жалоба на действия прокурора



дело № 2-504/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе

Председательствующего судьи Васильевой Е.В.

при секретаре Петровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть» на действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска И.М. Силантьева,

УСТАНОВИЛ:

Директор Муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть» обратился в суд с жалобой на действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска И.М. Силантьева. Просил признать незаконными действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. по вынесению в адрес МУП «Ульяновская городская электросеть» представления, а также само представление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. от 20.01.2011 года № об устранении нарушений закона. В обоснование требований указал, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска на имя директора МУП «Ульяновская городская электросеть» внесено представление об устранении нарушений закона. В представлении прокуратуры содержатся требования: рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять меры по устранению нарушений законодательства и недопущению их впредь, а именно: предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п. УКСМ, ул. УКСМ, <адрес>; <адрес>; <адрес>; г. Ульяновск, <адрес>; <адрес>, предложения об оснащении приборами учета электрической энергии; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона; о принятых мерах в месячный срок сообщить в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска. Считает, что действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска по внесению названного представления нарушают права МУП «УльГЭС». МУП «УльГЭС» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и его сети присоединены к сетям, входящим в состав инженерно – технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» оснащению приборами учета. Требование о принятии конкретных мер по устранению нарушений законодательства возлагает обязанность предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении приборами учета электрической энергии. Считает, что МУП «УльГЭС» не может и не должно предпринимать дополнительные меры по устранению названных нарушений закона, поскольку задолго до даты внесения представления указанные нарушения были устранены самостоятельно, предложения были направлены 27.07.2010 года, о чем в представлении имеется отметка прокурора. Повторного устранения нарушений – вторичного предоставления предложений об оснащении указанных объектов приборами учета электроэнергии законодательство РФ не предусматривает. Требование привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности также незаконно, так как в силу ст. 22 ТК РФ привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а не его обязанностью. Лица виновные в несоблюдении сроков представления предложений: заместитель директора ФИО1 и начальник службы контроля и учета электрической энергии Гулько были уволены с предприятия, а в отношении ФИО5, ранее занимавшего должность начальника участка по работе с юридическими лицами, возбуждено дело об административном правонарушении. Привлечение последнего к дисциплинарной ответственности возможно лишь по результатам рассмотрения УФАС по Ульяновской области дела об административном правонарушении. Просит признать незаконными действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. и представление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М. от 20.01.2011 года № об устранении нарушений закона, внесенное МУП «Ульяновская городская электросеть».

