Гр.дело № 2-1648/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2011 г. г.Ульяновск Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе федерального судьи Тихоновой О.П. при секретаре Гараниной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блюденовой Т.В. к Областному государственному учреждению Центр занятости населения города Ульяновска о восстановлении на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице за время необоснованного снятия с учета, УСТАНОВИЛ: Блюденова Т.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному учреждению Центр занятости населения г.Ульяновска (Засвияжский районный отдел) о восстановлении на учет и взыскании невыплаченного пособия за время необоснованного снятия с учета. В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она получила по почте извещение из центра занятости, где сообщалось, что она снята с учета, т.к. является учредителем. Она являлась учредителем ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного в ИФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ Решением единственного учредителя « 2 от ДД.ММ.ГГГГ началась процедура добровольной ликвидации ООО «<данные изъяты>», о чем внесены сведения в Единый государственный реестр Юридических лиц (ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ Информация из докладной записки № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам предпроверочного анализа предприятий и протокола № от ДД.ММ.ГГГГ доказывает, что ООО «<данные изъяты>» не имело расчетных счетов и имущества, т.е. не было открыто, а также, что финансово-хозяйственная деятельность не велась, заработная плата не начислялась. Регистрация в налоговом органе по закону осуществляется за 5 дней, а снятие с учета по срокам не регламентировано, в результате оно затянулось практически на 7 месяцев. В этот период она осталась без работы и без средств к существованию. На ДД.ММ.ГГГГ она имела 33 года непрерывного стажа, все эти годы являлась добросовестным налогоплательщиком, имеет множество благодарственных писем и грамот. Учредитель фактически несуществующей фирмы не может считаться занятым, т.к. он фактически безработный и нуждается в моральной и финансовой поддержке государства, особенно во время кризиса и в предпенсионном возрасте. Просит обязать центр занятости населения г.Ульяновска (Засвияжский районный отдел) восстановить ее на учете и выплатить ей пособие за время необоснованного снятия с учета. Судом привлечено к участию в деле в качестве ответчика Областное государственное учреждение Центр занятости населения г.Ульяновска, являющееся юридическим лицом, в структуру которого прав юридического лица входит Засвияжский районный отдел Областного государственного учреждения Центр занятости населения г.Ульяновска. В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просит обязать ответчика восстановить ее на учете в качестве безработного с даты снятия с учета – с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить ей пособие по безработице, начиная с даты снятия с учета в качестве безработного. Истица поддержала доводы, исковом заявлении, а также пояснила, что она встала на учет как безработная в Засвияжском районном отделе Областного государственного учреждения Центр занятости населения г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент она являлась единственным <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного как юридическое лицо; ранее она являлась <данные изъяты> комбината питания ОАО «<данные изъяты>», и в связи с принятием руководством завода решения о ликвидации комбината сотрудникам комбината питания было предложено образовать на базе этого комбината фирму и работать отдельно от завода, она согласилась с этим предложением, так было создано ООО «<данные изъяты>», которое ей пришлось организовать и стать его единственным учредителем; ООО «<данные изъяты>» должно было начать работу, но затем руководство ОАО «<данные изъяты>» сообщило ей, что она уволена с должности <данные изъяты> комбината общественного питания, а фирма, которая была создана, продается, в связи с этим она как единственный учредитель приняла решение о ликвидации ООО «<данные изъяты>»; фактически ООО «<данные изъяты>» и не было открыто, поскольку никакой деятельности не вело, а было лишь зарегистрировано; при постановке на учет в службе занятости она не сообщила о том, что является учредителем ООО «<данные изъяты>», т.к. не считает себя его учредителем, кроме того, все документы для ликвидации ООО «<данные изъяты>» были сданы уже ею в налоговый орган, однако в связи с тем, что процедура ликвидации фирмы носит длительный характер, все затянулось на 7 месяцев и на момент постановки ее на учет в качестве безработного ООО «<данные изъяты>» еще не было ликвидировано; она считала, что может встать на учет в качестве безработного, поскольку фирма, учредителем которой она значилась, фактически была закрыта; при постановке на учет в службу занятости она представила трудовую книжку с записью об увольнении с последнего места работы в комбинате питания, она была поставлена на учет в качестве безработного и ей было назначено пособие по безработице в размере 4900 руб., однако впоследствии выплата ей пособия по безработице была прекращена и ДД.ММ.