гражданское дело № 2-3286/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2010 года г.Ульяновск
Засвияжский районный суд в составе
федерального судьи Е.Н. Саенко
при секретаре О.Н. Фрониной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой В.Д., Пурисовой Е.В. к мэрии города Ульяновска, комитету здравоохранения мэрии города Ульяновска об обязании устранить препятствия к пользованию имуществом путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд многоквартирного жилого дома, на пандус со стороны запасного выхода жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Максимова В.Д., Пурисова Е.В. обратились в суд с иском к мэрии города Ульяновска, комитету здравоохранения мэрии города Ульяновска об обязании устранить препятствия к пользованию имуществом путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд многоквартирного жилого дома, на пандус со стороны запасного выхода жилого дома. В обоснование иска указав, что в начале июля 2010г. в подъезде двенадцати этажного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом № был установлен пандус в виде горки для инвалида-колясочника, проживающего в данном доме. Проект по установке пандуса в виде «горки» с жильцами дома согласован не был. Предполагалось, что будут установлены полозья по ступеням лестницы в подъезд, но установили пандус в виде «горки». Установление данного пандуса причиняет неудобства жильцам, создает помехи в пользовании имуществом собственниками дома, тем самым нарушая их права. Проход, оставленный на лестнице в подъезд достаточно узкий (всего 0,8 м.) для заноса - выноса крупногабаритных предметов. Пандус был установлен Комитетом здравоохранения Мэрии г. Ульяновска. 16.08.2010 г. жильцы дома обратились с коллективным заявлением на имя Мэра г.Ульяновска с просьбой произвести замену пандуса в виде «горки» на полозья. 16.08.2010 г. пандус в виде «горки» был демонтирован Комитетом здравоохранения Мэрии г. Ульяновска по заявлению матери инвалида и по жалобе жильцов. 07.09.2010 г. управляющей компанией ОАО «ДК Засвияжского района № 1» был составлен акт обследования жилого фонда, согласно которого, выводы комиссии: требуется установка пандуса из швеллеров. 13.09.2010 г. жильцами был получен ответ на коллективное заявление от председателя Комитета ЖКХ Мэрии г. Ульяновска, в котором сообщалось, что управляющей организацией - ОАО «ДК Засвияжского района № 1» работы по замене установленного пандуса в виде «горки» на полозья будут выполнены силами обслуживающей подрядной организации -ООО «Север - С» в срок до 31.10.2010 г. Однако 24.09.2010 г. пандус в виде «горки» Комитет Здравоохранения Мэрии г. Ульяновска устанавливает вновь, еще шире на 0,1 м. и длиннее на 2,0 м. без какого - либо согласования с управляющей компанией ОАО «ДК Засвияжского района № 1» и без согласования с собственниками жилья. В их подъезде также проживает инвалид по зрению, мнение которого также не учитывалось, в связи с чем ему так же причиняются неудобства. 06.10.2010 г. была созвана выездная комиссия по приему в эксплуатацию установленного пандуса в виде «горки». В состав комиссии входили представители Комитета здравоохранения Мэрии г. Ульяновска, районный архитектор, представитель Управления гражданской обороны. Жильцы дома в присутствии перечисленной комиссии высказали свое мнение по вопросу установленного пандуса. Проход, оставленный на лестнице в подъезд, в чистом виде составляет 0,75 м. Жильцы предложили два варианта установки пандуса, не ограничивающие права инвалида - колясочника и не ущемляющие интересы собственников жилья, жильцов многоквартирного жилого дома: установить полозья по ступеням лестницы в подъезд, установить пандус в виде «горки» в соответствии с нормами СНиП 35-01-2001 со стороны запасного выхода дома, имеющий, отдельный вход-выход через приквартирный тамбур и выходом непосредственно на благоустроенную придомовую территорию. Однако предложения жильцов были проигнорированы. Установленный пандус не соответствует требованиям СНиП 35.01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения». Ширина установленного пандуса 0,88 м, высота 1,12 м. Просят обязать надлежащих ответчиков устранить препятствие к пользованию имуществом, путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд двенадцати этажного дома по адресу: г.Ульяновск, ул.<адрес>, дом №, не соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», на пандус, соответствующий требованиям СНиП 31-01-2001 со стороны запасного выхода жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.<адрес>, дом №, не ограничивающий права инвалида – колясочника и не ограничивающий интересы собственников жилья, жильцов многоквартирного жилого дома, условия жизнедеятельности и эффективность эксплуатация здания.
