о взыскании материального ущерба и денежной компенсации морального вреда



Гражданское дело № 2-1196/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой О.Н.

при секретаре Чистове П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамоновой О.С. к Ульяновскому областному государственному учреждению социальной защиты населения в г. Ульяновске, управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о взыскании материального ущерба и денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Парамонова О.С. обратилась в суд с иском к управлению Департамента социальной защиты населения по Засвияжскому району г. Ульяновска о взыскании материального ущерба и денежной компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указала, что ее муж ФИО1 после перенесенного в 2000 г. инсульта был полностью парализован, и ему была установлена инвалидность 1-й группы. Уход за тяжелобольным мужем истица осуществляла самостоятельно, покупая все необходимые лекарства и предметы гигиены, не зная, что ему положена помощь государства, и только в 2008 году, по совету знакомых, она поставила его на учет в орган соц.обеспечения Засвияжского района г. Ульяновска, хотя, по ее мнению, такие инвалиды автоматически должны быть включены в программу реабилитации, и сотрудники данной организации должны были иметь сведения о таких инвалидах. После постановки ее мужа на учет по индивидуальной программе реабилитации инвалида он должен был получать абсорбирующее белье - пеленки, отсутствие которых приносило тяжелые физические страдания, так как любая складка на белье (в частности резинка на подгузнике) способствовала образованию на теле больного незаживающей язвы. Полагающегося по программе реабилитации количества пеленок (1 штука в день) для мужа истицы было не достаточно из-за полного прекращения деятельности органов выделения, и ей приходилось докупать их в аптеках. Ко всему прочему с мая по октябрь 2010 г. поставка данных средств реабилитации вообще прекратилась, и истице пришлось покупать указанные выше средства на свои деньги и по рекомендации сотрудников органов соцобеспечения. Сумма покупок подтверждена чеками и составляет 1035, 90 руб. Так как муж находился в критическом состоянии, а истица не могла ни на минуту оставить его одного, чеки с просьбой оплатить понесенные расходы в соответствии с законодательством в Засвияжское отделение Департамента соц.обеспечения истицей лично были предоставлены после похорон мужа, который умер ДД.ММ.ГГГГ Однако ей в уничижительной форме было отказано в оплате данных чеков, по мнению сотрудников данной организации, у нее у самой достаточная пенсия, чтобы нести такие расходы. Аналогичные «доводы» ей пришлось выслушать и Областном Департаменте соц.обеспечения. Все общение свелось к насмешкам и выпадам со стороны сотрудников организации, чьим профессиональным долгом должно являться чуткое отношение к людям. ДД.ММ.ГГГГ истица уже письменно обратилась к руководству органов соц.обеспечения с просьбой оплатить ей в соответствии с законодательством произведенные расходы на средства реабилитации для своего мужа. В ответах, полученных из этих органов, не найдено обоснованного отказа в ее просьбе. В них идет ссылка на Постановление Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 г., положения которого, на взгляд истицы, не могут и не должны противоречить Распоряжению Правительства РФ от 30.05.2005 г. № 2347-р. Кроме того, сотрудникам органов соц.обеспечения должно быть известно физическое состояние ее мужа - он был полностью парализован и то, что все действия по постановке его на учет, по получению средств реабилитации и прочее она совершала от его имени по доверенности, удостоверенной руководителем МУП Засвияжского района «Засвияжье-2». Именно поэтому муж не мог самостоятельно обращаться в данные органы с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Более того в Распоряжении Правительства РФ от 30.12.2005 г. нет указания на то, что инвалид сам лично должен обратиться за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, а лишь указывается, что им (инвалидам) выплачивается данная компенсация. Кроме того, в ответах на обращение не упоминается статья 1183 гл. 65 части 3 ГК РФ, ссылка на которую есть в обращении истицы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о нежелании Департамента соц.обеспечения по Ульяновской области руководствоваться Законами РФ, либо о некомпетентности сотрудников данного ведомства. Истица перенесла инсульт, является инвалидом второй группы, и после такого отношения к себе состояние ее резко ухудшилось, и вынуждена была обратиться к врачу. Запись об ухудшении здоровья и назначения лечения зафиксированы в медицинской карте 24.12.2010 г. Руководствуясь Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, который утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, где четко прописано, что если предусмотренное программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду.... или эти лица самостоятельно или себя соответствующим средством путем приобретения за собственный счет им выдается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости этого средства реабилитации, а также ст. 1183 гл.65 части 3 ГК РФ (наследование невыплаченных предоставляемых гражданину в качестве средств существования, п. 1, 2). В связи с этим, истица просила обязать ответчика оплатить ей сумму в размере 1035, 90 рублей за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации для ее мужа ФИО1, действия сотрудников вышеуказанных органов по отношению к ней признать унижающими ее человеческое достоинство., насмешливыми и некорректными высказываниями в ее адрес, ей были причинены тяжелые моральные страдания и без того тяжелый для нее период (смерть и похороны близкого человека), приведшие к обострению имеющихся у нее заболеваний; в качестве компенсации морального вреда взыскать в ее пользу с ответчика 20000 рублей, взыскать с ответчика госпошлину за судебное разбирательство в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали.

