Гражданское дело № 2-1384/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 г. г.Ульяновск Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Сергеевой О.Н. при секретаре Чистове П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махмутовой Н.В. к мэрии города Ульяновска, открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л : Махмутова Н.В. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ульяновска, ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о защите прав потребителей. В обоснование своих требований истица, указала, что она является нанимателем <адрес> в г. Ульяновске. Обязанности по договору социального найма истица исполняет регулярно, внося установленную плату за техническое обслуживание и коммунальные услуги. С июня 2010 г. истица обращается в ОАО «Домоуправляющая компания <адрес> №» по вопросу ремонта кровли, поскольку в доме протекает крыша, капитального ремонта крыши не было совсем. Кроме того, козырек над домом прохудился, в связи с чем при таянии снега образовывается сосулька, которая примыкает к стене дома, размывая пространство между кирпичной кладкой. В обоих подъездах дома имеются потолочные и настенные трещины на лестничных площадках 5 и 4 этажей. Трещины на стенах расположены со стороны кухонь, где находятся газовые колонки и расположены вытяжки. Год от года трещины увеличиваются, что вызывает опасения жильцов дома. Жилой <адрес> в г. Ульяновске находится в муниципальной собственности, также как и квартиры: часть находится в муниципальной собственности, часть в собственности граждан. Однако ни мэрия города Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства, капитальный ремонт в доме не производили, хотя по ранее действующему ЖК РСФСР плата за него взималась как с собственников, так с нанимателей. Указанный дом сдан в эксплуатацию в 1968 г., следовательно, согласно строительным нормам и правилам нуждался в капитальном ремонте еще до введения в действие ЖК РФ (до 01.03.2005 г.). Между тем, указанная обязанность по проведению капитального ремонта ни наймодателем, ни управляющими компаниями исполнена не была. В связи с этим истица просит обязать мэрию города Ульяновска и ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №» произвести работы по капитальному ремонту всей площади кровли из долговечных материалов, всех подъездов (побелка потолков, покраска стен) <адрес> в г. Ульяновске, взыскать с мэрии города Ульяновска в свою пользу денежную компенсацию морального вреда 30 000 руб. Впоследствии истица исковые требования неоднократно уточняла, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила обязать мэрию города Ульяновска и ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» произвести работы по капитальному ремонту всей площади кровли <адрес> в г. Ульяновске, до выполнения капитального ремонта кровли дома произвести текущий ремонт крыши над квартирой 20, ремонт примыканий ДВК3 оштукатуривание наружных стен над квартирой № 20 в объемах, указанных в акте обследования жилого дома от 27.05.2011 г. Обязать мэрию и ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» произвести работы по капитальному ремонту всех подъездов <адрес> в г. Ульяновске, все работы произвести в 2011 г., взыскать с мэрии города Ульяновска в качестве компенсации морального вреда 30 000 руб. От истицы имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица свои уточненные требования поддержала. От представителя ответчика – мэрии города Ульяновска имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск не признает. От представителя ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» также поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель мэрии и комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела в суд не явился. Третье лицо Махмутов М.М. уточненные требования истицы поддержал. От третьего лица Махмутовой З. также поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предварительном судебном заседании Махмутова З. требования истицы поддерживала. Выслушав объяснения третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан принимать участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находиться сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В силу ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. По ст. 67 указанного выше кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме. Частью 1 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя : 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 20 плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией. В соответствии с п.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей компании (п.2). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4). Органы местного самоуправления, в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Такое же положение содержится в п.п.2 п.1 ст.165 указанного выше кодекса. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой <адрес> в г. Ульяновске относился к муниципальному жилищному фонду и был построен в 1967 г. Указанный дом кирпичный, пятиэтажный, двухподъездный, 40-квартирный, что подтверждается из данных технического паспорта на дом. Срок эксплуатации указанного дома около 44 лет. За это время дом капитально не ремонтировался, многие коммуникации пришли в негодность. Согласно данным технического паспорта на указанный дом на ДД.ММ.ГГГГ (описание конструктивных элементов строения и определения износа основных строений) крыша (кровля) мягкая, техническое состояние: одиночные мелкие повреждения и пробоины в местах примыкания к вертикальным поверхностям, прогиб настенных желобов. Квартира № в указанном выше доме относится к муниципальному жилищному фонду. Махмутова Н.В., истица по делу, является членом семьи нанимателя <адрес> в г. Ульяновске. Нанимателем указанной квартиры является Махмутова З. В данном жилом помещении согласно справке по форме № 8 проживают наниматель Махмутова З., истица (невестка) Махмутова Н.В., сын нанимателя (супруг истицы) Махмутов М.М., внучка нанимателя (дочь истицы) несовершеннолетняя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как следует из документов, представленных ООО «РИЦ», в <адрес> в г. Ульяновске 5 квартир, включая <адрес>, где проживает истица, муниципальные, 25 квартир находятся в собственности граждан по договору передачи жилья в порядке приватизации, 10 квартир – в собственности граждан по иным основаниям. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в г. Ульяновске был передан в управление ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1». Другие жильцы указанного жилого дома обращались в различные инстанции по вопросу производства капитального ремонта кровли и всего дома, однако до настоящего времени дом капитальному ремонту не подвергался. В соответствии с актом обследования <адрес> в г. Ульяновске от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе представителя комитета ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска, ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» инспектора Государственной жилищной инспекции Ульяновской области и Махмутова М.