В судебном заседании истица Максимова В.Д. исковые требования поддержала, в обоснование приведя факты и обстоятельства изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, дом №, квартира №. Окна жилого помещения выходят в том числе и во двор, где установлен пандус. По её мнению установленный пандус значительно снизил рыночную стоимость её квартиры. Также полагает, что инвалид, для которого был установлен пандус самостоятельно в коляске спуститься по пандусу не сможет. Кроме того, не сможет самостоятельно будучи в кресле-коляске, а также с сопровождающим, и спуститься на улицу с помощью лифта, поскольку ни габариты лифта, ни параметры пандуса для этого не предусмотрены. Приемлемым для всех вариантом считает возможность установки пандуса, по нормам СНиП со стороны запасного входа-выхода. Данным входом-выходом все жители дома пользоваться возможности не имеют, так как он закрыт. Проход к запасному входу через приквартирный тамбур также огорожен железной дверью, установленной жителями двух квартир, расположенных на первом этаже. Инвалид-колясочник может сделать себе ключи и осуществлять вход-выход в жилой дом со стороны запасного выхода.
Истица Пурисова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения мэрии г. Ульяновска ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своих возражений указав, что летом 2010г. к ним обратилась жительница дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске Коновальцева Ю.В., являющаяся инвалидом-колясочником, с просьбой установить пандус для беспрепятственного выезда из подъезда дома в рамках городской целевой программы «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в г. Ульяновске» на 2009 – 2011 годы. С жильцов указанного дома были собраны подписи о том, что они не возражают против установки пандуса в подъезде и на улице. В июле 2010г. пандус ведущий ко входу в подъезд был установлен. По заявлению матери инвалида осенью 2010г. пандус был заменен на другой, имеющий более низкий уклон. По их мнению, установленный пандус не нарушает интересы жильцов дома, поскольку имеется место для их беспрепятственного прохода по лестнице. Более того, пандусом могут пользоваться и граждане, имеющие малолетних детей, с целью вывоза-завоза детских колясок.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в данном случае затрагиваются интересы моломобильных групп населения, в частности инвалида-колясочника Коновальцевой Ю.В., которая в силу физического состояния, не имеет возможности самостоятельно при отсутствии пандуса осуществлять вход-выход в многоквартирный жилой дом. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Коновальцева Ю.В. в судебное заседание не явилась. Ранее в ходе выездного судебного заседания с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что зарегистрирована и фактически проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, квартира №. С 2005 года является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно. В силу своего физического состояния вынуждена передвигаться только с помощью кресла-коляски. Летом 2010г. она обращался в Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска с заявлением, в котором содержалась просьба установить на входе в подъезд пандус. Данная просьба был удовлетворена, пандус устанавливался дважды, сначала подъем был высокий, а в последствии установлен пандус с более меньшим уклоном. Благодаря установленному пандусу она имеет возможность самостоятельно выходить на улицу. Раз в год проходит плановое лечение стационарно. Добирается до больницы только на автомобиле (такси), который по её просьбе подъезжает к подъезду дома. Со стороны запасного выхода территория не облагорожена, автомобильного подъезда не имеет. Кроме того она даже не знает где расположена в подъезде дверь запасного выхода, поскольку приквартирный тамбур на первом этаже перекрыт железной дверью. Дверь запасного выхода закрыта. В силу своего состояния здоровья пользоваться запасным входом-выходом для неё будет затруднительно. Параметры установленного в настоящее время пандуса её устраивают, неудобств в использовании не создают. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, действующая на основании доверенности ФИО5, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду дала пояснения аналогичные пояснениям своего доверителя.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в судебное заседание не явились, в представленном суду заявлении просили дело рассмотреть в своё отсутствие. Решение оставили на усмотрение суда.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ИП Варфоломеева В.Д., ООО «Север-С» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приход к следующему.
Сторонам при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснялась ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Решением Городской Думы города Ульяновска Ульяновской области № 176 от 29.10.2008г. утверждена городская целевая программа «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в г. Ульяновске» на 2009-2011 годы. Определено, что финансирование расходов на реализацию установленных решением мер социальной поддержки осуществляется за счет собственных доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск».
