По гр.делу № 2-114/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сипатриной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горячева В.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании права на назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Горячев В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее также - УПФ) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с 12 июня 1984 года по 24 мая 1986 года (1 год 11 мес. 13 дней), период работы в должности заведующего ортопедического отделения – врача-стоматолога-ортопеда в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 1» в период с 14 мая 2001 года по 25 мая 2001 года и с 12 ноября 2002 года по 22 ноября 2002 года – нахождение на курсах повышения квалификации (23 дня); о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 04 ноября 2010 года; о возложении обязанности назначить такую пенсию с 04 ноября 2010 года.
В обоснование иска указано следующее. Истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска 20 октября 2010 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решила отказать ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как специальный трудовой стаж на дату обращения составляет 27 лет 11 мес. 21 день, что составляет менее требуемого (30 лет). По мнению Комиссии не может быть засчитан в специальный трудовой стаж период службы в Вооруженных Силах СССР (далее - ВС) врачом - стоматологом с 12 июня 1984 г. по 24 мая 1986 г. (1 год 11 мес. 13 дней); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14 мая 2001 г. по 25 мая 2001 г., с 12 ноября 2002 г. по 22 ноября 2002 г. (23 дня). Считает, что данные периоды подлежат включению в его специальный стаж, по следующим основаниям. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004г № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствий с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В оспариваемый период времени (служба в ВС с 12 июня 1984 г. по 24 мая 1986 г.) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается Служба в составе Вооруженных Сил СССР. Службу он проходил в качестве врача-стоматолога медицинского пункта войсковой части 61440, о чем имеется выписка из приказа командующего войсками КТУРКВО, а также запись в военном билете.
Период его службы в ВС относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.
Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
Так же истец указывает, что подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд. Считает отказ УПФ в назначении ему пенсии необоснованным.
В судебном заседании Горячев В.Н. иск поддержал. Суду он дал объяснения, указав доводы и факты, изложенные в исковом заявлении.
Мажов В.О., представляя по доверенности интересы ответчика, в судебном заседании иск не признал. С учетом доводов, указанных в отзыве на исковое заявление, пояснил, что в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
пп.11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определяет условия предоставления права на соответствующий вид пенсии. Нормы названной статьи реализуются через Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, Список 29 октября 2002 г. N 781 (медики), Правила от 29 октября 2002 г. N 781 (медики).
Раздел «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. N 781 (медики) приведен в исчерпывающем виде.
Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 N 4 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости по нормам ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в указанный стаж включаются все периоды деятельности, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 29 января 2004 г. N 2-П продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 г. может исчисляться по правилам и нормам, действовавшим до введения нового правового регулирования. При этом продолжительность соответствующего стажа работы по состоянию на 1 января 2002 года значения не имеет.
Исчисление периодов работы, протекавшей после 1 января 2002 г., производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ на основании нормативных правовых актов, принятых во исполнение данного Закона и регулирующих соответствующие вопросы.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление соответствующего стажа работы по одному из вариантов: либо на основе нормативных правовых актов, действующих в рамках законодательства о трудовых пенсиях, независимо от того, когда протекала работа; либо на основе нормативного правового регулирования, установленного в целях реализации законодательства о государственных пенсиях, действовавшего до введения нового нормативного правового акта.
Правительство РФ, формируя списки, учитывает, что не всякая работа, связанная с такой деятельностью, может служить основанием для назначения льготной пенсии. При этом Правительство РФ исходит из характера работы, интенсивности труда, ответственности за результаты деятельности таких работников.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, работа которых протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком. При этом наименование должностей и учреждений должно строго соответствовать Списку.
В настоящий момент действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периодов службы в рядах Советской армии не предусматривается.
Однако в пункте 3 постановления № 464 от 6 сентября 1991 г. делалась оговорка, что за теми работниками, которые ранее (до введения в действие закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. № 340-1) имели право на пенсию за выслугу лет, но не предусмотрены новым Списком, сохраняется право на назначение пенсии на условиях и в порядке, действовавшем до введения в действие закона № 340-1 (этот пункт утратил силу с 01.10.1993 г. согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953).