В судебном заседании представитель МУП «Ульяновская городская электросеть» Сибгатуллова Н.М. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в жалобе. Просила удовлетворить жалобу в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Засвияжского района Кузяшин Д.В. не признал требования МУП «Ульяновская городская электросеть» и доводы, на которых заявитель основывает свою жалобу. Считает представление прокурора Засвияжского района законным и обоснованным. Указал, что в декабре 2010 года в прокуратуру поступили обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в представлении. Данные жилые дома находятся в управлении различных управляющих компаний. В ходе проверки выявлено, что МУП «УльГЭС» должен был направить в адрес жильцов указанных адресов предложения об оснащении жилых помещений приборами учета используемых электрических ресурсов. В нарушение закона данное сообщение заявителем в адрес жильцов направлено 27 июля 2010 года, чем нарушило требование ч. 10 ст. 13 ФЗ № 261–ФЗ, согласно которому до 01.07.2010 года организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам представляющим интересы собственников предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Материалами надзорного производства установлено, что данные обращения были направлены 27.07.2010 года, то есть нарушением установленного законом срока. Прокуратура не видит препятствий для устранения со стороны МУП «УльГЭС» указанных в представлении нарушений, месячный срок для исполнения представления не стек. Жильцы многоквартирных домов приняли решение о переходе на непосредственное управление, но жильцам предложения от МУП «УльГЭС» не направлялись, нарочно не вручались, а вывешивались в подъездах. Прокуратура считает такое направление предложений ненадлежащим. Прокурором вынесено постановление от 21.01.2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника участка по работе с юридическими лицами службы контроля и учета электрической энергии МУП «УльГЭС» ФИО5. Однако в настоящее время невозможно сказать будут ли должностные лица привлечены к административной ответственности, поскольку дело в ФАС пока не рассмотрено. Указал, что у заявителя – работодателя имеется три варианта дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. У МУП «УльГЭС» есть право никого к ответственности не привлекать. Прокуратура ожидает от заявителя своевременного рассмотрения представления. Также указал, что срок привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности начинает течь, с момента выявления нарушений прокуратурой. До сих пор жители не уведомлены об оснащении приборами учета электрической энергии, что говорит о халатном отношении руководителя организации к данному вопросу. Со стороны заявителя нарушаются права граждан на оплату энергии в том количестве, в каком жители многоквартирных домов её потребили.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд разрешает требования в соответствии с заявленными требованиями и на основании представленных участниками процесса доказательств.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В ходе судебного разбирательства установлено в декабре 2010 года в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска поступили обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресам: п. <адрес>; <адрес>; <адрес>; г. Ульяновск, <адрес>; <адрес>, находящихся в управлении различных управляющих компаний, о принятии мер по устранению нарушений законодательства РФ, выразившихся в незаконном расчете размера платы за электроэнергию исходя из нормативов потребления, а не из показаний счетчиков. В ходе прокурорской проверки было выявлено, что МУП «Ульяновская городская электросеть» должно было направить в адрес жильцов указанных домов предложения об оснащении жилых помещений приборами учета используемых электрических ресурсов. По результатам прокурорской проверки прокурором Засвияжского района г. Ульяновска в адрес МУП «УльГЭС» вынесено оспариваемое заявителем представление об устранении нарушений закона от 20.01.2011 года №.

В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 13 Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Закона, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 статьи 13 организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Прокурорской проверкой установлено, что указанные в Законе предложения были направлены заявителем в адреса управляющих компаний 27.07.2010 года и получены последними 30.07.2011 года, то есть с нарушением требований части 10 статьи 13 указанного ФЗ № 261 – ФЗ.

Согласно пунктам 5 и 6 указанного Закона в обязанность заявителя входит направление предложений по оснащению жилых домов коллективными приборами учета собственникам жилых домов, а также собственники помещений в многоквартирных домах. Согласно приведенным нормам права направленные МУП «УльГЭС» в адреса управляющих компаний предложения об оснащении приборами учета являются недостаточными.

Представленные в материалах дела доказательства, приведенные нормы права позволяют суду прийти к выводу о законности вынесенного прокурором Засвияжского района г. Ульяновска в адрес МУП «УльГЭС» представления от 20.01.2011 года № об устранений нарушений закона.

При этом требования представления являются законными и обоснованными, изложены в соответствии с положениями ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 года № 22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в силу которой представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Довод заявителя о том, что привлечение виновных к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя в данном случае не может быть признан обоснованным. Прокуратурой установлен факт нарушения со стороны должностных лиц МУП «УльГЭС» требований закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», в связи с чем вынесено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. При наличии настоящего представления прокурора, которое суд признает законным и обоснованным, на работодателя возлагается обязанность по его исполнению.

Довод представителя заявителя о том, что в обязанность МУП «УльГЭС» не входит направление в адрес каждого собственника жилого помещения в многоквартирном доме предложений об оснащении приборами учета жилых домов, является несостоятельным, поскольку из приведенного закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» следует обратное.

В силу указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы МУП «Ульяновская городская электросеть» не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении жалобы Муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть» на действия прокурора Засвияжского района г. Ульяновска И.М. Силантьева; признании незаконным представления прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Силантьева И.М от 20.01.2011 года № об устранений нарушений закона, вынесенного в адрес Муниципального унитарного предприятия «Ульяновская городская электросеть» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Ульяновского областного суда через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья Е.В. Васильева