о защите прав потребителя



Гражданское дело № 2-2122/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 г. г. Ульяновск

         Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьиКоротковой Ю.Ю.,

при секретареФедориной Е.С.,                             

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гибатдинова Р.М. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л :

Гибатдинов Р.М. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» (далее по тексту ООО УК «Симбирский альянс») о защите прав потребителя. В обоснование иска указал, что в конце апреля 2011 г. старшим по подъезду <адрес>, а также по обращению истца к ответчику, Роспотребнадзор, <данные изъяты> направлялись заявления о затоплении подвала данного жилого дома, в связи с чем распространялся запах нечистотных вод, в неограниченных количествах размножались насекомые, грызуны, что угрожало здоровью жильцов. Однако старшим по подъезду было доведено до сведения жильцов, что ответа из управляющей компании и до настоящего времени не поступило, подвал дома осушен, очищен и дезинфецирован не был, трубы в подвале не заменены. Из <данные изъяты> поступил ответ, согласно которому должностное лицо ООО УК «Симбирский Альянс» было привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и выдано предписание об устранении выявленного нарушения до 16.06.2011 г. До настоящего времени данное предписание не исполнено. В связи с запахом нечистотных вод, исходящим из подвала, размножением комаров в доме, непринятием мер ООО УК «Симбирский Альянс» в части осушения, чистки, дезинфекции подвала истец испытывал нравственные страдания. Просил суд обязать ООО УК «Симбирский Альянс» незамедлительно провести ремонтные работы по осушению, очистке и дезинфекции подвала, замене труб, из которых пополняется вода в подвале, взыскать компенсацию морального вреда 10000 руб.

В судебном заседании истец Гибатдинов Р.М. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика предоставить ему счета – фактуры, акты выполненных работ, счета на оплату выполненных работ, выставленных с 01.01.2010 г. по 27.07.2010 г. подрядными организациями, выполнившими работы по дератизации, дезинфекции подвала многоквартирного <адрес> в <адрес>, взыскать с ООО УК «Симбирский Альянс» компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Суду пояснил, что 26.07.2011 г. сторонами составлен акт, в соответствии с которым на момент осмотра состояние систем ГВС, ХВС и канализации находится в удовлетворительном состоянии, течи не обнаружено. Вместе с тем, до настоящего времени ответчик не предоставил ему ответ на заявление от 16.06.2011 г. о предоставлении счетов – фактур, актов выполненных работ, счетов на оплату выполненных работ, выставленных с 01.01.2010 г. подрядными организациями, выполнившими работы по дератизации, дезинфекции подвала указанного дома, что необходимо для сверки платы начислений за данный вид услуги.

Представитель ответчика ООО УК «Симбирский Альянс» Радченко С.А. в судебном заседании исковые требования Гибатдинова Р.М. признал в полном объеме, подтвердив факты, изложенные истцом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными законом.

На основании ст. 173 ГПК РФ в случае принятия судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что Гибатдинову Р.М. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют материалы настоящего гражданского дела: справка формы , копия лицевого счета, свидетельство о праве собственности.

Названный дом находится в управлении ООО УК «Симбирский Альянс» с 01.12.2007г., что подтверждается актом приема-передачи технической документации на многоквартирный дом, протоколом заочного голосования собственников квартир жилого многоквартирного дома.

Указанные обстоятельства в судебном заседании стороны не оспаривали.

Из договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного <адрес> в <адрес> от 01.12.2007г. усматривается, что управляющая компания обязалась предоставлять потребителю коммунальные услуги, производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей потребителей за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги, производить расчет размеров платежей, сборов и взносов для каждого собственника, выдавать потребителям справки и иные документы в пределах своих полномочий.

Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549) (действующим на момент обращения Гибатдинова Р.М. с заявлением к ответчику) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В силу п. 3 Правил «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ООО УК «Симбирский Альянс» является исполнителем, в связи, с чем на спорные отношения распространяет своё действие ФЗ РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Подпунктом «р» пунктом 49 названных Правил установлено, что исполнитель обязан производить не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);

В соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» ответчик обязан был в течение двух рабочих дней с даты получения заявления направить потребителю извещение о его приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» ответчик обязан в течение 5-ти дней предоставить сведения о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Согласно п. 3. Стандарта, управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 5. Стандарта установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (п.10).

В соответствии с п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Пунктами 21 – 23 Стандарта установлено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. Письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 16 июня 2011г. Гибатдинов Р.М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении счетов – фактур, актов выполненных работ, счетов на оплату выполненных работ, выставленных с 01.01.2010 г. подрядными организациями, выполнившими работы по дератизации, дезинфекции подвала указанного дома, что необходимо для сверки платы начислений за данный вид услуги.

В установленные законом сроком и до настоящего времени заверенные копии данных документов истцу не предоставлены, что не оспаривается представителем ответчика.

Установленные обстоятельства дела свидетельствуют о правомерности заявленных требований Гибатдинова Р.М.

Таким образом, следует обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» предоставить Гибатдинову Р.М. заверенные копии счетов – фактур, актов выполненных работ, счетов на оплату выполненных работ, выставленных с 01.01.2010 г. по 27.07.2010 г. подрядными организациями, выполнившими работы по дератизации, дезинфекции подвала многоквартирного <адрес> в <адрес>

Разрешая требования Гибатдинова Р.М. о компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в связи с обращениями жильцов указанного многоквартирного дома, в том числе Гибатдинова Р.М. ответчиком проведены работы, направленные на осушение, очистку, дезинфекцию подвала, исправную работу систем ГВС, ХВС и канализации.

Однако несвоевременным исполнением принятых обязательств, не предоставлением запрашиваемой информации в отношении проведенных работ истцу причинны нравственные страдания.

С учетом фактических обстоятельств дела суд считает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

На основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в доход местного бюджета в размере 500 руб.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета, составляет 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гибатдинова Р.М. удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» предоставить Гибатдинову Р.М. заверенные копии счетов – фактур, актов выполненных работ, счетов на оплату выполненных работ, выставленных с 01.01.2010 г. по 27.07.2010 г. подрядными организациями, выполнившими работы по дератизации, дезинфекции подвала многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» в пользу Гибатдинова Р.М. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский альянс» в доход местного бюджета государственную пошлину 200 рублей, штраф 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Короткова Ю.Ю.