Из приложения к вышеназванному решению усматривается, что в рамках городской целевой программы «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в г. Ульяновске» на 2009-2011 годы также предусмотрены мероприятия по установке пандусов и поручней в подъездах, где проживают инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Судом установлено, что во исполнение указанной городской целевой программы 08 июля 2010г. Комитетом здравоохранения мэрии города Ульяновска был заключен муниципальный контракт № с индивидуальным предпринимателем Варфоломеевой Т.А. на выполнение работ по устройству пандусов на лестничных маршах и входных группах жилых домов, где проживают инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Судом также установлено, что в доме № по ул. <адрес> в г. Ульяновска зарегистрирована и фактически проживает в квартире № Коновальцева Ю.В., которая является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно и в силу своего состояния здоровья вынуждена передвигаться с помощью кресла-коляски.
Постановлением города от 15.01.2008г. № утвержден проект границ земельного участка площадью 4421, 3 кв.м по ул. <адрес>, дом № под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, что объективно подтверждается ответом КУГИЗ мэрии города Ульяновска.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривались.
В июле 2010г. Коновальцева Ю.В. обращалась к Главе города Ульяновска с заявлением об установке пандуса для беспрепятственного выезда из подъезда в рамках городской целевой программы «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в г. Ульяновске» на 2009-2011 годы.
По результатам рассмотрения заявления от жильцов дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске были собраны подписи, свидетельствующие о том, что они не возражают против установки пандуса в подъезде и на улице указанного дома.
Работы по установке пандуса производились подрядчиком ИП Варфоломеевой Т.А., что объективно подтверждается справкой № о стоимости выполненных работ и затрат, а также актом № о приемке выполненных работ.
Первоначально установленный летом 2010г. пандус на входной группе жилого дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске был впоследствии заменен на пандус имеющий более низкий уклон.
Истцы (жильцы указанного дома) Максимова В.Д. и Пурисова Е.В. обратились в суд к ответчикам с требованиями об обязании устранить препятствия к пользованию имуществом путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, на пандус со стороны запасного выхода жилого дома. Свои требования мотивировали тем, что установленный в настоящее время пандус не соответствует нормам СНиП.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 № 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно СНиП 35-101-2001 пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001.
В соответствии с разделом 3 «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
На основании п. 4.17. СП 35-102-2001.» Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам" при входе в дом следует предусматривать пандус или аппарель, ширина и уклон которых допускают в соответствии с указаниями СНиП 35-01 движение кресла-коляски (хотя бы в одном направлении) с уровня земли до отметки входа. Пандусы длиной более 3 м должны иметь ограждения и поручни. Ограждения следует предусматривать при перепаде высот в 0,45 м и более. Высота ограждения должна быть не менее 1,2 м.
Из акта комиссионного выездного обследования № от 06.10.2010г. произведенного по коллективному обращению жильцов дома по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом № о несогласии с установкой пандуса в подъезде дома усматривается, что комиссией в составе начальника отдела по работе с пенсионерами и инвалидами Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска, главного специалиста-эксперта отдела первичных мероприятий пожарной безопасности МУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска», заместителя председателя Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска, главного специалиста-эксперта отдела по делам молодежи, культуры и спорта администрации Засвияжского района города Ульяновска, главного специалиста-эксперта Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, председателя городской общественной организации инвалидов, консультанта Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска, в присутствии помощников депутата Законодательного Собрания Ульяновской области по 14 избирательному округу, жильцов указанного дома в количестве пяти человек, был проведен визуальный осмотр пандуса, установленного к подъезду по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, где проживает инвалид-колясочник Коновальцева Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Установлено, что пандус выполнен подрядной организацией ИП Варфоломеева по муниципальному контракту № от 08.07.2010г. в соответствии с рабочим проектом РП.011.03.2008, разработанным проектной организацией ООО «<данные изъяты>» г. Ульяновск, но с учетом предложений заявителя.
Из сообщения Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску следует, что 02.12.2010г. специалистами реализации мер моциальной поддержки населения проведена проверка пандуса, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №. В ходе проверки выявлено, что пандус установлен на входной лестнице, ширина полосы пандуса составляет 0,1 м, длина – 7 м, высота не превышает 8 м (занимает половину входной лестницы). Пандус оборудован разделительными поручнями, что соответствует требованиям, предъявляемым к сооружениям, являющимися объектами эксплуатации маломобильных групп населения, резинового покрытия не имеет. Пандус не затрудняет прохода жильцов в подъезд, ширина лестницы без пандуса составляет 1 м, внутри подъезда других сооружений нет.
