Дело № 2-1109/2011 г.
5 мая 2011 года г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.,
при секретаре Сипатриной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Сидорову Ю.А. о признании водительского удостоверения недействительным, возложении обязанность сдать данное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Сидорову Ю.А. о признании водительского удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, недействительным, возложении обязанности сдать указанное водительское удостоверение в УГИБДД УВД по Ульяновской области в течение месяца после вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на соблюдение гражданами, страдающими алкоголизмом, ограничений на занятие деятельностью, связанной с источниками повышенной опасности, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Согласно информации, представленной в прокуратуру района ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», на учете в которой с ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>» состоит Сидоров Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В то время как в соответствии с информацией, представленной УГИБДД УВД по Ульяновской области, Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение.
Между тем, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются Федеральным законом.
Согласно указанному Перечню для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие заболеванием «алкоголизм», не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в данном случае – управлять транспортным средством.
Таким образом, наличие у Сидорова Ю.А. водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортным средством, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Прокурор в судебном заседании поддержал иск. Суду дал объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Ответчик Сидоров Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что не знал, что состоит на учете. В настоящее время он работает, выплачивает алименты. Поскольку отец находится на инвалидности, на дачу нужно ему ездить. Страдающим <данные изъяты> себя не считает. Поставили его на учет ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что проходил стационарное лечение в течение 15 дней. Это был вызвано ситуацией развода с женой. Больше не лечился. Водительское удостоверение у него ДД.ММ.ГГГГ. Ему никто не разъяснил, что он должен приходить отмечаться, выписали и все. Проблемы с <данные изъяты> были, но сейчас все нормально. Он не признает иск, поскольку полагает, что нет оснований для признания водительского удостоверения недействительным.
Представитель третьего лица УГИБДД УВД по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и в времени судебного разбирательства извещен, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.
Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска к Сидорову Ю.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что Сидорову Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение серии <адрес>, дающее ему право управления транспортными средствами, которые относятся к источникам повышенной опасности.
По сообщению ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Сидоров Ю.А. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> Взят на учет после стационарного лечения в ГУЗ «УОКНБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ После лечения ознакомлен о порядке и правилах наблюдения. На прием <данные изъяты> не является, <данные изъяты> нет. С момента взятия на учет данному гражданину медицинское заключение в любой форме на предмет допуска к управлению транспортным средством ГУЗ «УОКНБ» не выдавалось. Сидоров Ю.А. продолжает находиться на учете, так как нуждается <данные изъяты>, не может быть допущен к управлению транспортным средством до их завершения в течении 3 лет.
Судом установлено, что ответчик страдает <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Данное заболевание в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», являются противопоказанием для допуска к водительской деятельности.
При этом, исходя из представленных доказательств, заболевание <данные изъяты> имело место и на момент выдачи ответчику водительского удостоверения.
Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям. Применение указанного ограничения обеспечивается нормами статьи 23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
Наличие у ответчика в момент получения водительского удостоверения <данные изъяты>. означает, что он имел ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.
Таким образом, Сидоров Ю.А. не отвечал, как в момент получения водительского удостоверения, так и не отвечает в настоящее время установленным нормам вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами, поскольку с учёта в наркологическом диспансере в настоящее время не снят.
Учитывая, что при выдаче ответчику удостоверения на право управления транспортными средствами были нарушены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выданное ему водительское удостоверение является недействительным.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 1 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования ФЗ «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что ответчик получил водительское удостоверение, имея недействительную медицинскую справку. На дату получения водительского удостоверения ответчик состоял на учете в ГУЗ «УОКНБ» с диагнозом хронический алкоголизм 2 ст. в форме запоев.
Наличие у Сидорова Ю.А. водительского удостоверения, не дает ему право на управление транспортным средством, как источником повышенной опасности, поскольку создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Суд считает, что указанный стороной истца срок, – один месяц после вступления решения суда в законную силу - является разумным сроком для сдачи ответчиком водительского удостоверения.
Доводы ответчика о том, что он в настоящее время <данные изъяты>, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств тому им не представлено, напротив наличие у него заболевания подтверждается в частности сообщением ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее.
При подаче данного иска в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты в федеральный бюджет государственной пошлины.
Дело разрешилось в пользу истца. При таком положении с ответчика в доход местного бюджета в силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ следует взыскать государственную пошлину в сумме 200 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Сидорову Ю.А. удовлетворить.
Признать удостоверение, выданное МРЭО УГИБДД УВД по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ Сидорову Ю.А. недействительным.
Обязать Сидорова Ю.А. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу сдать данное водительское удостоверение в МРЭО УГИБДД УВД по Ульяновской области.
Решение суда является основанием для внесения информации о признании данного водительского удостоверения недействительным в базу данных ГИБДД.
Взыскать с Сидорова Ю.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: А.Г.Дементьев