о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно



По гр. делу № 2-247/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2011 года. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Сипатриной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сольской М.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Сольская М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее также - УПФ) о включении в ее специальный стаж, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности воспитателя детского сада № 106 ОАО «УЗТС» с 13 октября 1999 года по 8 декабря 2003 года (4 года 1 месяц 26 дней), признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с 13 сентября 2010 года и возложении на ответчика обязанности по назначению такой пенсии с 13 сентября 2010 года.

В обоснование требований указано то, что 13 сентября 2010 года истица обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. 7 декабря 2010 года Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении ПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска ей отказано в назначении такой пенсии. Установлено, что специальный трудовой стаж на дату обращения составляет 20 лет 10 месяцев 9 дней. Период работы с 13 октября 1999 г. по 8 декабря 2003 г. (4 года 1 мес. 26 дней) в вышеуказанной должности не засчитан в её специальный стаж. Основанием к этому послужило то, что страховой стаж должен быть подтверждён сведениями индивидуального персонифицированного учёта, а выписка из индивидуального лицевого счёта не подтверждает льготный стаж за указанный период, данный период указан без признака «выслуга лет». Перечень должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по детсадам ОАО «УЗТС» не утверждался.

Истица полагает, что данным отказам ответчик ущемляет её права на назначение трудовой пенсии. Её должность и организация, в которой она работала, предусмотрены Списком от 29 октября 2002 года.

Сольская М.А. в судебном заседании иск поддержала. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Мажов В.О., представляя интересы ответчика по доверенности, в судебном заседании иск не признал. Суду он, с учетом доводов письменного отзыва на иск, дал следующие объяснения.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правительством РФ приняты Постановление от 29.10.2002 N 781 и Постановление от 11.07.2002 N 516, которыми утверждены соответствующие списки, перечни, правила, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение по старости лиц, осуществлявших педагогическую деятельность.

В стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела «Наименование списка», а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 N 4 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости по нормам ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в указанный стаж включаются все периоды деятельности, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет.

Стаж на соответствующих видах работ педагогическим и творческим работникам исчисляется во всех случаях календарно.

По представленным документам в специальный стаж истице не засчитаны период работы с 13.10.1999 г. по 08.12.2003 г. - (4 г. 1 мес. 27 дн.) – воспитатель детского сада № 106 ОАО «Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков», по выписке из лицевого счёта застрахованного лица от 02.12.2010 г. данный период не может быть засчитан в специальный стаж, т.к. работодатель не подтверждает в выписке из индивидуального лицевого счёта льготный стаж. Согласно ст. 113 Закона № 173-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Суд, выслушав названных лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела истицы, пришел к следующему.

Данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно пп. 19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17 декабря 2001 года (в ред. ФЗ-319 от 30 декабря 2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируют нормативные правовые акты, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации утверждает списки конкретных работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается пенсия в связи с особыми условиями труда.

Правительству Российской Федерации делегировано право принимать определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда. В том случае, если занимаемая должность или выполняемая работа не соответствует принятым Правительством спискам и правилам, право на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда не возникает, хотя гражданин мог всю свою трудовую жизнь заниматься указанной выше деятельностью.

Список расширенному толкованию не подлежит, поэтому в подсчет специального стажа, дающего право на назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью включается не всякая работа, связанная с педагогической деятельностью, а лишь та, которая протекала в должностях и учреждениях, поименованных в списке. При этом необходимо, чтобы Списку одновременно соответствовали наименование, как должности, так и учреждения.

Постановлением Правительства от 11. 07.2002 № 516 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( п. 2 Постановления).

В п. 2 данного Постановления указано, что настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон).

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее также – Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( далее также – Правила).

Согласно п. 2 Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872).

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) в частности детский сад.

Судом установлено, что истица Сольская М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 13 сентября 2010 обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии УПФ от 7 декабря 2010 года № 38427 в назначении такой пенсии ей было отказано. УПФ не включил ей в специальный стаж следующие периоды работы: с 13.10.1999 г. по 08.12.2003 г. - (4 года 1 мес. 27 дней) - воспитатель детского сада № 106 Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков, т.к. работодатель не подтверждает в выписке из индивидуального лицевого счета льготный стаж. Как указано в названном решении согласно ст. 13 Закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицирован-ного) учета.

