о нарушении прав потребителей



дело № 2-2962/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

Председательствующего судьи Васильевой Е.В.,

При секретаре Петровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тамбовцевой ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» о признании незаконными дополнительных начислений, корректировок за оказанные коммунальные услуги, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Тамбовцева И.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» о признании незаконными действий по выставлению доначислений и корректировок за оказанные коммунальные услуги, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>. Дом <адрес> в г. Ульяновске находится на обслуживании ООО Управляющая компания «Симбирский альянс». В ноябре 2009 года ООО Управляющая компания «Симбирский альянс» предъявила ей счет квитанцию по оплате коммунальных услуг за текущий месяц, в которой были указаны доначисления за коммунальные услуги за 2008 год. Она с указанными доначислениями не согласна. Считает выставленные в платежных документах к оплате доначисления, корректировки и пени не основанными на законе. Указала, что в <адрес> установлены общедомовые приборы учета, через которые происходит снабжение коммунальными услугами арендаторов, которые занимают весь первый этаж дома. На первом этаже расположены такие заведения, как пиццерия, суши-бар, но им ООО УК «Симбирский альянс» выставляет незначительные объемы потребления коммунальных услуг. Не со всеми арендаторами ответчиком заключены договоры на потребление коммунальных услуг. Ответчик нарушает постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года и производит корректировку коммунальных услуг за ГВС, ХВС, водоотведение и электроэнергию ежемесячно, а не 1 раз в квартал. Просит снять доначисления, произведенные ООО Управляющая компания «Симбирский альянс», за коммунальные услуги 2008 года – теплоснабжение и водоотведение; 2009 год – теплоснабжение и 1, 2 кварталы 2010 года – теплоснабжение, ГВС, ХВС, водоотведение и электроэнергию МОП, а также пени на указанные виды платежей.

В суде истица поддержала исковые требования в полном объеме. Указала, что из показаний общедомовых приборов учета в полной мере не исключаются объемы коммунальных услуг, потребляемых арендаторами. В арендованных помещениях отсутствуют приборы учета или находятся в нерабочем состоянии. С двух сторон в доме имеются рюмочные, в которых в смывных бочках не работает запорная арматура, и вода свободно течет в унитаз, в этих помещениях отсутствуют приборы учета. На первом этаже дома расположились пиццерия, суши бар. Не со всеми арендаторами управляющей компанией заключены договоры на потребление коммунальных услуг. Кроме того, указала, что в подвале дома постоянно течет вода, за потери которой она не должна оплачивать. Сначала управляющая компания в квитанциях указывала корректировку, потом доначисления. С ноября 2009 года она производит оплату за квартиру своевременно, однако доначисления не платит, за счет чего у неё образовался долг за квартиру. Считает, что потери потребленных коммунальных услуг возможны, но не в тех объемах, за которые им управляющая компания производит начисления. Также указала, что в соответствии с ЖК РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты выставления платежных документов. Однако в нарушение законодательства до неё данная информация не доводилась. О доначислениях за 2008 год ей стало известно в декабре 2009 года непосредственно перед оплатой по счету-квитанции за ноябрь 2009 года. Статьей 154 ЖК РФ не предусмотрено взимание с граждан доначислений. Согласно п. 19 б) Правил оказания коммунальных услуг гражданам исполнитель при определенных обстоятельствах один раз в год может произвести корректировку размера платы за отопление и 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) размер платы за ХВС, ГВС, водоотведение, электроснабжение. Просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Плотникова О.Н. в суде не признала исковые требования. Указала, что со стороны истца не представлено доказательств нарушения управляющей компанией постановления РФ № 307 от 23.05.2006 года, незаконности корректировки за ГВС, ХВС, водоотведение и электроэнергию. Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Некоторые помещения в доме муниципальные и их арендуют у КУГИЗ мэрии г. Ульяновска юридические лица. Управляющая компания не имеет правовых рычагов для обязания арендаторов установить приборы учета в арендуемых помещениях. В доме все инженерные коммуникации общие. Пояснила, что корректировка потребленных коммунальных услуг производится раз в квартал тем жильцам, у которых нет поквартирных приборов учета, и один раз в месяц тем, у кого такие приборы учета установлены. Указанные расчеты Управляющая компания производит на основании формулы № 9 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года.

