о возложении обязанности оборудовать лестницу пандусом



Гражданское дело № 2-920/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 г. г.Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего федерального судьи Сергеевой О.Н.

при секретаре Пиуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Иванову А.В. о возложении обязанности оборудовать лестницу пандусом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее по тесту - ИП) Иванову А.В., мэрии города Ульяновска об обязании оборудованию лестницу пандусом. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ИП Иванова А.В. В ходе проверки установлено, что ИП Иванов А.В. не соблюдает требования законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) органы местного самоуправления, организации независимо от организационно ­правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Вместе с тем, прокурорская проверка, проведенная ДД.ММ.ГГГГ, показала, что ИП Ивановым А.В. с 2007 г. по адресу: <адрес>, организован магазин по продаже хозяйственных товаров «Усадьба». К входу в магазин ведет крыльцо из 2 ступеней высотой приблизительно 20 см. каждая. Пандусом для доступа инвалидов-колясочников данное крыльцо не оборудовано, таким образом беспрепятственный доступ инвалидов-колясочников в магазин не обеспечен. Собственником нежилого помещения в <адрес> в г. Ульяновске является мэрия города Ульяновска. Данное помещение арендовано ИП Ивановым А.В. по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному им с комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска. Договор пролонгирован и действует в настоящее время. Согласно п.п. 2.2.3 и 2.2.4 договора ИП Иванов А.В. обязан производить ремонт фасада и текущий ремонт занимаемого помещения. Проведение перепланировок, переоборудования и реконструкции ИП Иванов А.В. может проводить по предварительному согласованию с собственником помещения. Однако предусмотренные законом обязанности по исполнению требований доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры мэрией города Ульяновска и ИП Ивановым А.В. не выполнены. В связи с этим просили обязать мэрию города Ульяновска и ИП Иванова А.В. оборудовать лестницу, ведущую к входу в хозяйственный магазин «Усадьба» расположенный по адресу: <адрес> пандусом.

Представитель истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в предварительном судебном заседание исковые требования поддержала, суду изложила доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Иванов А.В. в судебном заседание исковые требования признал в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебном заседание с исковыми требованиями не согласилась, ранее суду пояснила, что между комитетом по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска и ИП Ивановым А.В. заключен договор аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатор должен содержать помещение в надлежащем состоянии. По мнению мэрии города Ульяновска обязанность по оборудованию крыльца магазина пандусом должна быть возложена на арендатора – Иванова В.А. Более того, имеется сложившаяся судебная практика, когда суды обязывают именно арендаторов оборудовать вход в арендуемое помещение пандусом.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст.15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является мэрия города Ульяновска. Данное помещение передано комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска в аренду ИП Иванову А.В. по договору № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Договором аренды установлено, что целью использования помещений является торговые цели (непродовольственные товары). Дополнительными соглашениями к указанному договору, срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Судом также установлено, что по вышеуказанному адресу располагается хозяйственный магазин «Усадьба», финансовую деятельность которого ведет арендатор, ответчик по делу ИП Иванов А.В.

Таким образом, нежилое помещение, принадлежащее мэрии города Ульяновска по адресу: <адрес> имеет торговое назначение, и, безусловно, является объектом социальной инфраструктуры.

Из материалов настоящего гражданского дела следует, что в хозяйственный магазин «Усадьба» имеется один вход, который не оборудован пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются рапортом заместителя прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска ФИО4, было установлено, что вход в хозяйственный магазин «Усадьба» оборудован лестницей, на которой отсутствует оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Ответчиками в судебном заседании данные обстоятельства не оспаривались.

Из п.п. 2.2.3. и 2.2.4. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между комитетом по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска и ИП Ивановым А.В., усматривается, что арендатор обязан своевременно и за свой счет производить ремонт фасада и текущий ремонт занимаемого помещения. Проведение и финансирование капитального ремонта арендуемого помещения производится по соглашению сторон. Проведение перепланировок, переоборудования и реконструкции, включая пристрой, помещения производится исключительно по письменному разрешению арендодателя после представления последнему соответствующего проекта на выполнение работ, согласованного со всеми необходимыми лицами (балансодержателем, ГАСН, УГПС, ЦСЭН и пр.).

При таких условиях договора аренды, а также в силу вышеназванных норм закона ИП Иванов А.В. как арендатор и мэрия города Ульяновска как собственник нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски, к данному объекту социальной инфраструктуры.

Изложенное является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований об обязании ИП Иванова А.В. и мэрии города Ульяновска оборудовать лестницу ведущую к хозяйственному магазину «Усадьба», расположенного по адресу: <адрес> пандусом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Иванову А.В. об обязании оборудовать лестницу пандусом удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Иванова А.В. оборудовать пандусом для инвалидов вход в хозяйственный магазин «Усадьба», расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через районный суд в течение десяти дней.

Федеральный судья: О.Н.Сергеева