о включении недвижимого имущества в состав наследства



Дело № 2 – 303/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2010 года город Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Фрониной О.Н.,

с участием адвоката Лысеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушманцевой В.А., Тряпкиной Л.В. к Низамовой М.Ш., мэрии города Ульяновска, комитету по управлению мэрии города Ульяновска о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, по иску Тряпкиной Л.В. к Низамовой М.Ш. о включении в состав наследников, признании права собственности на обязательную долю,

У С Т А Н О В И Л :

Кушманцева В.А., Тряпкина Л.В. обратились в суд к Низамовой М.Ш. с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования. В обоснование иска указав, что 08 июля 2010 года умер ФИО3. Наследниками по закону первой очереди являются дочь Кушманцева В.А., мать Тряпкина Л.В., супруга Низамова М.Ш. При жизни ФИО3 был заключен договор мены с Комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, в соответствии с которым ему была передана однокомнатная квартира стоимостью 900000 руб., расположенная по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус № кв. №. Однако договор по неизвестным им причинам не прошел государственную регистрацию, хотя фактически ФИО3 был вселен в указанную квартиру и умер в ней. Просили включить квартиру, расположенную по адресу: г. Ульяновск, пр-т <адрес>, дом №, корпус №, квартира № в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3 и признать за Кушманцевой В.А. и Тряпкиной Л.В. право общей долевой собственности на указанную квартиру по 1/3 доли за каждой.

Тряпкина Л.В. обратилась в суд с иском к Низамовой М.Ш. о включении в состав наследников, признании права собственности на обязательную долю. В обоснование иска указав, что 08 июля 2010 года умер её сын, ФИО3. Наследниками первой очереди по закону являются: она, его дочь Кушманцева В.А., его супруга Низамова М.Ш. Она является нетрудоспособной, инвалидом третьей группы. На основании ст. ст. 1148, 1149 ГК РФ просит включить её в число наследников ФИО3, умершего 09 июля 2010 года, признав за ней право на обязательную долю в наследстве.

Определением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 02 февраля 2011г. указанные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебное заседание истица Тряпкина Л.В. не явилась. В представленном заявлении просила дело рассмотреть в своё отсутствие.

Истица Кушманцева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы и факты, изложенные в иске.

Она же, Кушманцева В.А., действуя на основании доверенности, поддержала исковые требования Тряпкиной Л.В., указав, что 16 декабря 2002 года ФИО3 оформил завещание, согласно которому после его смерти из принадлежащего ему имущества право собственности на 15/100 долей квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом № кв. №, комн. № переходит его супруге Низамовой М.Ш. На иное движимое либо недвижимое имущество ФИО3 при жизни завещания не оставлял. Также пояснила, что её доверитель вправе наследовать имущество ФИО3 по закону, а также вправе претендовать на обязательную долю в наследстве по завещанию.

Ответчик Низамова М.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование своих возражений, указав, что с ФИО3, умершим 08 июля 2010 года, состояла в зарегистрированном браке с 02 марта 2007 года, до момента регистрации брака продолжительное время проживали в гражданском браке по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, кв. № (ранее ул. <адрес> дом № кв. №, комн. №). Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности умершему супругу, и 16 декабря 2002 года он распорядился им, оформив завещание на её имя. Впоследствии данное жилое помещение было признано аварийным и решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска от 03 декабря 2009 года её супругу в связи с переселением из аварийного жилья с ул. <адрес>, дом № выделена однокомнатная квартира № общей площадью 38, 6 кв.м. по проспекту <адрес>, дом №, корп. № с оформлением в собственность на Васильева А.Г. Поскольку иных распоряжений относительно своего имущества, кроме завещания от 16 декабря 2002 года, её супруг не оставлял, полагает, что жилое помещение по проспекту <адрес> должна унаследовать она по ранее оформленному завещанию от 16 декабря 2002 года. Возможно, она и согласилась бы с тем, что Тряпкина Л.В. имеет право на обязательную долю в наследстве по данному завещанию на спорную квартиру, однако право дочери ФИО3 – Кушманцевой В.А. на долю в наследстве по закону оспаривала, указав, что у неё (т.е. Низамовой М.Ш.) имеются дети от первого брака, которым она хотела бы передать часть имущества. Также пояснила, что примерно за полгода до смерти ФИО3 вселился в спорное жилое помещение, однако документы о праве собственности оформить не успел в связи со смертью.

