о защите прав потребителя



Гражданское дело № 2-3296/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьиКоротковой Ю.Ю.,

при секретареФедяшовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой Е.В. к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о защите прав потребителя, возложении обязанности по производству ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Краснова Е.В. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» (сокращенное наименование – ОАО «ДК Засвияжского района № 1») о защите прав потребителя. В обоснование своих требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Она и жильцы дома неоднократно обращались к ответчику с требованием провести ремонт мест общего пользования в первом подъезде дома. Истица ежемесячно вносит плату за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. 27.09.2010 г. ею была направлена жалоба ответчику с просьбой произвести надлежащий ремонт первого подъезда вышеуказанного дома, в удовлетворении которой ей отказано. В доме невыносимо жить, на первом этаже отсутствует освещение, развалились ступеньки, что приводит к опасности получения травм. Считает бездействие ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» недопустимым и нарушающим ее права, как потребителя. Просила суд обязать ответчика произвести следующий ремонт <адрес> г. Ульяновска; отремонтировать ступеньки лестницы; заделать трещину в стене первого этажа на междуэтажной горизонтальной площадке; покрасить стены, перила, побелить потолок; отремонтировать (сделать, заменить) электропроводку и поставить лампы освещения на всех этажах; поставить батареи отопления (радиаторы) на каждом этаже подъезда; заменить и/или вставить стёкла рамы; заменить и /или сделать почтовые ящики; перечисленные работы выполнить в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 25000 руб.

Судом в качестве соответчика по делу привлечена мэрия города Ульяновска.

Определением суда от 22.12.2010 г. принят отказ от иска Красновой Е.В. в части исковых требований к ОАО «ДК Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по замене электропроводки и ремонту почтовых ящиков в первом <адрес> г. Ульяновска.

В судебном заседании истец Краснова Е.В. уточнила заявленные исковые требования, просила обязать мэрию г. Ульяновска произвести капитальный комплексный ремонт <адрес> в г. Ульяновске - побелку потолка, покраску стен, перил, замену рам с остеклением в две нитки, ремонт ступеней на первом этаже в количестве семи штук, восстановление кирпичной кладки 04х04 м на первом этаже; обязать ОАО «ДК Засвияжского района № 1» установить прибор отопления на третьем этаже <адрес> в г. Ульяновске; взыскать с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей. Суду привела доводы, изложенные в исковом заявлении, указав, что является собственником 1/3 доли указанной квартиры, где она проживает вместе с малолетним ребенком. Она добросовестно и регулярно вносит платежи, связанные с оплатой содержания жилого помещения и коммунальных услуг. Первый подъезд дома, в котором расположена ее квартира находится в плохом состоянии, требует комплексного капитального ремонта, который не производился на протяжении 40 лет. Краска в подъездах потрескалась, на стенах образовались трещины, ступеньки обвалились, оконные рамы сгнили, частично отсутствует остекленение. Работники Домоуправляющей компании сняли радиаторы отопления в подъезде. Вследствие этого зимой в подъездах температурный режим ниже установленной нормы, промерзают входные двери квартиры. Бездействием Домоуправляющей компании по надлежащему содержанию жилого дома ей причинен моральный вред.

Представитель ОАО «ДК Засвияжского района № 1» Гаврилова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав в обоснование своих возражений, что <адрес> находится в управлении компании с 01.08.2007 г. Согласно договору, управляющая компания взяла на себя обязанность по выполнению определенных видов работ текущего характера по содержанию общего имущества многоквартирного дома, который установлен приложением № 2 договора. Объем ответственности Управляющей компании не может быть больше, чем объем обязательств по договору, заключенному с собственниками помещений. По договору управления Управляющая компания обязана проводить работы по внутренней отделке только отдельных участков подъездов. Работы по текущему ремонту проводятся на основании акта осмотра после включения необходимых видов работ в план. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплатытаких работ и услуг. Согласно отчету по текущему ремонту и содержанию многоквартирного дома, в котором проживает истица, за период с 01.01.2010 г. по 30.09.2010 г. освоено 209061 руб. 65 коп., что на 25784, 20 руб. больше, чем собрано денежных средств. При этом у жильцов данного дома имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующими нормативно – правовыми актами текущий ремонт заключается в проведении работ по предохранению частей здания от преждевременного износа и устранению мелких повреждений и неисправностей, и не требует существенных материальных затрат. В первом подъезде указанного жилого дома, исходя из данных физического износа, требуется провести капитальный ремонт, который включает в себя устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. 03.12.2010 г. комиссией в составе представителя комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска, представителей сторон подтверждена необходимость капитального комплексного ремонта <адрес>, осуществление которогодолжно быть возложено на мэрию города Ульяновска, поскольку с момента введения в эксплуатацию данного дома в 1966 г. капитальный ремонт подъездов не проводился. ОАО «ДК Засвияжского района № 1» не оспаривает необходимость проведения текущего ремонта по установке прибора отопления на 3-м этаже. Однако, учитывая, что Управляющая компания оказывает услуги в рамках собранных денежных средств, в удовлетворении исковых требований Красновой Е.В. к ОАО «ДК Засвияжского района № 1» просит отказать.