Третье лицо Тамбовцев С.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ).

Статья 155 ЖК РФ обязывает вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Судом установлено, что <адрес> в г. Ульяновске согласно договору от 1 августа 2007 года находится в управлении ООО УК «Симбирский альянс».

Общедомовой прибор учета электрической энергии установлен 22.12.2008 года. Общедомовой прибор учета ХВС установлен 19.02.2008 года. Общедомовой прибор учета ГВС установлен 09.02.2009 года.

В квартире истицы индивидуальные приборы учета ХВС, ГВС установлены с 2007 года, индивидуальный прибор учета электрической энергии – 20.01.2009 года.

Согласно представленным сторонами копиям квитанций по начислению платы за коммунальные услуги по квартире дома <адрес> г. Ульяновска, истица на ноябрь 2009 года не имела задолженности по оплате коммунальных услуг.

В счет-квитанции за ноябрь 2009 года по квартире истицы выставлено доначисление за 2008 год по теплоснабжению в сумме 552,39 рублей, канализации 730,52 рублей; в счет – квитанции за февраль 2010г. начислена корректировка теплоснабжения за 2009 год в сумме 2050,73 рублей; в счетах-квитанциях за январь, февраль, март, апрель 2010 года имеются доначисления за ХВС, ГВС, канализацию(водоотведение) и электроэнергию МОП. Истица оспаривает указанные доначисления и корректировки.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ платаза жилое помещение, коммунальные услуги длясобственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; коммунальные услуги.

Согласно п. 37 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Выставленные истице к оплате строки «доначисление» в платежных документах нарушают требование к структуре платы за жилое помещение и коммунальных услуг, предусмотренные ст. 154 ЖК РФ, которая не включает в себя такого наименования платы, как «доначисление». Жилищным законодательством не предусмотрены доначисления как вид расчетов за коммунальные услуги.

Доводы представителей ответчика, что управляющая компания, производя доначисления по квартире истицы, фактически производила корректировку платы за коммунальные услуги, предусмотренную формулой 9 приложения 2 Правил оказания услуг, утвержденных постановлением Правительства № 307, суд считает несостоятельными.

Из представленных в материалах дела копий квитанций за спорный период усматривается, что ответчик производил указанные доначисления по коммунальным услугам ежемесячно, что противоречит Правилам оказания услуг, утвержденным постановлением Правительства № 307, в силу которых такая корректировка может проводиться 1 раз в квартал.

Таким образом, изменение размера платы за услуги, как и сами начисления за вышеуказанные услуги должны производиться в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Коллективные (общедомовые) приборы учёта в доме 64 <адрес> г. Ульяновска введены в эксплуатацию на ХВС 19.02.2008 года, на тепловую энергию 09.02.2009 года, на ГВС 09.02.2009 года.

В п. 22 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 указано, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.

Согласно п. 19 вышеназванных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам.

Согласно п. 23 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3,

P = n x N x T, (3)

ky.i i j ky

где:

n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в

i i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги

J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);

T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,

кy установленный в соответствии с законодательством РФ (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

При этом управляющая компания вправе для данной категории потребителей производить 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за коммунальные услуги за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение.

В счетах-квитанциях за январь 2010 года, февраль 2010 года, март 2010 года, апрель 2010 года ответчиком по квартире истицы выставлены доначисления по ХВС, ГВС, канализации. Данные доначисления являются незаконными по вышеуказанным основаниям. При этом суд исходит из буквального наименования «доначисления», не предусмотренных требованиями жилищного законодательства, в том числе ЖК РФ.

ООО УК «Симбирский альянс» произвел истице согласно счетам-квитанциям за январь 2010 года, февраль 2010 года, март 2010 года, апрель 2010 года доначисления по ХВС, ГВС, канализации, а не корректировку за квартал, что не может быть признано законным.

По аналогичным основаниям суд признает незаконными доначисления по электроэнергии в сумме 43,13 рублей в квитанции за апрель 2010 года.

Также судом установлено, что 1-й этаж <адрес> в г. Ульяновске сдается в аренду коммерческим организациям, которые в свою очередь заключили договоры субаренды. На вводе в жилой дом установлен единый прибор учета тепловой энергии и водоснабжения, через которые идет подача коммунальных ресурсов как жителям дома, так как организациям-арендаторам.