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 предусматривало включение службы в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом указанные периоды засчитывались в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 требуемого специального стажа приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Условия для назначения пенсий по этому постановлению были менее благоприятными, чем по постановлению 1991 г. и по Постановлению 2002 г.: пенсии назначались в размере 40% ставки зарплаты или оклада; пенсии ограничивались максимальным размером - 120 руб.; в случае поступления на работу пенсия вместе с заработком не должна была превышать 200 руб. в месяц.
На практике работникам было выгоднее доработать недостающий льготный стаж по новому законодательству, чем оформлять пенсию по старым нормам, поскольку размер пенсии был очень маленький, а возможность перерасчета льготной пенсии по фактическому заработку при работе в дальнейшем законом не предусматривалась.
Отмечает, что согласно общим принципам права в случае наличия норм, регулирующих одни и те же правоотношения, применению подлежат нормы законодательства, принятого по времени позднее. В случае отсутствия соответствующей правовой нормы во вновь принятом нормативном правовом акте, могут быть приняты во внимание ранее применявшиеся положения, не противоречащие действующему законодательству.
По смыслу конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае необходимости, предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
В связи с этим УПФР считает, что применение закона не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истцу, нарушает единообразие в правоприменительной практике, что несовместимо с положениями статей Конституции РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»» утверждено соответствующее разъяснение № 4, в котором предусматривается, что «в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававшего право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой».
В соответствии с п.9 ст.30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» при назначении трудовой пенсии применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с этим, поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 г., то оно не может применяться при назначении досрочной пенсии по закону «О трудовых пенсиях в РФ».
Правильность позиции Управления ПФР подтверждается решением Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. № ГКПИ 03-424, определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 г. № КАС 03-315 по заявлению Белоусовой И.В., постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П.
Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст.ст.12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Применительно к положениям ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав, исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9).
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5284), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции РФ. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Периоды нахождение на курсах повышения квалификации не засчитаны в специальный стаж, поскольку в это время не выполнялась работу по профессии в течение полного рабочего дня, предусмотренного п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 и действовавших на момент обращения в органы пенсионного фонда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела истца, пришел к следующему.
Данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Горячев В.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Согласно протоколу № 1822 от 13 декабря 2010 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу отказано в назначении вышеуказанной пенсии, в связи с тем, что у Горячева В.Н. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составляет 27 лет 11 мес. 21 день.
Ответчиком не были засчитаны в специальный стаж следующие периоды:
- с 12 июня 1984 г. по 24 мая 1986 г. (1 год 11 мес. 13 дней) – служба в Вооруженных Силах СССР врачом-стоматологом, по справке № 1089 от 27 октября 2010 г., выданной отделом военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному, Засвияжскому и Ленинскому районам города Ульяновска, по ксерокопии военного билета, по документам не просматриваются наименование учреждения здравоохранения, в котором протекала работа Горячева В.Н. Кроме того, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Период прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, не засчитывается.
- с 14 мая 2001 г. по 25 мая 2001 г., с 12 ноября 2002 г. по 22 ноября 2002 г. - (23 дня) – периоды нахождения на курсах повышения квалификации в г. Липецке и г. Самаре, по справке № 272/01-22 от 03.11.2010 года, по выписке из лицевого счета от 06.12.2010г., т.к. в соответствии с Разъяснением Министерством труда России от 22.05.1996 г. № 5 и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации не засчитываются.
Согласно ст.27 п.1 пп.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную деятельность в сельской местности или не менее 30 лет в городе.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ,
Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В части исковых требований истца о включении в специальный трудовой стаж периода службы в рядах Советской Армии суд считает возможным включить истцу в специальный трудовой стаж данный период с 12 июня 1984 года по 24 мая 1986 года по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в указанный выше период истец служил в рядах Советской Армии, был призван на военную службу по призыву в армию с должности врача-стоматолога ортодонта Детской стоматологической поликлиники, что подтверждается военным билетом и записью в трудовой книжке.
В спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Положения ст. 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В связи с чем, необоснованна ссылка ответчика на то, что Постановление Правительства от 17.12.1959 № 1397 не может применяться при назначении досрочных пенсий по закону «О трудовых пенсиях в РФ» и что право на включение периода службы в специальный стаж могло быть у истца только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 № 1397 он отработал весь требуемый для назначения пенсии стаж в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением № 1397. Вышеназванный период службы истца в Советской Армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновении у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд также не может согласиться с решением комиссии УПФ в части отказа истцу во включении в специальный стаж периодов его нахождения на курсах повышения квалификации с 14 мая 2001 года по 25 мая 2001 года и с 12 ноября 2002 года по 22 ноября 2002 года.
Так, согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Указанные правила не содержат запрета на включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из материалов дела истец, работая в должности заведующего ортопедического отделения в Стоматологической поликлинике № врачом-стоматологом-ортопедом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился на курсах повышения квалификации. За время нахождения на курсах за истцом сохранялась средняя заработная плата, и производились в полном объеме отчисления в Пенсионный Фонд РФ.
О данных обстоятельствах также дал суду пояснения истец в судебном заседании, а также указал в своём исковом заявлении.
Прохождение курсов повышения квалификации носило обязательный характер, связано непосредственно с работой, направление на курсы исходило от работодателя – главврача СП №, и отказ от их прохождения расценивался бы как нарушение трудовой дисциплины.
Поскольку истец находился на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии.
В связи с вышеизложенным доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, суд находит необоснованными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ст.19 п.1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Согласно справке, представленной истцом от 29 декабря 2010 г. № 121/01-06 МУЗ «Городская Стоматологическая поликлиника № 1» Комитета здравоохранения мэрии г. Ульяновска он продолжает работать в заведующего ортопедическим отделением с 1 декабря 1988 года по настоящее время на полную ставку.
На время обращения истца в УПФ с заявлением о назначении пенсии ( 25 октября 2010 года) ответчик засчитал истцу в специальный стаж период его работы продолжительностью 27 лет 11 мес. 21 дн. С учетом этого, а также с учетом специального стажа (спорный период), засчитанного судом - 2 года 6 дней, а также с учетом периода работы с 26 октября 2010 года по 04 ноября 2010 года, общая продолжительность специального стажа истца по состоянию на 04 ноября 2010 года составляет 30 лет, что было подтверждено представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Страховой стаж истца на время обращения в УПФ составлял 32 года 8 мес. 9 дней, что было признано ответчиком.
Суд считает возможным назначить истцу пенсию не с момента его обращения, а с момента наличия у него достаточного количества специального стажа для назначения такой пенсии, то есть с 04 ноября 2010 года.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.
Истец при обращении в суд с данным иском уплатил государственную пошлину в сумме 200 руб., что подтверждается соответствующей квитанцией.
Дело разрешено в пользу истца, он имеет право в силу положений п.1 ст.98 ГПК РФ на возмещение за счет другой стороны понесенных судебных расходов. Вместе с тем, истец отказался от возмещения данных судебных расходов. При таких обстоятельствах суд не возлагает на ответчика обязанности по возмещению истцу понесенных по делу судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Горячева В.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Горячева В.Н., дающий ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с 12 июня 1984 года по 24 мая 1986 года (1 год 11 мес. 13 дней), период работы в должности заведующего ортопедического отделения – врача-стоматолога-ортопеда в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника № 1» в период с 14 мая 2001 года по 25 мая 2001 года и с 12 ноября 2002 года по 22 ноября 2002 года – нахождение на курсах повышения квалификации (23 дня).
Признать право Горячева В.Н. на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 04 ноября 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Горячеву В.Н. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 04 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: А.Г.Дементьев