Представитель мэрии города Ульяновска, привлеченной к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве исковые требования Красновой Е.В. не признал, указав, что у истицы отсутствуют полномочия заявлять иск о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> г. Ульяновска. Вопросы о необходимости проведения такого ремонта, определение его объемов и порядка финансирования должны решаться всеми собственниками помещений многоквартирного дома совместно. Мэрия города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, как муниципальное бюджетное учреждение, не является и не может являться в силу закона собственником муниципальных жилых помещений в указанном жилом доме. Данный жилой дом был передан в муниципальную собственность на основании постановления мэра города Ульяновска от 29.12.1995 г. № 1772. Между мэрией города Ульяновска и истцом отсутствуют какие-либо договорные обязательства, что исключает применение Закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно – эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств – за счет государственного бюджета. Таким образом, законодательством, действовавшим до 2005 г., расходование средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов не предусматривалось. Жилищным Кодексом РФ 2005 г. предусмотрено, что плата за капитальный ремонт общего имущества входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, установленном общим собранием собственников, которая вносится управляющей организации, обслуживающей дом на основании договора управления. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которого несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности указанного собственника на общее имущество. Восстановление или замена отдельных участков и элементов лестничных клеток, побелка потолков, покраска стен подъездов в указанном доме относится к текущему ремонту, который осуществляет соответствующая управляющая компания. Просил в иске Красновой Е.В. к мэрии города Ульяновска отказать в полном объеме.

Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица Комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно которому перечисленный в исковом заявлении перечень работ относится к работам текущего характера. В связи с этим считает требования Красновой Е.В. к ОАО «ДК Засвияжского района № 1» обоснованными.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы инвентарного дела <данные изъяты> на <адрес> г. Ульяновска, суд приходит к следующему.

Судом разъяснена сторонам ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что <адрес> г. Ульяновска, <данные изъяты>, 1966 года постройки.

В доме имеются как жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.

Постановлением мэра г. Ульяновска от 29.12.1995 г. за № 1772 указанный многоквартирный дом был включен в Реестр муниципальной собственности.

Краснова Е.В.является собственником 1/3 доли <адрес> в г. Ульяновске на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.05.2010 г.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией.

30.08.2007 г. на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного между комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска и ОАО «ДК Засвияжского района№ 1», указанный выше дом на основании решения общего собрания собственников (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 13 от 03.04.2008 г.) передан в управление «ДК Засвияжского района № 1». Предметом указанного договора является оказание управляющей компанией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. При этом управляющая компания обязалась осуществлять функции по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего данные отношения.

Пунктом 2 Приложения № 2 к указанному договору предусмотрен перечень работ по текущему ремонту, в соответствии с которым ОАО «ДК Засвияжского района № 1» производит работы по ремонту отдельных участков, элементов зданий

либо их частичный ремонт.

В соответствии с п.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.Решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей компании (п.2). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4).

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 ГК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Подпункты «а-«д» п.2 Правил включают в состав общего имущества: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи,ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные литы, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 16 названных Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества

Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие капитального и текущего ремонта содержится в ФЗ от 21.02.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Положении об организации и поведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном Приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1998 г. № 312, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170.

Текущий ремонт – ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования здания в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий все здание или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

В соответствии с приложением № 7 «Перечень работ, относящихся к текущему ремонту» к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170, к текущему ремонту относятся работы по замене или восстановлению отдельных участков конструктивных элементов и систем инженерного оборудования здания.

