о компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов



По гр. делу № 2-1976/2011 г. РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 июля 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Сипатриной И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабановой О.Г. к ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» о компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Бабанова О.Г. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (далее по тексту - ОАО «Ульяновскэнерго») о взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ в 10-40 произошел несчастный случай с ее мужем ФИО14., работавшим в ОП Ульяновские тепловые сети ОАО «Ульяновскэнерго». В результате указанного несчастного случая погиб рабочий - слесарь по обслуживанию тепловых сетей ФИО14. Причиной несчастного случая на производстве согласно акту о несчастном случае на производстве (форма Н-1) явились: конструктивные недостатки оборудования магистрального трубопровода, выразившиеся в отсутствии площадок обслуживания задвижек трубопровода - перемычки; нарушение технологического процесса производства ремонта трубопроводов тепловых сетей, выразившееся в игнорировании требований по безопасности труда, указанных в технологической документации по эксплуатации и ремонту тепловых сетей в части снятия давления и освобождения трубопровода от воды, предотвращение падения демонтируемых частей; неудовлетворительная организация ремонтных работ, выразившееся в допуске к работам повышенной опасности без оформления наряд - допуска, отсутствие контроля за соблюдением работающими инструкций по оxpaнe труда, требование безопасности изложенной в технологической документации. На момент несчастного случая ФИО14 проработал в данной организации 7 лет 10 месяцев. Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, явился мастер 3аббаров Р.Ф., также являющийся работником организации - ответчика. Каких-либо нарушений, допущенных самим погибшим при выполнении трудовых обязанностей в ходе расследования несчастного случая выявлено не было. На момент несчастного случая ФИО14. находился в браке с истицей более 15 лет. В связи со смертью супруга, истице причинены нравственные страдания, связанные с психологическим шоком утраты супруга, постоянными переживаниями потери мужчины в семье, являющегося её защитой и опорой, ощущениями неполноценности семьи среди окружающих, переживаниями по самостоятельному воспитанию дочери и обеспечения её всем необходимым. Нравственные переживания носят длящийся характер и испытываются истицей постоянно, на протяжении вот уже более семи с половиной лет. Кроме того, в браке с ФИО14. была рождена дочь Екатерина, которой на момент смерти отца было всего 15 лет, и которая осталась на иждивении матери, вынужденной самостоятельно растить дочь и заботиться о ней.

В связи с этим истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 800000 рублей и расходы по удостоверению нотариальной доверенности в сумме 600 рублей.

Бабанова О.Г. в судебном заседании поддержала иск. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Ефимов А.К., представляя по доверенности интересы истца, в судебном заседании поддержал требование и доводы своего доверителя.

Александрова Л.Г., представляя по доверенности интересы истца, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в счет возмещения морального вреда ОАО «Ульяновскэнерго» выплачивалось семье истицы денежные средства – в добровольном порядке оплатило обучение дочери истицы в фармацевтическом колледже. Это было сделано по заявлению Бабановой О.Г., которая действовала в интересах тогда еще несовершеннолетней истицы. Было составлено соответствующее соглашение, подписанное сторонами. Кроме того, заявленный размер компенсации морального вреда завышен.

Третье лицо Бабанова Е.А. (дочь погибшего Бабанова А.Б.), Зяббаров Р.Ф. ( мастер – работник ответчика на время несчастного случая) о месте и времени судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили.

Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, причин неявки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав истицу, ее представителя, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

Иск Бабановой О.Г. к ОАО «Ульяновскэнерго» подлежит удовлетворению частично, при этом суд учитывает следующие обстоятельства.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Такое положение содержится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно Закона (ст. 151 ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Перечень нематериальных благ указан в ст. 150 ГК РФ. К ним в частности относится жизнь.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно с ч.3 ст.8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

В судебном заседании установлено, что ФИО14 работал в ОАО «Ульяновскэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем по обслуживанию тепловых сетей ОП «Ульяновские тепловые сети» ОАО «Ульяновскэнерго».

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО14 произошел несчастных случай на производстве при следующих обстоятельствах:

Слесарь по обслуживанию тепловых сетей ОП «Ульяновские тепловые сети» ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ в 08:00 часов получил задание от мастера Зяббарова Р.Ф. производить работу в составе бригады по набивке сальниковых компенсаторов на обратном трубопроводе магистрали под оперативным наименованием М9 между тепловыми камерами (под оперативным наименованием ТК-1 и ТК-12) на <адрес>. Указанные работы производились по наряду – допуску , выданному ДД.ММ.ГГГГ старшим мастером ОП «Ульяновские тепловые сети» ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО22. Слесарь по обслуживанию ФИО14 в составе бригады приступил к выполнению полученного задания. Примерно в 09 часов 50 минут бригада слесарей под руководством мастера Зяббарова Р.Ф. закончила работы, предусмотренные выданным нарядом-допуском в тепловой камере ТК-7. Примерно в 10 часов бригада в присутствии мастера Зяббарова Р.Ф. приступила к работе по замене прокладки на задвижке П4 перемычки магистрали М8. Указанные работы нарядом № 106 от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривались. Перемычка магистрали М8 расположена на расстоянии 600 метров от объекта, где производились работы по наряду-допуску . Руководителю Засвияжского района тепловых сетей и диспетчеру ОП «Ульяновские тепловые сети» о работах, производимых на магистрали М8, руководитель работ Зяббаров Р.Ф. не докладывал, разрешения на производство работ не получал, наряд-допуск на выполнение данной работы не оформлял. Бригадир ФИО24 открыл дренажную спускную задвижку на обратном трубопроводе магистрали М8. Воздушный кран не открывался, давление в обратном трубопроводе не замерялось, штуцер для манометра не открывался. В 10 часов 20 минут, не убедившись в соответствии внутреннего давления в обратном трубопроводе магистрали М8 атмосферному давлению бригада приступила к демонтажу крышки со шпинделем от корпуса задвижки на перемычке П4. Слесарь по обслуживанию тепловых сетей ФИО14 поднялся по приставной лестнице на высоту 1000 м и, стоя, приоткрыл задвижку на один оборот. Демонтировав шпильки между крышкой и корпусом задвижки, члены бригады ФИО26. и ФИО27 при помощи металлических ломиков двигали крышку вместе со шпинделем. Слесарь ФИО14 ухватившись руками за штурвал, тянул шпиндель с фланцем по направлению к себе. В 10 часов 40 минут под воздействием перепада давления в трубопроводе слесарь ФИО14 потерял равновесие и упал вместе с демонтируемой деталью с высоты 1800 мм на грунт. При этом произошел выброс воды через отверстие задвижки. Работники ОП «Ульяновские тепловые сети» ФИО24 и ФИО27 сняли с пострадавшего ФИО14. демонтируемую часть – задвижку и вытащили пострадавшего ФИО14 на насыпь автотрассы. Мастер Зяббаров Р.Ф. сообщил о несчастном случае диспетчеру ОП «Ульяновские тепловые сети», который вызвал бригаду скорой медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 от полученных травм скончался.

Указанные факты содержаться в копии Акта о несчастном случае на производстве, подписанного лицом, проводившими расследование несчастного случая ДД.ММ.ГГГГ.

Причинами данного несчастного случая на производстве согласно указанному Акту явились:

- конструктивные недостатки оборудования магистрального трубопровода, выразившиеся в отсутствии площадок облуживания задвижек трубопровода перемычки;

- нарушение технологического процесса производства ремонта трубопроводов тепловых сетей, выразившиеся в игнорировании требований по безопасности труда, указанных в технологической документации по эксплуатации и ремонту тепловых сетей в части снятия давления и освобождения трубопровода от воды, предотвращение падения демонтируемых частей;

- неудовлетворительная организация производства ремонтных работ, выразившееся в допуске к работам повышенной опасности без оформления наряд- допуска, отсутствие контроля за соблюдением работающими инструкций по охране труда, требований безопасности изложенной в технологической документации.

Согласно выписке из акта судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО14 выданной областным бюро судебно-медицинской экспертизы Ульяновского областного отдела здравоохранения, причиной смерти ФИО14 явилась закрытая тупая травма груди и живота с повреждением внутренних органов.

Таким образом, в результате неблагоприятного воздействия производственных факторов истец получил травму не совместимую с жизнью, от которой скончался ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалах дела имеется копия свидетельства о его смерти.

При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года, размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда (получения профессиональных заболеваний), индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Истица Бабанова О.Г. являлась супругой погибшего ФИО14, что следует из копии свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, на момент трагической смерти Бабанова А.Б. они проживали одной семьёй, воспитывали несовершеннолетнюю дочь Бабанову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которой на момент смерти отца было 15 лет. Истица в связи со смертью супруга была вынуждена одна воспитывать дочь, нести расходы по её содержанию.

Об этих обстоятельствах суду сообщила истица в своем исковом заявлении, а также в ходе судебного заседания. Эти факты подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами настоящего дела.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что сумма денежной компенсации морального вреда в размере 60 000 руб. выплачена Бабановой О.Г. по соглашению между работодателем и женой пострадавшего Бабановой О.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из данного соглашения следует, что ОАО «Ульяновскэнерго» оплатило в добровольном порядке указанную сумму за обучение дочери истицы. Оплата производилась путем перечисления денег в сумме 60000 рублей на расчетный счет <данные изъяты> согласно счету от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, указанную в договоре сумму 60 000 руб. нельзя отнести к денежной компенсации морального вреда, которая по своей природе являются выплатой компенсационного характера за нравственные или физические страдания в данном случае при гибели супруга истицы.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда надлежит взыскать 150 000 руб. Размер компенсации морального вреда в сумме 800000 руб., заявленный истцом, суд считает завышенным.

Таким образом, иск Бабановой О.Г. к ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» следует удовлетворить частично, то есть в сумме 150000 руб.

При решении вопроса о судебных расходах суд учитывает следующее.

Истица понесла расходы по оформлению у нотариуса доверенности на представителя в сумме 600 руб., что подтверждается копией указанной доверенности.

Данные расходы связаны с рассмотрением настоящего дела и в силу ст.ст. 88, 94 ГПК РФ относятся к судебным расходам. Дело разрешилось в пользу истца, поэтому он в силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ имеет право на возмещение судебных расходов за счет ответчика.

При обращении в суд с данным иском истица не произвела оплату государственной пошлину, сумма которой составляет <данные изъяты> руб., так как она в силу закона (п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ) освобождена от уплаты пошлины по данному требованию. Поскольку дело разрешилось в пользу истицы, то с ответчика в местный бюджет в соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ следует взыскать государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бабановой О.Г. к ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» в пользу Бабановой О.Г. в счет компенсации морального вреда 150000 руб., в счет возмещения судебных расходов – 600 руб., а всего 150600 руб.

В удовлетворении иска ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» в остальной части – в части требования о компенсации морального вреда в сумме 800000 руб., - отказать

Взыскать с ОАО энергетики и тарификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» в местный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: А.Г. Дементьев