о признании решения незаконным, включении периода работы в трудовой стаж, обязании произвести перерасчет



Гр. дело № 2-1403/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июня 2011г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:

федеральной судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Фрониной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чулаковой Э.Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании решения незаконным, включении периода работы в трудовой стаж, обязании произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л :

Чулакова Э.Ш. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (далее по тексту УПФ РФ (ГУ) в <адрес>) о признании решения незаконным и необоснованным, возложении обязанности включить период работы в трудовой страж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование иска указала, что с октября 2010 года пыталась реализовать свои пенсионные права на включение периода работы с 1968 года по 1975 год в колхозе им. <адрес> путём предоставления трудовой книжки колхозника. В УПФ РФ (ГУ) в <адрес> ей была предъявлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о включении указанного выше периода в трудовой стаж от нее было принято ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение об отказе включения периода работы в колхозе в общий стаж работы для назначения и перерасчёта трудовой пенсии. Считает отказ необоснованным, так как в представленных документах отражены все сведения, подтверждающие факт ее работы в указанный период в колхозе <адрес>, в случае наличия сомнений, факт ее работы можно было установить с помощью свидетелей. Просила признать решение УПФ РФ (ГУ) в <адрес> незаконным и необоснованным, обязать ответчика включить в трудовой стаж для назначения пенсии период работы с 1968 года по 1975 год в качестве члена колхоза в колхозе им. <адрес>, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии за указанный период и выплатить образовавшуюся задолженность с момента моего первоначального обращения.

В судебном заседании истица Чулакова Э.Ш. иск уточнила и просила признать незаконным и необоснованным решение УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым ей было отказано в зачете архивной справки. В остальной части исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> обратилась истица с заявлением о конвертации пенсионных прав по общему стажу в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Для конвертации пенсионных прав трудовой пенсии по старости Чулаковой Э.Ш. была представлена трудовая книжка. В связи с тем, что записи в трудовую книжку колхозника внесены с нарушением «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек колхозников», утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦСУ СССР в августе 1975 года, а именно имеются исправления фамилии, имени, отчества, не заверенные в установленном порядке, сведения о работе не заверены печатью, ими был запрошен акт проверки и справка, подтверждающие факт ее работы. В справке, выданной администрацией <адрес> и в акте по документам значится Феизова Э.Ш.. Поскольку имя в документе о страховом стаже не совпадает с именем, указанном в паспорте и не представлены документы о перемене имени, комиссия решила отказать истице в конвертации пенсионных прав по стажу. Кроме этого, периоды работы в колхозе могут быть подтверждены справками, выданными на основании сведений об учете отработанного времени в трудоднях или на основании сведений о произведенных выплатах. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек колхозников, утвержденных Министерством сельского хозяйства СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦСУ СССР в августе 1975 года, записи о трудовом участии колхозников в общественном хозяйстве заносятся в раздел «Сведения о работе» отдельной строкой за каждый год и заверяются подписью председателя колхоза или специально уполномоченного правлением колхоза лица и печатью. Согласно п. 7 примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного 17 февраля 1935 года, п. 3 Примерного Устава Колхоза, утвержденного 28 ноября 1969 года, в члены артели (колхоза) могут быть приняты лица, достигшие возраста 16 лет. В связи с чем, периоды работы в колхозе до 16 лет не могут быть засчитаны в трудовой стаж.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела Чулаковой Э.Ш., суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чулакова Э.Ш., истица по делу, обратилась в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> с заявлением о конвертации пенсионных прав по общему стажу в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ей было отказано в конвертации пенсионных стаж по стажу, так как записи в трудовую книжку колхозника внесены с нарушением «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек колхозников», утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦСУ СССР в августе 1975 года, а именно: имеются исправления фамилии, имени, отчества, не заверенные в установленном порядке, сведения о работе не заверены печатью, кроме того, в справке, выданной администрацией <адрес> Чувашской Республики, и в акте проверки по документам значится Феизова Э.Ш., то есть имя в документе о страховом стаже не совпадает с именем, указанном в паспорте и не представлены документы о перемене имени.