ГГГГ она была снята с регистрационного учета в качестве безработного на том основании, что на момент постановки на учет являлась учредителем ООО «<данные изъяты>». Считает, что оснований для снятия ее с учета в качестве безработного не имелось, поскольку фирма, учредителем которой она являлась, не вела никакой деятельности и она как учредитель не получала дохода, на момент постановки ее на учет в качестве безработного фирма находилась в стадии ликвидации и все документы для ликвидации фирмы были сданы в налоговый орган, она не имела средств к существованию и считала, что имела право быть поставленной на учет в качестве безработного и получать пособие по безработице, то обстоятельство, что она является учредителем фирмы, не было скрыто ею преднамеренно, пособие по безработице являлось для нее единственным источником средств существования, кроме того, в случае отказа в удовлетворении иска с нее может быть взыскана сумма полученного ею пособия по безработице, которую она не в состоянии будет выплатить. Представитель ответчика по доверенности Орлова В.Н. в судебном заседании иск не признала, считает его необоснованным. Она пояснила, что Областное государственное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска осуществляет деятельность по оказанию услуг по трудоустройству граждан и руководствуется Законом «О занятости населения в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ истица была поставлена на учет в качестве безработного в Засвияжском районном отделе ОГУ Центр занятости населения города Ульяновска на основании представленных ею документов, в том числе трудовой книжки, справки о заработной плате, на нее было оформлено личное дело и ей было назначено пособие по безработице в максимальном размере – 4900 руб., которое ей было выплачено по ДД.ММ.ГГГГ, однако после поступления сведений из налогового органа, которые поступают в службу занятости ежеквартально, выяснилось, что по ноябрь 2010 г.. в том числе на момент постановки на учет в качестве безработного, истица являлась учредителем коммерческой организации. В ст.2 данного Закона дано понятие занятых граждан, к ним, в частности, относятся граждане, являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей религиозных и общественных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. При обращении в службу занятости гражданам разъясняется Закон о занятости населения, о чем гражданин расписывается в его личном деле. Согласно выписке, представленной ИФНС, организация, учредителем которой являлась истица, была постановлена на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были представлены сведения о принятии решения о ликвидации, ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы сведения в средствах печати о принятии решения о ликвидации, ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о прекращении деятельности. Из указанного видно, что учредителем данной организации в соответствии с законодательством проводились мероприятия по ликвидации юридического лица. Истица ни при постановке на учет в качестве безработного, ни при последующих обращениях для перерегистрации не указала, что она являлась учредителем коммерческой организации, в случае сообщения ею таких сведений ей было бы отказано в постановке на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице, истица могла бы получить соответствующие разъяснения, она могла продать или передать свою долю другому лицу, принять иные меры к выходу из состава учредителей. Поскольку истица на момент постановки на учет в качестве безработного относилась к занятым гражданам, то ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о снятии ее с учета в качестве безработного с прекращением выплаты ей пособия по безработице, выплата пособия ей была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ; после снятия с учета в качестве безработного истица снова могла обратиться в службу занятости по поводу постановки на учет в качестве безработного, но при этом пособие по безработице ей было бы назначено уже не в максимальном размере 4900 руб., а в размере 850 руб., поскольку для этого требуется наличие оплачиваемой работы не менее 26 календарных недель в течение последнего года. Считает, что снятие истицы с учета в качестве безработного и прекращение выплаты ей пособия по безработице являются обоснованными и соответствуют требованиям Закона «О занятости населения в Российской Федерации», а также положениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 г. № 11-П. Выслушав истицу и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Сторонам разъяснялась ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями) занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. В ст.2 указанного Закона дано понятие занятых граждан. Так, занятыми считаются граждане, в частности, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Согласно ст.3 данного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней…. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов. Их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании…. Безработными не могут быть признаны граждане, в частности, перечисленные в статье 2 настоящего Закона. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Статьей 28 указанного Закона предусмотрены гарантии социальной поддержки безработных. Так, государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице. Согласно ст.30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях… устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. В соответствии со ст.31 данного Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным…. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Статьями 33, 34 Закона установлены размеры пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Таким образом, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» установлены условия, при которых гражданин может быть признан безработным, а именно гражданин не должен относиться к числу занятых граждан, указанных в ст.2 Закона. Для выплаты пособия по безработице необходимо наличие одновременно двух условий: гражданин должен быть признан безработным и должен проходить перерегистрацию в установленные органами службы занятости сроки. Согласно ст.35 Закона выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в частности, в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного. Судом установлено, что Блюденова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была зарегистрирована в качестве безработного в Засвияжском районном отделе областного государственного учреждения Центр занятости населения города Ульяновска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получала пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии истица была повторно зарегистрирована в качестве безработного в Засвияжском районном отделе областного государственного учреждения Центр занятости населения города Ульяновска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получала пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом <данные изъяты> Засвияжского районного отдела Областного государственного учреждения Центр занятости населения города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного Блюденовой Т.В. (№ от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с п.2 ст.35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Как следует из пояснений представителя ответчика, прекращение выплаты истице пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработного вызвано тем, что она являлась учредителем ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и при обращениях в службу занятости не сообщила об этом сотрудникам Засвияжского РО ОГУ ЦЗН. Из пояснений представителя ответчика, а также представленного суду ОГУ ЦЗН г.Ульяновска личного дела (КПУ) получателя государственной услуги № Блюденову Т.В., следует, что при обращении в службу занятости населения за постановкой на учет в качестве безработного истица была проинформирована сотрудниками службы занятости о положениях ст.ст.2,3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», однако не сообщила о том, что она является учредителем ООО «<данные изъяты>». То обстоятельство, что истица на момент обращения в службу занятости населения и постановки на учет в качестве безработного с назначением пособия по безработице являлась единственным учредителем ООО «<данные изъяты>», подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «<данные изъяты>», представленной ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска, решениями единственного учредителя ООО «<данные изъяты>», и не отрицается истицей. Как следует из представленных суду документов, ООО «<данные изъяты>» прекратило деятельность в связи с его ликвидацией по решению учредителя и снято с учета ДД.ММ.ГГГГ, до этой даты, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением единственного учредителя ООО «<данные изъяты>» (Блюденовой Т.В.) от ДД.ММ.ГГГГ проводились мероприятия по его ликвидации. В соответствии с вышеуказанными нормами Закона «О занятости населения в Российской Федерации» истица считалась занятой, поскольку являлась учредителем ООО «<данные изъяты>», и не имела право на постановку на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице. При таких обстоятельствах суд считает действия ответчика по прекращению выплаты истице пособия по безработице с одновременным снятием ее с учета в качестве безработного обоснованными и правомерными. Доводы истицы, что она в период ликвидации юридического лица – ООО «<данные изъяты>», единственным учредителем которого она являлась, не имела дохода, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.2 Закона «О занятости населения Российской Федерации истица как учредитель данной организации относилась к занятым гражданам и в силу ст.3 данного Закона не могла быть признана безработной, соответственно, не имела право на получение пособия по безработице, предусмотренного данным Законом. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст.2, п.1 ст.4, абзац второй п.2 ст.12 Закона). Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано в стоящее время с приобретением гражданином, не относящимся в категории занятых, статуса безработного. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 г. № 11-П «По делу о поверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И.Гущина» указано, что федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Блюденовой Т.В. к Областному государственному учреждению Центр занятости населения города Ульяновска о восстановлении на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице за время необоснованного снятия с учета не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Блюденовой Т.В. к Областному государственному учреждению Центр занятости населения города Ульяновска о восстановлении на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице за время необоснованного снятия с учета отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд. Федеральный судья О.П.Тихонова