Представитель ответчика, Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в г. Ульяновске (далее по тексту – УОГУСЗН), иск не признала.

От представителя привлеченного судом для участия в деле в качестве второго ответчика управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия, в котором также исковые требования Парамоновой О.С. не признают.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.09.2009 г.) если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В редакции Федерального закона от 09.12.2010 г. № 351-ФЗ статья 11 устанавливает, что если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу п. 7. «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 г. за № 61 «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по представлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а так же по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по представлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение», в случае если инвалид самостоятельно приобрёл указанное техническое средство (изделие) за счёт собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом - Министерством труда и социального развития Ульяновской области на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы и имеющие соответствующим образом оформленную доверенность, в учреждение социальной защиты заявление о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Парамонова О.С., истица по делу, состояла в браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ От данного брака имеют двоих детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Муж истицы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом первой группы в связи с общим заболеванием.

ДД.ММ.ГГГГ муж истицы ФИО1 умер.

ФИО1 был зарегистрирован в базе Министерства труда и социального развития Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ как инвалид, нуждающийся в обеспечении памперсами и абсорбирующим бельем, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в отдел социальной поддержки ветеранов и инвалидов в Засвияжском районе УОГУСЗН с заявлением на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, приложив к нему кассовые и товарные чеки, подтверждающие указанные выше расходы.

Письмом УОГУСЗН от ДД.ММ.ГГГГ за истице было разъяснено, что денежная компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации выплачивается инвалиду, соответственно в случае смерти инвалида документы на компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации не могут быть приняты.

Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства в области социальной поддержки инвалидов, суд приходит к выводу о том, право на получение компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации имеет инвалид, а в случае смерти инвалида выплата указанной выше компенсации членам его семьи законом не предусмотрена. Кроме того, действие доверенности, выданной истице ее супругом, в связи с его смертью в соответствии с п.6 ч.1 ст. 188 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратилось.

Довод представителя истицы о том, что указанная выше денежная компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации подлежит наследованию согласно ст. 1183 указанного выше кодекса, суд не принимает во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

В силу ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровья, алиментов и иных денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Истица проживала вместе со своим супругом в <адрес> в г. Ульяновске, является наследницей имущества умершего ФИО1 Дети от наследования отказались в пользу Парамоновой О.С. Указанное подтверждается материалами наследственного дела.

ФИО1 являлся получателем денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, он обладал правом на назначение и выплату указанной компенсации, но эта компенсация не была начислена ему при жизни, следовательно, она не подлежит включению в состав наследственного имущества, так как такое право неразрывно связано с личным субъективным правом наследодателя.

В ходе судебного следствия также истицей не предоставлено доказательств причинения вреда ее личности, ее здоровью действиями сотрудников УОГУСЗН.

Таким образом, в удовлетворении требований Парамоновой О.С. о взыскании денежной компенсации морального вреда следует отказать.

Суд, руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Парамоновой О.С. к Ульяновскому областному государственному учреждению социальной защиты населения в г. Ульяновске, управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о взыскании материального ущерба и денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней.

Судья: О.Н.Сергеева