Общий трудовой стаж истицы на дату обращения составляет 20 лет 10 месяцев 23 дня. Страховой стаж составляет 25 лет 29 дней.

Эти обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела истицы, в частности, решением комиссии УПФ (протокол № 1793 от 7 декабря 2010 года), заявлением истицы о назначении пенсии от 13 сентября 2010 года.

Как следует из представленных материалов, истица 9 августа 1995 г. принята как молодой специалист в д/с № 1 АООТ «УЗТС» воспитателем 9 разряда, 03.06.1996 г. переведена воспитателем в д/с № 106, 01.10.1996 – переведена воспитателем в д/с № 1, 01.02.1998 переведена в д\с № 106, всё это время она работала в должности воспитателя, уволена 08.12.2003 по сокращению штата работников организации.

Решением № 445 от 14.06.2000 Администрации Засвияжского района г. Ульяновска АООТ «УЗТС» переименован в ОАО «УЗТС». Указанные факты подтверждаются копией трудовой книжки истицы, справкой № 47/656 от 26.09.2010 ОАО «УЗТС», справкой конкурсного управляющего ОАО «УЗТС».

Об этих обстоятельствах суду дала объяснения истица. Эти факты подтверждаются материалами пенсионного дела истицы.

Ответчиком необоснованно истице не засчитан в специальный стаж для назначения пенсии период её работы в должности воспитателя детского сада № 106 ОАО «УЗТС» с 13 октября 1999 года по 8 декабря 2003 года.

Как усматривается из объяснений представителя ответчика, факт педагогической деятельности истицы в спорной период под сомнение не ставится.

Закон (пп. 19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях Российской Федерации» № 173 от 17 декабря 2001 года в последующей редакции) не связывает наличие права на такую пенсию с работой именно в муниципальных или государственных учреждениях для детей. Детский сад, в котором работала истица, находился в то время в ведении организации - УЗТС.

Суд не может принять во внимание указанные выше доводы ответчика в обоснование возражений.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст.13 данного закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 1) (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.2) (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Истица в спорный период с 13 октября 1999 года по 8 декабря 2003 года работала в должности воспитателя детского сада № 106 ОАО «УЗТС», данный факт был подтверждён в судебном заседании документально, имеются все необходимые документы - справки, о данном факте также свидетельствует трудовая книжка истицы.

Тот факт, что работодатель истицы не подтверждает сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготный стаж истицы, не является в соответствии с законодательством основанием к отказу в иске. Вины истицы в этом не имеется.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона РФ № 173- ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Обращение истицы в УПФ было 13 сентября 2010 года, на это время специальный стаж истицы, с учетом засчитанного УПФ и судом, достиг достаточной продолжительности в соответствии с законом в 25 лет, а страховой стаж - 25 лет 29 дней.

Таким образом, на день обращения истицы в УПФ условия назначения такой пенсии в соответствии с законом имели место. Следует признать право истицы на данную пенсию с 13 сентября 2010 года, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истицы спорный период и обязать ответчика назначить истице данную пенсию с 13 сентября 2010 года.

При таком положении иск Сольской М.А. к УПФ подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.

Истица понесла судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией.

Дело разрешено в пользу истицы, она имеет право в силу положений п.1 ст.98 ГПК РФ на возмещение за счет другой стороны понесенных судебных расходов. Вместе с тем, истица отказалась от возмещения судебных расходов. При таких обстоятельствах суд не возлагает на ответчика обязанности по возмещению истице понесенных по делу судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сольской М.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Сольской М.А., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, период работы с 13 октября 1999 года по 8 декабря 2003 года в должности воспитателя детского сада № 106 ОАО «УЗТС».

Признать право Сольской М.А. на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с 13 сентября 2010 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Сольской М.А. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с 13 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Дементьев А.Г.