Представитель ответчика Низамовой М.Ш., действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признала, в целом дала пояснения аналогичные пояснениям своего доверителя.

Представитель мэрии города Ульяновска, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков, в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении фактически оставил решение на усмотрение суда, просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Нотариус Тимофеева Е.Е., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в своё отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1154 ГК РФ).

Судом установлено, что 08 июля 2010 года в г. Ульяновске умер ФИО3.

При жизни ФИО3 на праве собственности принадлежало 15/100 долей восьмикомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, кв. № (ранее: комната № квартира № дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске перенумерована на основании акта № от 30 августа 1999 г.).

16 декабря 2002 года умерший распорядился указанным недвижимым имуществом, оставив завещание, согласно которому данную долю жилого помещения после его смерти должна была унаследовать Низамова М.Ш.

Дом № по ул. <адрес> в г. Ульяновске вошел в перечень домов, включенных в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009, 2010 годах», утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2009г. №-П.

Из справки ГУЗ «<данные изъяты>» усматривается, что при жизни ФИО3 состоял на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты> с апреля 2009 года. По своему состоянию здоровья подходит под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 03 декабря 2009 года ФИО3 в связи с переселением с ул. <адрес>, дом №, выделена однокомнатная квартира № общей площадью 38, 6 кв.м. по проспекту <адрес>, дом № №, корпус 3 с оформлением в собственность на одного человека – ФИО3

Против переселения из аварийного жилья в указанное выше жилое помещение ФИО3 не возражал, на что указывают его заявления, адресованные в отдел учета и распределения жилой площади мэрии г. Ульяновска.

Более того, согласно акту приемки технического состояния квартиры от 25 января 2010 г. ФИО3, с одной стороны, и ООО «<данные изъяты>», с другой, произвели приемку технического состояния однокомнатной квартиры № в жилом доме № корпус № по пр. <адрес> в г. Уляновске.

На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

11 марта 2010 года комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска в лице председателя комитета по управлению городским имуществом ФИО1 был подписан договор мены, предметом которого явилась передача ФИО3 однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус №, квартира №, и передача комитету по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска ФИО3 однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, кв. №. В результате мены собственником данной однокомнатной квартиры становится город Ульяновск Ульяновской области, собственником квартиры № корпус № в доме № по пр. <адрес> – ФИО3

Таким образом, ФИО3 при жизни своими действиями выразил волю и распорядился принадлежавшим ему на праве собственности жилым помещением по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, дом №, кв. № (ранее ул. <адрес>, дом №, кв. №, комн. №), заключив вышеуказанный договор мены. Однако возможность соблюсти правила оформления правоустанавливающих документов исключалась в связи со смертью ФИО3

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При таких обстоятельствах, исковые требований Кушманцевой В.А., Тряпкиной Л.В. о включении в состав наследства после смерти ФИО3 недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес> дом №, корпус №, кв. №, подлежит удовлетворению.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 1148 ГК РФ граждане, относящиеся к наследникам по закону, указанным в статьях 1143 - 1145 настоящего Кодекса, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. К наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

Согласно ч. 1 ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

В силу ч.ч. 1,3 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.

На основании ч. ч. 1-3 ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156). Не допускается отказ в пользу какого-либо из указанных лиц: от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам; от обязательной доли в наследстве (статья 1149); если наследнику подназначен наследник (статья 1121). Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается. Не допускается также отказ от наследства с оговорками или под условием. Отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается. Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.