В ходе рассмотрения дела по определению суда спорный пандус также являлся объектом осмотра.
Так, согласно акту № от 13.12.2010г. обследования жилого дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске составленному главным специалистом-экспертом инспекторского отдела Госжилинспекции Ульяновской области ФИО3, возле главного входа в многоквартирный жилой дом с правой стороны располагается пандус ширина которого составляет 0, 83 м, длина поручня с левой стороны – 5, 25 м, с правой стороны – 5, 95 м, высота 1,12 м, высота поручня – 0,85м. Запасной выход у данного дома имеется.
Из протокола осмотра подъезда по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, проведенного на основании определения Засвияжского районного суда г. Ульяновска усматривается, что в результате визуального осмотра указанного дома комиссией в составе начальника отдела по строительству и учету жилой площади администрации Засвияжского района, мастера ПТО ОАО «ДК Засвияжского района № 1», представителя ИП Варфоломеевой Т.А., в присутствии истцов, представителя Комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска и др., установлено: Пандус не ограничивает возможности пользования подъездом, так как в данном подъезде установлены только пассажирские лифты и для крупногабаритных грузов есть отдельная свободная лестница. Проведено обследование аварийного выхода в ходе которого выяснилось, что лестничный марш аварийного выхода не оборудован для прохождения маломобильных групп населения. Проход жителей, а также перенос мебели и других крупногабаритных вещей при необходимости возможен.
Таким образом, изложенные обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что при установке пандуса на входной группе жилого дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске имеются нарушения норм СНиП 35-01-2001, в частности ширина установленного пандуса меньше чем предусмотрено нормами, предъявляемыми к данным сооружениям. Однако указанное нарушение, как следует из пояснений Коновальцевой Ю.В., полноценно пользоваться пандусом ей не препятствует, как и не может нарушать интересы других жителей дома.
Согласно п.1.5. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения.
Доказательств невозможности использования пандуса жителями дома стороной истца суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В исковом заявлении, в ходе судебных заседаний истцы просили устранить препятствия к пользованию имуществом путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, на пандус со стороны запасного выхода жилого дома.
В ходе выездного судебного заседания судом установлено, что в вышеназванном доме имеется запасной вход, что также объктивно подтверждается актом № от 13.12.2010г. обследования жилого дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске составленному главным специалистом-экспертом инспекторского отдела Госжилинспекции Ульяновской области ФИО3 и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.
Также судом установлено, что доступ к запасному входу возможен с первого этажа дома через приквартирный тамбур, который перегорожен железной дверью жильцами квартир, расположенных на первом этаже. Ключи от железной двери находятся только у жильцов первого этажа. На двери запасного входа имеется навесной замок, у кого на хранении находятся ключи стороны пояснить не смогли. Возможность подъезда транспорта к запасному выходу отсутствует.
Указанные обстоятельства в судебном заседании объективно подтверждаются и пояснениями свидетелей ФИО1, ФИО4, ФИО2
Кроме того в ходе выездного судебного заседания установлено, что в многоквартирный жилой дом имеется отдельный вход на лестничные площадки, ведущие к жилым помещениям дома. Лестничные марши ведущие к жилым помещениям для прохождения маломобильных групп населения не оборудованы. Тогда как другие жильцы дома, имеют возможность беспрепятственно пользоваться лестничными маршами для подъема на этажи.
При разрешении иска суд исходит из заявленных исковых требований, учитывает, что требования истцов фактически сводятся к переносу пандуса со стороны основного входа, оборудованного для жителей дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске, на сторону запасного входа указанного дома, что ведет к нарушению прав маломобильных групп населения, в частности Коновальцевой Ю.В., установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
С учетом собранных по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Максимовой В.Д., Пурисовой Е.В. к мэрии города Ульяновска, комитету здравоохранения мэрии города Ульяновска об обязании устранить препятствия к пользованию имуществом путем замены пандуса, установленного при входе в подъезд многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, на пандус со стороны запасного выхода жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через районный суд в течение десяти дней.
Федеральный судья: Е.Н. Саенко