Из Приложения № 8 к указанным Правилам следует, что ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) производятся при капитальном ремонте жилищного фонда.

Законом Ульяновской области от 30.01.2007 г. № 10-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Комфортные условия проживания населения Ульяновской области» на 2007 – 2010 годы» к капитальному ремонту отнесен комплексный ремонт подъездов (покраска, замена дверных заполнений, замена оконных заполнений, ремонт полов).

<адрес> г.Ульяновска сдан в эксплуатацию в 1966 г. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок эксплуатации дома составляет 44 года.

Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт жилых зданий со стенами из кирпича при нормальных условиях эксплуатации составляет 20 лет (приложение № 2). Минимальная продолжительность эксплуатации оконных заполнений до капитального ремонта (замены) составляет 40 лет, внутренняя отделка лестничных клеток – от 5 до 8 лет в зависимости от вида красок (приложение № 3).

Таким образом, на момент рассмотрения дела срок продолжительности эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт указанных истцом элементов <адрес> г. Ульяновска истек.

Истица и другие жильцы указанного жилого дома обращались к генеральному директору «ДК Засвияжского района №1» с претензиями о производстве ремонта указанного дома.

В соответствии с актом обследования <адрес> в г. Ульяновске от 03.12.2010г., составленным комиссией в составе мастера, инженера – энергетика ОАО «ДК Засвияжскго района № 1», представителя комитета ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска, главного специалиста - эксперта отдела Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, ступени лестничного марша 1-го этажа имеют разрушения бетона по краю ступенек в количестве 7 штук; в стене 1-го этажа имеется разрушение кирпича 0,4х 0,4 м; на лестничных клетках: на стенах и потолке видны старые следы протечек, отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя – 60 %, загрязнение побелочного слоя – 100 %, разрушение штукатурного слоя – 20 %. Отсутствует радиатор на 3 – м этаже. Рамы на лестничных клетках имеют перекосы, рассохлись, внутренние рамы не закрываются, наружные рамы имеют частичное гниение, особенно на 5-м этаже. Из-за старых протечек с кровли. Остекление 2-й нитки частично отсутствует. Данному дому требуется произвести капитальный комплексный ремонт <адрес> в г. Ульяновске (побелка потолка, покраска стен, перил, замена рам с остеклением в две нитки, ремонт ступеней на первом этаже в количестве семи штук, восстановление кирпичной кладки 04х04 м на первом этаже), а также установить прибор отопления на третьем этаже первого подъезда этого жилого дома, что относится к текущему ремонту.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования выше приведенных нормативных актов, комплексный ремонт подъезда дома (побелка потолка, покраска стен, перил, замена рам с остеклением в две нитки, ремонт ступеней на первом этаже в количестве семи штук, восстановление кирпичной кладки 04х04 м на первом этаже) следует отнести к капитальному ремонту, а работу по установке отдельного инженерного оборудования в виде прибора отопления к текущему ремонту.

Доказательства проведения в <адрес> указанных ремонтных работ ответчиками не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск в части производства по данному дому капитального и текущего ремонтов подлежит удовлетворению в полном объеме, при этом суд считает необходимым возложить обязанность по производству комплексного капитального ремонта <адрес> в г. Ульяновске на мэрию города Ульяновска, а по текущему ремонту на ОАО «ДК Засвияжского района № 1», как управляющую компаниюпо следующим основаниям.

Согласно ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Исходя из системного положения ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.157 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Согласно п.1 ст.165 ЖК РФ органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

<адрес> г.Ульяновска эксплуатируется с 1966 г. По ранее действовавшему законодательству с жильцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье Постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (с последующими изменениями).

Нормы действующего жилищного законодательства (в частности, ст. 158 ЖК РФ) предусматривают в структуре платы за жилое помещение для собственников в многоквартирном доме плату за капитальный ремонт, установлен порядок ее определения.

В настоящее время истица и другие жильцы этого дома расходов на капитальный ремонт не несут, так как вопрос о расходах на капитальный ремонт на собрании собственников дома не рассмотрен. Администрацией (мэрией) г. Ульяновска размер платы на капитальный ремонт также не установлен. Доказательств обратного суду представлено не было. Ни мэрия г. Ульяновска, ни управляющая организация не предпринимают мер по надлежащему содержанию общего имущества дома.