Судом установлено, что ФИО3 являлся сыном Тряпкиной Л.В., на что указывают сведения о его рождении, перемене фамилии, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

Истица Тряпкина Л.В. находится на пенсии, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается копией пенсионного удостоверения, справкой серии №.

27 июля 2010г. она обратилась к нотариусу с заявлением об отказе от причитающейся ей доли на наследство по всем основаниям наследования после смерти ФИО3 в пользу Кушманцевой В.А.

С учетом установленных обстоятельств о наличие нотариально удостоверенного отказа от наследства по всем основаниям наследования, учитывая, что завещание ФИО3 было оформлено 16 декабря 2002 года, после чего он при жизни фактически распорядился квартирой № в доме № по ул. <адрес> в г. Ульяновске, заключив вышеуказанный договор мены, и на основании ст. 1120 ГК РФ не совершил завещания, содержащее распоряжение об имуществе, которое он приобрел в результате договора мены, а именно в отношении спорной квартиры № корпус № дома № по пр. <адрес> в г. Ульяновске, как и не совершил других распоряжений в отношении иного принадлежащего ему имущества, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Тряпкиной Л.В. о признании за ней права на обязательную долю в наследстве и считает возможным разрешить вопрос о разделе наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО3 между наследниками по закону.

В соответствии со ст. ст. 1141, 1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146). Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что наследниками по закону после смерти ФИО3 являются его дочь Кушманцева В.А., мать Тряпкина Л.В., супруга Низамова М.Ш., что объективно подтверждается свидетельством о перемене фамилии умершего, свидетельствами о рождении ФИО3 и Кушманцевой В.А., свидетельством о заключении брака, а также материалами наследственного дела № к имуществу умершего 08 июля 2010г. ФИО3

Доказательствами наличия у ФИО3 на момент рассмотрения дела других наследников суд не располагает.

В установленный законом шестимесячный срок Кушманцева В.А. и Низамова М.Ш. обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3 Как указывалось выше, Тряпкина Л.В. отказалась от причитающейся ей доли на наследство по всем основаниям наследования после его смерти в пользу Кушманцевой В.А., о чем ей было подано заявление 27 июля 2010г., при этом нотариусом ей были разъяснены и понятны положения статей 1157, 1158 ГК РФ о том, что отказ от наследства не может быть изменен или взят обратно, не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием, не допускается отказ от части наследства. Данные обстоятельства нашли свое отражение в заявлении об отказе от наследства.

На основании ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, требования о признании права собственности в порядке наследования по закону на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус № квартира №, подлежат удовлетворению с учетом отказа Тряпкиной Л.В. от причитающейся ей доли наследства в пользу Кушманцевой В.А. Суд также полагает возможным разрешить вопрос о праве Низамовой М.Ш. на долю в указанном жилом помещении в порядке наследования по закону с учетом положений ст. 1141 ГК РФ, на основании которой наследники одной очереди наследуют в равных долях.

В связи, с чем за Кушманцевой В.А. следует признать в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на 2/3 долей жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус №, квартира № за Низамовой М.Ш. следует признать в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на 1/3 долю указанного жилого помещения.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кушманцевой В.А., Тряпкиной Л.В. к Низамовой М.Ш., мэрии города Ульяновска, комитету по управлению мэрии города Ульяновска о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.

Включить жилое помещение, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус № квартира №, в состав наследуемого имущества после смерти ФИО3, умершего 08 июля 2010 года.

Признать в порядке наследования право общей долевой собственности Кушманцевой В.А. на 2/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус №, квартира №.

Признать в порядке наследования право общей долевой собственности Низамовой М.Ш. на 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>, дом №, корпус №, квартира №.

В удовлетворении исковых требований Тряпкиной Л.В. о признании права собственности в порядке наследования, включении в состав наследников, признании права собственности на обязательную долю отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней.

Федеральный судья: Е.Н.Саенко