о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством



Гражданское дело № 2-1992/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сергеевой О.Н.

при секретаре Савельевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть» о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к МУЗ «Центральная медико-санитарная часть» о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством. В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой Засвияжского района г, Ульяновска совместно со специалистом УИД ГУ МЧС РФ по Ульяновской области ФИО2 проведена проверка соблюдения в МУ3 «Центральная клиническая медико-санитарная часть» (далее МУ3 по тексту - «ЦК МСЧ») требований законодательства, направленного на защиту мест с массовым пребыванием людей от террористических угроз, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. Проверка показала, что в «ЦК МСЧ» имеется защитное сооружение гражданской обороны - убежите № 57 ОСУ - III-100 для укрытия нетранспортабельных больных, численностью 100 человек, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отношения в области гражданской обороны и защиты месте массовым пребыванием людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ " О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, а также Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575. Согласно ст.ст. 8, 9 Федеральною закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления и организации поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Однако в ходе проверки в «ЦК МСЧ» были выявлены многочисленные нарушения, связанные с эксплуатацией защитного сооружения. Просит признать бездействие ЦК МСЧ выразившееся в уклонении от надлежащего содержания защитного сооружения гражданской обороны, незаконным, обязать ЦК МСЧ привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575.

Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, привел доводы, в нем изложенные.

Представители ответчика, действующие на основании доверенности исковые требования не признали, пояснив суду, что в настоящее время почти все нарушения устранены, но документального подтверждения устранения недостатков не имеется. Сослались на недостойное финансирование для устранения всех недостатков.

Представитель третьего лица комитета здравоохранения мэрии города Ульяновска исковые требования не признала, пояснила, что ЦК МСЧ является самостоятельным юридическим лицом. Решением Ульяновской городской Думы мэрия города Ульяновска от 15.12.2010 г. №18 на реализацию программных мероприятий ЦК МСЧ выделено 1млн.100тысяч рублей на восстановление защитных сооружений гражданской обороны. После проведенной проверки УНД ГУ МСЧ РФ по Ульяновской области ЦК МСЧ- постоянно ведутся работы по устранению выявленных нарушений. В ЦК МСЧ составлен план мероприятий, утвержденный главным врачом, по устранению недостатков выявленных в ходе проверки соблюдения требований законодательства, направленного на защиту мест с массовыми пребываниями людей от террористических угроз.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковое заявление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в защиту неопределенного круга лиц к МУЗ ЦК МСЧ о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст. 9 указанного выше закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В ходе судебного разбирательства установлено, что учредителями «ЦК МСЧ» являются комитет по управлению городским имуществом и комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска, имущество «ЦК МСЧ» является муниципальной собственностью и закреплено за медицинским учреждением на праве оперативного управления (п. п.1.4., 3.1 устава). Согласно уставу «ЦК МСЧ», изложенного в новой редакции от 06.10.2009 г., учреждение самостоятельно решает экономические, социальные, организационные вопросы, планирует свою деятельность, определяет задачи и структуру (п.4.1. устава).

По распоряжению комитета по управлению городским имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение Комитета от ДД.ММ.ГГГГ «ЦК МСЧ» из муниципальной казны города Ульяновска на баланс на праве оперативного управления больничный комплекс здании и сооружений с принадлежностями по адресу <адрес> общей площадью 26034, 58 кв.м. Из них 487, 55 кв.м. занимает здание гражданской обороны.

Право оперативного управления имуществом «ЦК МСЧ» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ В «ЦК МСЧ» имеется защитное сооружение гражданской обороны – убежище № 578 ОСУ-III - 100 для укрытия нетранспортабельных больных, численностью 100 человек на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении проверки указанного выше защитного сооружения по поручению прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска ведущим специалистом-экспертом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области ФИО3 выявлены следующие нарушения : нарушена гидроизоляция защитного сооружения (п.3.2.1. приложения к Приказу МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п.3 приложения к Приказу МСЧ РФ от 21.07.2005 г. «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»); защитное сооружение подтапливается ливневыми водами (п.3.2.7. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. №583); стены и потолки, перегородки требуют окраски (п.3.2.8, п.3.2.9. указанного выше приложения); стены операционной и предоперационной облицованы керамической плиткой (п.3.2.9. указанного приложения); металлические двери и ставни требуют окраски (п.3.2.9. указанного выше приложения); инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии, не готово к использованию по назначению (п.3.2.11. указанного приложения, п.5 приложения к Приказу МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружения гражданской обороны в мирное время»); в напорных емкостях отсутствует вода (п.3.2.2. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»); помещение защищенной ДЭС не укомплектовано ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами, ящиками с песком (п.3.5.2. указанного выше приложения); не исправны системы водоснабжения и канализации ( п.4.5.1. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 ); не проводится техническое обслуживание специального оборудования ( п.5.1. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 ); не проводится текущий и капитальный ремонт строительных конструкций (п.5.2.2. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583); не проводится техническое обслуживание средств связи и оповещения (п.5.3 приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 ); не обозначены маршруты движения к защитному сооружения (п.6.2.3. приложения к Приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача «ЦК МСЧ» прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором требовалось безотлагательно с участием представителя прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства направленного на защиту мест с массовым пребыванием людей от террористических угроз.

В ответ на представление об устранении нарушений закона за подписью главного врача ФИО4 последовало сообщение об объявлении дисциплинарного взыскания, составления плана устранения недостатков по защитному сооружению.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ «ЦК МСЧ» за подписью главного врача ФИО5, ежегодно обращается в комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска с просьбой выделить денежные средства на текущий и капитальный ремонт. Также начиная с 1998 г. администрация «ЦК МСЧ» неоднократно обращалась за помощью по финансированию данного вопроса в компетентные органы. Принятая решением Ульяновской городской думы № 173 от 29.10.2008 г. Городская целевая программа «Модернизация здравоохранения муниципального образования «город Ульяновск» в 2009-2011 годах» предусматривала целевое выделение учреждениям здравоохранения на приведение защитных сооружений гражданской обороны в готовность приему укрываемых 30 млн. 80 тыс. рублей, но в 2009-2010 гг. программа из городского бюджета не финансировалась.

Представитель ответчика в судебное заседание не представил доказательств подтверждающих факт устранения нарушения выявленных прокурорской проверкой.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, дополнении к нему от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главного врача ФИО5 усматривается, что защитное сооружение, убежище №57, предназначенного для размещения нетранспортабельных больных в особый период нуждается в капитальном ремонте. Стоимость расходов на капитальный ремонт защитного сооружения ГО МУЗ ЦК МСЧ составляет 10626941 рублей.

Суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что факты изложенные в исковом заявлении о нарушении действующего законодательства, выразившегося в уклонении от надлежащего содержания сооружения гражданской обороны нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 285 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в защиту неопределенного круга лиц к МУЗ ЦК МСЧ о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством удовлетворить.

Признать бездействие МУЗ ЦК МСЧ выразившееся в уклонении от надлежащего содержания защитного сооружения гражданской обороны, незаконным

Обязать МУЗ ЦК МСЧ привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений, правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года №583 и порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденное приказом МЧС РФ от 21.07.2005 года №575.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней.

Судья: О.Н.Сергеева