затраты предпринимателей, юридических лиц по потреблению коммунальных услуг, использующих в своих предпринимательских целях нежилые помещения 1 этажа, по сути в виде дополнительных начислений, корректировок возлагаются на истца.
В связи с тем, что суд пришел к выводу о незаконности начисления истцу доначислений, корректировок по вышеназванным основаниям, то и начисленный истцу размер пени не может быть признан законным.
Возникшие правоотношения сторон регулируются Законом РФ « О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом…) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку судом установлены незаконные действия ответчика, как управляющей компании, то требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Исходя из принципа разумности и справедливости, степени нравственных страданий истца, а также конкретных обстоятельств дела, суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, а в остальной части этих требований следует отказать.
В соответствии со п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца…) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50%суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, 50 % суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям.
Суд считает необходимым взыскать с УК «Симбирский альянс» в доход местного бюджета штраф в размере 500 рублей, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Таким образом, данный иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Воронцова С.В. к ООО УК « Симбирский альянс» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО УК « Симбирский альянс» по дополнительным начислениям Воронцову Сергею Васильевичу в связи с пользованием квартирой <адрес>:
2008 год - по теплоснабжению; за 2009 года - по теплоснабжению; за 1, 2 кварталы 2010 года - по ГВС, ХВС, водоотведению, по электроэнергии МОП, по пени за просрочку платежей по данным начислениям и в связи с этим обязать ООО УК «Симбирский альянс» произвести перерасчет размера платы по коммунальным услугам, пени за данные периоды.
Взыскать с ООО УК « Симбирский альянс» в пользу Воронцова С.В. в счет компенсации морального вреда - 1000 руб..
Взыскать с ООО УК « Симбирский альянс» в местный бюджет штраф в сумме 500 руб.
В удовлетворении иска Воронцова С.В. к ООО УК «Симбирский альянс» в остальной части - в части компенсации морального вреда в большей сумме - отказать.
Взыскать с ООО УК « Симбирский альянс» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 200 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Дементьев А.Г.