жалоба на действия начальника исправительной колонии



гражданское дело № 2-998/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года г.Ульяновск

Засвияжский районный суд в составе

федерального судьи С.К. Полуэктовой

при секретаре А.В. Болмашновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чехонадского Д.Н. на действия начальника исправительной колонии,

У С Т А Н О В И Л :

Чехонадский Д.Н. обратился в суд с заявлением на действия начальника исправительной колонии. В обоснование заявления указал, что просит запретить ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в спальном помещении отряда «карантин» видеослежение и видеозапись осужденных. Просил обязать ФИО4 демонтировать «видеоглаз» видеослежения в спальном помещении.

В судебное заседание Чехонадский Д.Н. не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы, в ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

Представитель Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской области (ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области), начальника ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО4 в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что Чехонадский Д.Н. отбывает наказание в их исправительном учреждении. В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного законодательства в конце декабря 2010 года, начале января 2011 года в карантинном отделении колонии были установлены камеры видеонаблюдения. Считает действия администрации колонии не противоречат действующему законодательству.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской области (УФСИН РФ по Ульяновской области), привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении жалобы Чехонадского Д.Н..

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд расценивает заявление Чехонадского Д.Н., как заявление об обжаловании действий начальника ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по установке видеонаблюдения в спальном помещении отряда «карантин», и как следствие демонтаж видеокамер.

В силу ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд. По смыслу названной нормы Закона рассмотрение жалоб в суде производится по правилам гражданского судопроизводства.

Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45). Вместе с тем каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Выбор способов защиты является правом осужденного.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это положение Конституции РФ развивает ФЗ РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1, устанавливающий, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, в том числе должностных лиц администрации исправительных учреждений, могут быть обжалованы в суд.

Установлено, что Чехонадский Д.Н., заявитель по делу, отбывает наказание в ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, заинтересованного лица по делу, что усматривается из личного дела на осужденного Чехонадского Д.Н..

Согласно ст.83 ч.ч.1, 3 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с телеграммой руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения законности исполнения наказания установить камеры видеонаблюдения в местах приема прибывших этапом осужденных, размещения и проживания, в том числе в коридорах, жилых секциях, комнатах воспитательной работы и других помещения с выводом сигнала на пост оператора видеоконтроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области установлены камеры видеонаблюдения в месте приема прибывших этапом осужденных, размещения и проживания, в том числе в жилой секции отряда «карантин»: комнате воспитательной работы, комнате приема пищи, в спальном помещении, локальном участке при помещении отряда «карантин» с выводом сигнала на пост оператора видеоконтроля. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, схемой расположения видеокамер в отряде «карантин».

Действующим уголовно-исполнительным законодательством предусмотрена возможность применения средств видеоконтроля за осужденными. Администрация исправительного учреждения вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Право администрации исправительного учреждения использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала исправительного учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.

В ходе судебного разбирательства не выявлено нарушений закона при установке видеонаблюдения в спальном помещении отряда «карантин» ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в связи, с чем отсутствуют основания для признания действий начальника исправительной колонии в этой части незаконными и, соответственно, оснований для демонтажа видеокамер в спальном помещении отряда «карантин».

При этом суд учитывает, что применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Такая позиция была неоднократно выражена и Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 16 февраля 2006 года № 63-О, от 20 марта 2008 года № 162-О, от 23 марта 2010 года №; 369-О-О, от 19 октября 2010 года № 1393-О-О.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Чехонадского Д.Н. на действия начальника Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской области по установке видеонаблюдения в спальном помещении отряда «карантин» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через районный суд в течение десяти дней.

Федеральный судья: С.К. Полуэктова