Гражданское дело № 2-906/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующей федерального судьи Ю.Ю.Коротковой,
при секретаре Ю.С. Федяшовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 53» о возложении обязанности по материально – техническом оснащению образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 53» (далее по тексту МОУ СОШ № 53) о возложении обязанности по материально – техническом оснащению образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в МОУ СОШ № 53. В соответствии с п. 7 ст.14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. На основании ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Во исполнение требований федерального законодательства принята Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденная приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 (далее – Инструкция). В соответствии с п. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Согласно п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. На основании п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Приложением №1 к Инструкции определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Вместе с тем, проведенной в МОУ Гимназия № 13 проверкой установлено, что данное образовательное учреждение имеет недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами. Так, в МОУ СОШ № 53 отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий и не приобретены учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: массогабаритный макет 7, 62 мм или (5, 45 мм.) автомата Калашникова (1шт), визирная линейка (17 шт), манекен-тренажер для реанимационных мероприятий (1 шт), шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) (1шт), лямка медицинская носилочная (1 шт). Наполняемость классов МОУ СОШ № 53 составляет 24,8 учебника. Недостаточная материально-техническая база не позволяет обучающимся, представляющим собой неопределенный круг несовершеннолетних лиц, получать навыки и знания, предусмотренные государственными образовательными стандартами. На основании ст.45 ГПК РФ прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просил обязать ответчика в срок до 01.09.2011 года оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, приобрести учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: массогабаритный макет 7, 62 мм ил (5, 45 мм.) автомата Калашникова (2 штуки), визирная линейка (17 штук), манекен-тренажер для реанимационных мероприятий (1 штука), шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) (1штука), лямка медицинская носилочная (1 штука).
Впоследствии истец, уточнив исковые требования, просил обязать МОУ СОШ № 53 в срок до 01.09.2011 года приобрести массогабаритный макет 7, 62 мм или (5, 45 мм.) автомата Калашникова (1штука).
Определением суда от 27.04.2011 г. производство по делу прекращено в части возложения обязанности на МОУ СОШ № 53 в срок до 01.09.2011 г. оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, приобрести массогабаритный макет 7, 62 мм или (5, 45 мм.) автомата Калашникова (1штука), визирные линейки (17 штук), манекен-тренажер для реанимационных мероприятий (1 штука), шину транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) (1штука), лямку медицинскую носилочную (1 штука) в связи с отказом от иска.
В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Фролов М.А. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, суду привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ СОШ № 53 - директор Тимоненкова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что между МОУ СОШ № 53 и МОУ «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска» заключен договор о совместном эффективном использовании муниципального имущества в сфере оказания образовательных услуг, в соответствии с которым последнее предоставляет ответчику на безвозмездной основе для проведения практический занятий по курсу «Основы военной службы» один макет автомата Калашникова. Поскольку указанным приложением к Инструкции определены лишь рекомендуемые нормативы материально – технического оснащения образовательных учреждений для обучения начальным знаниям области обороны и подготовки по основам военной службы, исходя из количества проводимых практических занятий в школе, использование одного макета автомата Калашникова является достаточным для достижения целей обучения.
Представитель третьего лица - Управления образования мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, в котором исковые требования истца не признал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что указанное истцом оборудование может быть приобретено при выделении бюджетного финансирования в 2011-2012 году, поскольку выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств осуществляется только с начала очередного финансового года. Также считает, что прокурором заявлены требования в отношении определенного круга лиц-учащихся МОУ СОШ 53 и у него не имелось полномочий обращаться в суд с заявлением в порядке, предусмотренным ч. 1. ст. 45 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве указал, что согласно уставу МОУ СОШ № 53, его учредителями являются Комитет и Управление образования мэрии г. Ульяновска. Комитет закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «город Ульяновск». Вопрос оснащения кабинета учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения относится к вопросам организации образовательного процесса. Главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск», направленных на осуществление полномочий в сфере образования, является Управление образования мэрии г. Ульяновска. Финансово –хозяйственную деятельность школа осуществляет самостоятельно.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
МОУ СОШ № 53 является образовательным учреждением, предоставляющим ученикам среднее (полное) общее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с п. 7 ст.14 Закона «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Согласно ст.12 Закона «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Во исполнение требований федерального законодательства приказом Министра обороны РФ № 96 и Минобразования РФ № 134 от 24.02.2010г. была утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
В соответствии с данной Инструкцией руководители образовательных учреждений должны организовать обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечить материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Согласно Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Установлено, что обучение учащихся МОУ СОШ № 53 начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона «Об образовании», Приказа Министра обороны РФ и Министра образования РФ № 203/1936 от 03.05.2001г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы», постановления губернатора Ульяновской области № 62 от 20.08.2008г. «О мерах по подготовке граждан к военной службе в 2008-2009 учебном году», приказа Министерства образования Ульяновской области № 581 от 28.08.2008г. «О мерах по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе» разработана специальная учебная программа курса «Основы военной службы» для общеобразовательных учреждений 10-11 класса.
Приложением № 1 к «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений.
Согласно данному Приложению, нормативом материально-технического оснащения образовательного учреждения является наличие массогабаритного макета 7, 62 мм или (5, 45 мм.) автомат Калашникова в количестве двух штук.
В ходе рассмотрения дела установлено отсутствие указанных средств обучения в школе в рекомендуемом объеме.
Согласно договору о совместном эффективном использовании муниципального имущества в сфере оказания образовательных услуг, заключенному 01.09.2010 г. между МОУ СОШ № 53 и МОУ «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска», последнее предоставляет ответчику на безвозмездной основе для проведения практических занятий по курсу «Основы военной службы» один макет автомата Калашникова.
Следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности по приобретению массогабаритный макет 7, 62 мм ил (5, 45 мм.) автомата Калашникова в количестве одной штуки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
К доводам представителя ответчика о том, что приобретение указанного предмета не является обязательным для образовательного процесса и нецелесообразности их приобретения в связи с отсутствием надлежащего финансирования образовательного учреждения суд считает несостоятельными.
Программой предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в МОУ СОШ № 53 предусмотрено проведение практических занятий с непосредственным использованием макета автомата. Эти уроки проходят в самой школе, следовательно, общеобразовательное учреждение должно быть оснащено данным предметом.
Принимая во внимание источник финансирования школы, порядок приобретения предметов материально-технического оснащения образовательного процесса, количество предметов, подлежащих приобретению, суд полагает, что установление срока до 01.09.2011 года для приобретения вышеназванного предмета будет являться наиболее разумным, объективным и выполнимым.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в вязи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ суд считает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53» в срок до 01.09.2011 года приобрести 1 штуку массогабаритного макета 7, 62 мм или (5, 45 мм) автомата Калашникова.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 53» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение десяти со дня изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Короткова Ю.Ю.