о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования



Дело № 2-2546/2011 г.

Решение

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 г. Ульяновск Засвияжский районный суд

в составе председательствующего судьи Бойковой О.Ф.

при секретаре Ефремовой И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибгатуллиной Р.И. к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования

Установил:

Истица Сибгатуллина Р.И. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования. Свои требования обосновывает тем, что является наследником первой очереди после смерти супруга Сибгатуллина Ш.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ Остальные наследники первой очереди – сын Сибгатуллин Ш.К., дочери Хайруллина Г.К. и Кадырова З.К. отказались от прав на наследство в пользу нее. Брак заключен с Сибгатуллиным Ш.К. ДД.ММ.ГГГГ За счет совместных средств был построен двухэтажный, одноквартирный жилой дом с подвалом по адресу: <адрес>, в котором с момента окончания строительства проживали Сибгатуллины с детьми. В 2010 г. истица обратилась в БТИ для переоформления прав на жилой дом на свое имя, где ей было разъяснено о необходимости ввода дома в эксплуатацию и оформления дома по наследству. При обращении к мэрии о вводе дома в эксплуатацию истица получила отказ в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, в связи с отсутствием ряда документов. В связи с чем просит признать за ней право собственности на двухэтажный одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, с надворными постройками в порядке наследования, а именно на литеры А, А1,а, а1, б, б1, к, Г, Г1, Г2, Г3.

В судебном заседании истица, ее представитель на иске настаивают, указывая на то, что жилой дом и надворные постройки были построены при жизни мужа, Сибгатуллина Р.И. Муж начал оформлять документы о вводе жилого дома в эксплуатацию, однако не успел, умер. После смерти мужа, оформлением документов она не занималась, каких-либо построек не возводила. В июне 2011г. обратилась к ответчику о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию, Однако ей отказали.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, просит рассмотреть данное дело в его отсутствие.

3 лицо Хайруллина Г.К. исковые требования поддерживает в полном объеме.

3 лицо Сибгатуллин Ш.К. в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

3 лицо Кадырова З.К. в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом мнения истца, ее представителя, 3 лица, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения истца, ее представителя, 3 лица, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.

Наследование по закону – переход имущества, принадлежащего умершему гражданину (наследодателю), к другим лицам (наследникам).

Завещание- распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти. Наследование по закону наступает в том случае, если наследодатель не оставил завещание.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> связи с тем, что с ее стороны не было предоставлено документов на застройку дома, определенных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Как усматривается из кадастрового и технического паспортов, составленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, литер «А» и «А1» построены в 1976г.

Согласно решения исполкома городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ о частичном изменении решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 разрешено произвести строительство жилого дома, отвечающего городской застройки по <адрес>.

Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ о частичном изменении решения исполкома Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ продажу <адрес> произвести ФИО4 и ФИО5 с единовременным взносом стоимости дома, т.е. 383, 96 руб. поровну. Закрепить за домовладельцами по <адрес> существующие земельные участки пл. 600 кв.м.

Согласно выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся ФИО5 разрешено построить кирпичный двухэтажный дом по <адрес>, вместо купленного у Горисполкома небольшого деревянного дома. <адрес> определена в 53,70 кв.м.

Со стороны истицы предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о вводе <адрес> в эксплуатацию. Однако данный акт недооформлен, по утверждению истицы, ее муж, ФИО5 не успел оформить и ввести дом в эксплуатацию.

Согласно свидетельства о смерти ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ

Из повторного свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что между ФИО5 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоены фамилии, мужу – Сибгатуллин, жене Сибгатуллина.

Из пояснений истицы усматривается, что после смерти мужа каких-либо построек истица не производила.

Согласно справки формы 8 в <адрес> зарегистрирована Сибгатуллина Р.И.

Согласно справки МСЭ Сибгатуллина Р.И. является инвалидом 2 группы бессрочно.

Из копии наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 усматривается, что Сибгатуллина Р.И. обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти мужа, ФИО5

Свидетельства на жилой дом и земельный участок не выдавалось, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Как усматривается из материалов дела, истица с момента строительства спорного жилого дома и до настоящего времени проживает в <адрес>, следит за его техническим состоянием.

Из материалов дела усматривается, что Сибгатуллин Ш.К., Хайруллина Г.К., Кадырова З.К. на наследственное имущество не претендуют.

В случае смерти гражданина право собственности, в силу ст. 218 ГК РФ, на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

По данному делу была проведена судебная строительная экспертиза. Согласно заключению эксперта за , жилой дом литером А, площадью 67,64 кв.м (с подвалом лит А1 и верандой лит а1, площадью 87,70 кв.м), балконами лит б, б1 соответствуют требованиям СНиП;

- вход в подвал лит а, площадью 4,90 кв.м. соответствует требованиям СНиП;

- веранда лит. а1, площадью 20,10 кв.м соответствует требованиям СНиП;

- крыльцо лит к, площадью 6,60 кв.м соответствует требованиям СНиП;

- сарай лит. Г, площадью 20,40 кв.м не соответствует требованиям СНиП только в части отступа 1,0м от тыльной границы участка: СП 30-102-99 п. 5.3.4 «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома-3м с учетом требований п.4.1.5. … от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м»;

- сарай лит Г1, площадью 9,10 кв.м не соответствует требованиям СНиП только в части отступа 1,0м от тыльной границы участка: СП 30-102-99 п. 5.3.4 «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома-3м с учетом требований п.4.1.5. … от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м»;

- навес лит Г2, площадью 16,90 кв.м. не соответствует требованиям СНиП только в части отступа 1,0м от тыльной границы участка: СП 30-102-99 п. 5.3.4 «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома-3м с учетом требований п.4.1.5. … от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м»;

- навес лит Г3, площадью 4,70 кв.м соответствует требованиям СНиП.

Наследуемое домовладение расположено на территории исторически сложившейся застройки (район «старой застройки» - частный сектор), т.е. у собственников домовладений, расположенных в этом районе порядок пользования сложился. Многие жилые строения и хозпостройки соседних домовладений расположены без минимально требуемого отступа от межевых границ с соседними участками. Возможно по взаимному согласию собственников соседних домовладений уменьшать расстояния от строений и хозпостроек до межевых границ, разделяющих земельные участки.

Из показаний свидетеля ФИО7, проживающего по адресу: <адрес>, усматривается, что имеющиеся у истицы постройки ему не мешают. Какихлибо претензий к истице он не предъявляет.

Из показаний свидетеля ФИО8, проживающего по адресу: <адрес>, усматривается, что претензий по имеющимся у истицы постройкам у него не имеется.

Доказательств обратного в суд не предоставлено.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ), суд по данному делу обеспечил равенство участников судебного разбирательства по представлению, исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Сибгатуллиной Р.И. удовлетворить.

Признать за Сибгатуллиной Р.И. право собственности в порядке наследования на двухэтажный одноквартирный жилой дом (литеры «А», «А1», «а», «а1»,»к») с надворными постройками (литеры Г, Г1, Г2, Г3), расположенные по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: Бойкова О.Ф.