Гр.дело № 2-741/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 г. г.Ульяновск
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе
федерального судьи Тихоновой О.П.
при секретаре Гараниной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахман Л.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шахман Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет. Ей не был засчитан в стаж педагогической деятельности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 лет 9 месяцев 27 дней – в должности заместителя директора по учебной работе, преподавателя по классу фортепиано Детской школы искусств № № г.Ульяновска в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ ее педагогический стаж составлял 15 лет 5 месяцев. Она с данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным в связи со следующим. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время она работает в должности преподавателя фортепиано, вся ее трудовая деятельность непосредственно связана с образовательным процессом. Вынужденный перерыв в работе имел место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 19 дней). Данный перерыв связан с необходимостью ее переезда в <данные изъяты>, куда был направлен ее муж для прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР, что подтверждается справкой из военкомата, находящейся в материалах пенсионного дела. Согласно пп.7 ст.11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих – граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла уход за ребенком, находящимся в возрасте до трех лет. В соответствии с действующими на тот момент ст.167 КЗоТ РСФСР, постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» отпуск по уходу за ребенком до трех лет включался в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, ответчик необоснованно не засчитал ей в стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев). Следовательно, ее педагогический стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 лет 11 месяцев. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. утверждены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.12 Правил в педагогический стаж засчитывается работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования за периоды, начиная с 01.01.2001 г. при наличии одновременно двух условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. В данном случае у нее выполняются оба условия. При таких обстоятельствах считает незаконным и необоснованным отказ ответчика во включении ей периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 9 месяцев 27 дней) в специальный стаж. При условии включения спорных периодов специальный стаж составит 26 лет 5 месяцев 27 дней. Просит зачесть ей периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, признав за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения к Управлению Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, а ответчика обязать назначить ей такую пенсию.
Истица в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (проживание по месту прохождения военной службы супруга-военнослужащего) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в должности заместителя директора по учебной работе и преподавателя по классу фортепьяно в Детской школе искусств № № г.Ульяновска), признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав ответчика назначить ей такую пенсию. Она поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также поясняла, что с включением указанных периодов в специальный стаж у нее на ДД.ММ.ГГГГ имеется необходимый специальный стаж – 25 лет - для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Интересы истицы представляет по доверенности Прохорова Е.В.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Прохорова Е.В. поддержала уточненные исковые требования, просит обязать ответчика включить истице в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (проживание по месту прохождения военной службы супруга-военнослужащего) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в должности заместителя директора по учебной работе и преподавателя по классу фортепьяно в Детской школе искусств № № г.Ульяновска), признать за истицей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав ответчика назначить истице такую пенсию. В ходе судебного разбирательства она поддержала доводы истицы.
Представитель ответчика по доверенности Мажов В.О. в судебном заседании иск не признал, считает, что оснований для включения истице оспариваемых периодов в специальный стаж и досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не имеется.
Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам разъяснялась ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Шахман Л.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости пп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № № УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска по представленным документам и с учетом решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ) ей было отказано в назначении пенсии на том основании, что ее специальный трудовой стаж на дату обращения составляет 15 лет 4 месяца 29 дней (вместо требуемого - 25 лет). В решении комиссии указаны периоды работы, засчитанные истице в специальный стаж, а также периоды, которые, по мнению комиссии, не могут быть засчитаны в специальный стаж, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 9 месяцев 27 дней) – заместитель директора по учебной работе, преподаватель по классу фортепиано Детской школы искусств № № г.Ульяновска, т.к. должность и учреждение не предусмотрены Списком от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно п.12 Правил от 29.10.2002 г. в педагогический стаж засчитывается работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования за периоды, начиная с 1 января 2001 г. при наличии одновременно двух условий: первое – на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; второе – у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка; в данном случае не соблюдается первое условие – на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж – 15 лет 5 месяцев.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанным Списком предусмотрена должность педагога дополнительного образования и учреждение «детская школа искусств».
Из материалов дела усматривается, что истица имеет музыкально-педагогическое образование и с ДД.ММ.ГГГГ занималась педагогической деятельностью в различных учреждения дополнительного образования для детей. Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала преподавателем в хоровой детской студии № № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподаватель фортепианного отделения в Детской школе искусств № № г.Ульяновска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем фортепианного отделения, иллюстратором-Концертмейстером в Ужгородской детской школе искусств <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Детской школе искусств № № <адрес> – (муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №): с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - заместителем директора по учебной работе и преподавателем по классу фортепиано.
В оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ истица не работала. В данный период она проживала по месту прохождения военной службы супруга-военнослужащего Вооруженных Сил СССР в <данные изъяты>, где не имела возможности трудоустроиться, что подтверждается справкой военкомата.
Из трудовой книжки истицы следует, что она ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности преподавателя фортепианного отделения детской школы искусств № № г.Ульяновска по собственному желанию по ст.31 КЗоТ РСФСР в связи с переездом по месту службы мужа. В последующем трудоустроилась ДД.ММ.ГГГГ на должность преподавателя фортепиано в Ужгородскую детскую школу искусств <адрес>.
Согласно пп.7 ст.11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих – граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.
Таким образом, законодателем предусмотрено включение периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, в страховой стаж, а не в специальный стаж. Включение указанных периодов в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью действующим законодательством не предусмотрен. Не предусматривалось включение такого периода в специальный стаж и ранее действовавшим пенсионным законодательством.
Доводы истицы, что указанный период подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку она ухаживала за ребенком до достижения им возраста трех лет, суд считает несостоятельными.
До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Действовало также постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, из указанных нормативных актов, действовавших в оспариваемый период, усматривается, что включению в специальный стаж подлежал именно отпуск по уходу за ребенком, однако истицей такой отпуск не оформлялся, перед переездом к месту военной службы мужа она уволилась с работы по собственному желанию, что подтверждается представленными суду документами, в том числе трудовой книжкой, а также пояснениями истицы.
При таких обстоятельствах суд считает требование истицы об обязании ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (проживание по месту прохождения военной службы супруга-военнослужащего) необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в вязи с педагогической деятельностью в школах и других учреждения для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривалось включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должностях, указанных в пункте 2 разделав «Наименование должностей» в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1991 года № 1067» работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Так, согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в педагогический стаж засчитывается работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования за периоды, начиная с 01.01.2001 г., при наличии одновременно двух условий: первое - на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; второе - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Таким образом, законодателем были изменены условия назначения педагогам дополнительного образования досрочной трудовой пенсии по старости. Как следует из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2001 г. № 8-П, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности лиц, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» применительно к льготному пенсионному обеспечению не рассматривается как нарушающее конституционное права граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия гражданам к закону и действиями государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
В данном случае у истицы специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 лет 4 месяца 29 дней вместо требуемого 16 лет 8 месяцев, следовательно, отсутствует первое условие, необходимое для включения в педагогический стаж работы в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах суд считает требование истицы об обязании ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 лет 9 месяцев 27 дней – в должности заместителя директора по учебной работе, преподавателя по классу фортепиано Детской школы искусств № № г.Ульяновска также необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Поскольку у истицы на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отсутствовал необходимый для назначения такой пенсии специальный стаж – 25 лет, на момент рассмотрения дела судом специального стажа необходимый продолжительности для назначения такой пенсии у истицы также не имеется, то требования истицы о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, и обязании ответчика назначить ей такую пенсию также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Таким образом, иск Шахман Л.Л. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шахман Л.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании назначить такую пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд.
Федеральный судья О.П.Тихонова