Истица Чулакова Э.Ш. достигла установленного законом пенсионного возраста и ставит вопрос о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и о включении период работы с 1968 года по 1975 года в колхозе им. <адрес> в ее страховой стаж.

Согласно ст.10 ч.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст.13 ч.ч.1, 3, 4 этого же Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.46 Правил подсчета и подтверждения страховой стажа для установления трудовых пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 555 от 24 июля 2002 года годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

Согласно п.4 вышеназванных Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно (п.28 названных Правил).

Согласно сообщению архивного отдела <адрес> в документах колхоза им. <адрес> за 1968 –1975 годы значится Феизова Э.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Феизова Э.Ш. вступила в зарегистрированный брак с ФИО5, после заключения брака ей присвоена фамилия Чулакова, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака .

Из предоставленной истцом трудовой книжки колхозника следует, что с 1968 г. по 1975 г. истица работала в качестве рядовой в колхозе <адрес>, в 1968г. она отработала 7 человекодней, в 1969г. – 1, в 1970г. – 9,5, в 1971г. – 27, 5, в 1972г. – 2,5, в 1973 г. – 5, в 1975 – 3. При этом записи в данной книжке о работе произведены на год, а в некоторых случаях на два года позже.

Указанные сведения также подтверждаются архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в книгах учета трудового стажа и заработка Феизова Э.Ш. значится в единственном числе, а также показаниями свидетеля ФИО6, которая суду пояснила, что действительно до заключения брака Чулакова носила фамилию – Феизова, имя истицы по документам было «<данные изъяты>», однако все её звали по имени «<данные изъяты>».

Согласно п. 7 «Примерного устава сельскохозяйственной артели" (утв. СНК СССР, ЦК ВКП(б) ДД.ММ.ГГГГ) Прием в члены артели производится общим собранием членов артели, которое утверждает внесенные правлением списки новых членов.

В члены артели могут вступать все трудящиеся, как женщины, так и мужчины, достигшие 16-летнего возраста.

Аналогичные правила содержались и в п. 3 Примерного Устава Колхоза, утвержденного 28 ноября 1969 года.

Судом установлено, что Чулакова Э.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 16 лет – ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, до указанной даты она членом колхоза быть не могла.

Также материалами настоящего гражданского дела установлено, что до июня 1973 года истица являлась ученицей Чкаловской средней школы <адрес> в 1973 году окончила полный курс данной средней школы, что подтверждается аттестатом о среднем образовании .

Из архивной справки <адрес> усматривается, что в августе 1973 года истица была зачислена в число учащихся <адрес> на заочное отделение на первый курс по специальности «Бухгалтерский учет». В сентябре того же года она была переведена с 1-го курса заочного отделения на 1-й курс очного отделения в группу 11 «Б» специальность «Бухгалтерский учет», также в указанное время была вселена в общежитие.

ДД.ММ.ГГГГ Феизова Э.Ш. получила диплом сер. , согласно которому она в 1973 году поступила в Чебоксарский кооперативный техникум и в 1976 году окончила полный курс названного техникума по специальности «Бухгалтерский учет». Решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация бухгалтера.

Таким образом, в оспариваемый истцом период истица, проходя обучение в школе, а затем и техникуме по очной форме обучения, не могла состоять в членах колхоза <адрес> и непрерывно работать в колхозе.

Кроме того, по сведениям администрации <адрес> в <адрес>ном архиве в протоколах собраний уполномоченных и заседаний правлений колхоза <адрес> за 1968 – 1975 годы сведения о приеме в члены колхоза не имеются, в том числе на Феизову Э.Ш..

Сам факт наличия сведений о работе истицы в колхозе <адрес>, количество отработанных в году дней, отсутствие указаний о периодах работы (число и месяц) по мнению суда свидетельствует о временном характере её работы в свободное от учебы время, то есть имело место непродолжительное время работы по найму.

Оценив собранные по делу доказательству, суд не находит оснований для включения периода работы Чулаковой Э.Ш. с 1968 года по 1975 год в колхозе им. <адрес>, в общий стаж работы и перерасчёта трудовой пенсии как и не находит оснований для признания решения Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в зачете архивной справки незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чулаковой Э.Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании решения незаконным, включении периода работы в трудовой стаж, обязании произвести перерасчет отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.Н. Саенко