В ходе проведенного комиссионного осмотра 04 июня 2010 года нежилых помещений 1 этажа и подвала дома, как указали представители ООО УК «Симбирский альянс», было выявлено, что у многих коммерческих организаций отсутствуют приборы учета коммунальных ресурсов либо они находятся в неисправном состоянии. При этом идет утечка воды из плохо закрытых кранов и не работающих запорных устройств унитазов.

На основании данного акта ответчиком выданы предписания арендаторам об устранении нарушений.

Также им выставлены новые тарифы для расчетов за водоснабжение. Например: магазин «Эталон» («Хлебпром») за первый квартал 2010 года производил оплату по тарифу 72,6 руб. за куб. м., а за второй квартал ему выставлено к оплате 90,8 руб. за кв.м.; магазин №15 «Товарищ» в первом квартале 2010 года платил по тарифу 194 руб. за кв.м., а во втором квартале 2010 года ему выставлено к оплате за воду из расчета 993 руб. за кв.м.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости учета при корректировке платы за коммунальные услуги повышения ответчиком тарифов за водопотребление для организаций–арендаторов 1-го этажа.

Согласно п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.03.2006 года № 703 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом размер платы за ХВС, ГВС, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал корректируется исполнителем по формуле 4 указанного приложения № 2.

В п. 19 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам – формула 2.

Принимая установленные по данному гражданскому делу обстоятельства, суд не может согласиться с произведенными истице доначислением по теплоснабжению за 2008 год, а также корректировкой по теплоснабжению за 2009 год.

Оплата за теплоснабжение должна производиться потребителем за потребленную услугу, однако из обстоятельств данного гражданского дела усматривается, что истица производит оплату за теплоснабжение не только своей квартиры и мест общего пользования собственников помещений жилого дома, но и помещений 1-го этажа.

Указанный вывод суд также основывает на то, что истице выставлена корректировка за теплоснабжение за 2009 год в сторону увеличения платы за тепло.

В силу ч. 13 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Согласно п. 42 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Поскольку информация до истицы, как потребителя, о доначислениях, корректировках не была направлена за 30 дней до выставления данных платежей, то требования о признании незаконными действия ответчика в этой части подлежат удовлетворению. Суд считает, что вывешивание информации в офисе ответчика либо указание на перерасчет в платежных документах не является основанием для отказа в иске в данной части, так как в п. 42 Правил указано о направлении исполнителем потребителю в письменной форме информации об изменении размера платы. При этом суд отмечает, что информация должна содержать в себе не только сведения об изменении, но и сам размер платы (тариф).

Согласно п.п. «р» п. 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);

В связи с тем, что суд пришел к выводу о незаконности начисления истице доначислений, корректировок по вышеназванным основаниям, то и начисленные истице пени за несвоевременную уплату спорных доначислений и корректировок не могут быть признаны законными.

Таким образом, исковые требования Тамбовцевой о признании незаконными дополнительных начислений, корректировок за оказанные коммунальные услуги, компенсации морального вреда суд считает обоснованными.

Правоотношения сторон регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом установлены незаконные действия ответчика, как управляющей компании, по не предоставлению сведений о размере жилищно-коммунальных услуг, требования истицы о взыскании компенсации морального вреда не противоречат вышеназванному закону.

Исходя из принципа разумности и справедливости, степени нравственных страданий истицы, а также конкретных обстоятельств дела, суд считает возможным удовлетворить требования истицы о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, а в остальной части этих требований - отказать.

В соответствии со п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, 50 % суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям.

В силу указанной нормы права с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тамбовцевой ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» о нарушении прав потребителей, признании незаконными дополнительных начислений, корректировок за оказанные коммунальные услуги, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» исключить из счетов-квитанций по квартире, расположенной по адресу: <адрес> доначисления, произведенные за теплоснабжение за 2008 год; за теплоснабжение за 2009 год; за теплоснабжение, ГВС, ХВС, водоотведение, электроэнергию МОП за январь, февраль, март, апрель 2010 года, а также пени на данные виды платежей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» в пользу Тамбовцевой ФИО6 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В остальной части исковых требований Тамбовцевой ФИО6 отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» в доход местного бюджета штраф в размере 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Е.В. Васильева