М., проживающего в <адрес> указанного выше дома, при обследовании кровли выявлено: кровля мягкая, рулонная, в результате протекания кровли произошло затопление всех квартир на верхних этажах, на кровле выполнен частичный ремонт; на рулонном ковре кровли имеются многочисленные порывы, отслоения примыканий дымовентиляционных каналов, провалы кровли, в том числе в узле примыканий дымовентиляционных каналов; имеются разрушения кирпичной кладки дымовентиляционных каналов (далее по тексту – ДВК); металлические колпаки над ДВК изношены, имеются следы коррозии, разрушения; металлические карнизные свесы прогнившие, разрушены. На лестничных площадках 1 и 2 подъездов дома имеются отслоение окрасочного слоя, штукатурного слоя, трещины, побелочный слой загрязнен. В результате протекания кровли произошло размывание кирпичной кладки над квартирой №. При этом, комиссия пришла к выводу о том, что в указанном доме требуется капитальный ремонт кровли дома с заменой металлических свесов, ремонтом ДВК и цементной стяжки кровли; требуется капитальный ремонт подъездов дома (окраска, побелка); до выполнения капитального ремонта кровли дома требуется произвести текущий ремонт крыши над квартирой № в объеме 50 кв. м; ремонт примыканий ДВК 3 п/м; требуется произвести оштукатуривание наружных стен над квартирой № в объеме 2,5 кв.м ; ремонт подъездов (окраска, побелка) необходимо выполнить после капитального ремонта кровли. Указанный выше <адрес> в г. Ульяновске включен в Реестр муниципальной собственности. Необходимость проведения капитального ремонта кровли и подъездов данного многоквартирного дома, в котором проживает истица, подтверждена актом обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 (приложения № 7 и 8), ремонт кровли и подъездов дома относятся к ремонту капитального характера. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Таким образом, являясь собственником и наймодателем муниципального жилищного фонда, мэрия города Ульяновска согласно статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств, для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме. В соответствии с ранее действовавшим законодательством с жителей дома удерживалась плата на капитальный ремонт дома. Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 32, от 27.06.2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред.27.06.2003 г.). Нормы действующего жилищного законодательства (в частности, ст.158 ЖК РФ) предусматривают в структуре платы за жилое помещение для собственников в многоквартирном доме плату за капитальный ремонт, установлен порядок ее определения. В соответствии с ранее действовавшим законодательством с жителей дома удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР). Однако ни администрация (мэрия) г. Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Как указывалось выше, <адрес> в г. Ульяновске эксплуатируется с 1967 г., и правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия ЖК РСФСР, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск в части производства по данному дому капитального и текущего ремонтов подлежит удовлетворению в полном объеме, при этом суд с учетом анализа всех имеющихся по делу доказательств считает необходимым возложить обязанность по производству капитального ремонта (ремонт кровли и двух подъездов) указанного выше многоквартирного дома на мэрию г. Ульяновска, а по текущему ремонту на ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1». Довод представителя мэрии г. Ульяновска о том, что истица, проживая в муниципальной квартире, являясь членом семьи нанимателя жилого помещения в указанном доме, не вправе требовать капитального ремонта общего имущества этого дома не основан на законе, поскольку в силу ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации она как наниматель вправе требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме. Содержание имущества включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонты, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации истица обладает правом на предъявление указанных выше требований, поскольку как член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеет равные с нанимателем права и обязанности относительно указанного жилого помещения. Как указывалось выше, работы по ремонту кровли над квартирой, находящейся в пользовании истицы, ремонт ДВК в размере 3 п/м и оштукатуривание стен над данной квартирой относятся к текущему ремонту согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 (приложения № 7 и 8), характер указанных работ также отражен в акте обследования от 27.05.2011 г., следовательно, обязанность выполнения данных видов работ возлагается на ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» как на управляющую компанию по отношению к многоквартирному дому № по <адрес> в г. Ульяновске. Требования истицы в части производства текущего ремонта до выполнения капитального ремонта по данному дому не могут быть удовлетворены, так как порядок выполнения указанных работ может быть отрегулирован при исполнении решения. Также не подлежат удовлетворению требования Махмутовой Н.В. о производстве работ в 2011 г., поскольку в силу норм гражданского процессуального законодательства и Федерального закона «Об исполнительном производстве» вступившее в законную силу судебное постановление является обязательным для всех без исключения органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнения на территории Российской Федерации, а для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен двухмесячный срок. Что касается требований истицы взыскании с мэрии города Ульяновска денежной компенсации морального вреда, то они также удовлетворению не подлежат, так как отношения, возникшие между истицей и мэрией города Ульяновска, как наймодателем, регулируются нормами жилищного законодательства, которым указанный вид ответственности не предусмотрен. В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» также надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 100 рублей от уплаты, которой истец был освобожден, в доход местного бюджета. Второй ответчик мэрия освобождена от уплаты государственной пошлины в силу закона (п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации). Суд, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : Иск Махмутовой Н.В. удовлетворить частично. Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» произвести работы по текущему ремонту крыши над квартирой <адрес> в объеме 50 кв.м, ремонт примыканий дымовентиляционных каналов в размере 3 п/м, оштукатуривание стен над указанной квартирой в объеме 2, 5 кв.м. Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли с заменой металлических свесов, ремонтом дымовентиляционных каналов, цементной стяжки; произвести ремонт двух подъездов (окраска стен, побелка потолков) <адрес> В остальной части иска отказать. Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 100 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней. Судья: О.Н.Сергеева