Из материалов инвентарного дела <данные изъяты> на <адрес> г. Ульяновска, актов обследования дома усматривается, что необходимость капитального ремонта его подъездов возникла до принятия Жилищного Кодекса Российской Федерации 01 марта 2005 года.

Установленные сроки эксплуатации истекли. Как следует из пояснений истицы, представителя ответчика ОАО «ДК Засвияжского района № 1», подъезды капитально не ремонтировались, несмотря на то, что ранее жильцы несли расходы на капитальный ремонт. В таком состоянии квартиры и часть общего имущества передавались гражданам в собственность в порядке приватизации. Доказательства того, что в <адрес> г.Ульяновска производился капитальный ремонт ответчиками суду не представлены.

При таких обстоятельствах на истцане может быть возложена обязанность по капитальному ремонту.

В силу ЖК РФ на орган местного самоуправления возлагается обязанность осуществления контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14).

В силу ст.141 ЖК РСФСР, действовавшего ранее, а также ст.ст.158, 165 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 г., мэрия г.Ульяновска обязана в данном случае производить капитальный ремонт. Под возложением обязанности производства капитального ремонта подразумевается несение мэрией расходов по такому ремонту и заключение договоров со строительными и ремонтными организациями на производство работ.

Истица, как собственник жилого помещения, имеет право на места общего пользования в многоквартирном доме, определенные п. 1 ст. 36 ЖК РФ, и владеет общим имуществом пропорционально размеру площади жилого помещения, принадлежащего каждому собственнику в силу ст. ст. 36, 37 ЖК РФ, что предполагает возможность требовать надлежащего содержания всех мест общего пользования.

Как указывалось выше, в доме, где проживает истец, часть квартир находится в муниципальной собственности, поэтому мэрия города Ульяновска, являясь собственником, обязана нести расходы на капитальный ремонт дома, чего она не делает.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства по условиям договора имеет обязательства по перечислению средств на выполнение капитальных ремонтов в соответствии с утвержденными сторонами графиком выполнения работ и графиком финансирования.

Таким образом, обязанность по выполнению указанных истицей работ, относящихся к капитальному ремонту, следует возложить на ответчика мэрию г.Ульяновска.

Обязанность по выполнению работ текущего характера в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства следует возложить на ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», которое является управляющей организацией по отношению в данному дому, следовательно, получает средства, необходимые для управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда, в частности, за счет платежей нанимателей, собственников жилых помещений за предоставленные коммунальные услуги, за счет бюджетных дотаций на содержание и обслуживание жилищного фонда.

Истица находится в договорных отношениях с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» по управлению, содержанию и техническому обслуживанию дома.

Отношения истицы с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» в том числе регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», в силу которого истица является потребителем, а ответчик ОАО «ДК Засвияжского района № 1» - исполнителем услуги по управлению домом. Согласно ст.4 данного Закона исполнитель обязан оказать потребителю качественную услугу.

Ответчик ОАО «ДК № 1 Засвияжского района» в нарушение требований ст.309 ГК РФ, ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исполнил должным образом принятых на себя обязательств перед истцом по управлению многоквартирным домом - не произвел ремонтных работ текущего характера, чем нарушил их права. Необходимость таких работ подтверждается выше указанным актом обследования жилого дома от 03.12.2010 г.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как установлено судом, ответчик не исполняет надлежащим образом свои обязанности по содержанию мест общего пользования в жилом доме, где проживает истица, в связи с чем ее требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.

Суд с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из принципов разумности и справедливости, определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Таким образом, с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» подлежит взысканию штраф в доход местного бюджета в размере 500 рублей.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчиков также надлежит взыскать государственную пошлину от уплаты, которой истец был освобожден, в доход местного бюджета по 50 руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Красновой Елены Вячеславовны удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный комплексный ремонт <адрес> в г. Ульяновске - побелку потолка, покраску стен, перил, замену рам с остеклением в две нитки, ремонт ступеней на первом этаже в количестве семи штук, восстановление кирпичной кладки 04х04 м на первом этаже.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющаякомпания№ 1 Засвияжского района» установить прибор отопления на третьем этаже <адрес> в г. Ульяновске.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания№ 1 Засвияжского района» в пользу Красновой Е.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Взыскать с мэрии города Ульяновска государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 50 рублей.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания№ 1 Засвияжского района» в доход местного бюджета государственную пошлину 50 рублей, штраф в размере 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Короткова Ю.Ю.