о возложении обязанности по ремонту кровли многоквартирного дома



По гр. делу № 2-3172/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.

при секретаре Зининой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пенкина И.И. к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по ремонту кровли многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Пенкин И.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» ( далее также – ДК № 1), мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести ремонт крыши многоквартирного дома <адрес>.

Иск обоснован тем, что истец Пенкин И.И. является собственником квартиры , расположенной в указанном доме. Право собственности на данную квартиру возникло на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

Он и другие жильцы дома неоднократно обращались в ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» и другие организации с требованием провести ремонт крыши их дома. Данные обращения вызваны тем, что на протяжении длительного времени не проводился ремонт кровли, имеют место постоянные протечки.

Свою обязанность по оплате коммунальных услуг он исполняет своевременно и в полном объеме.. Жилой дом <адрес> находится в муниципальной собственности. Однако ни администрация г.Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г.Ульяновска.

Согласно Ведомственных строительных норм ВСН 587 -88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года№ 312, капитальный ремонт дома должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

Из приложения к данному нормативному акту срок эксплуатации покрытий крыш (кровли из рулонных материалов в 3-4 слоя) составляет 10 лет.

В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещением данного вида санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Если собственники жилых помещений на общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Мэрия как собственник жилых помещений обязана осуществлять капитальный ремонт дома - общего имущества собственников помещений.

Обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до 01 марта 2005 года ( до введения в действие ЖК РФ), до настоящего момента они не исполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом, такие правоотношения носят длящийся характер.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ № 1541- 1 от 04.07.1991 г. « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Управление данным домом осуществляет управляющая компания – ДК № 1, которая обязано в соответствии с договором управления, ст. 161, 162 ЖК РФ за плату оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Свои обязательства названная управляющая компания осуществляет ненадлежащим образом, тем самым нарушаются права истцов – потребителей услуг в данных правоотношениях.

В судебном заседании истец Пенкин И.И.. исковые требования поддержал. Суду он дал объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что он проживает в квартире 10 дома 45 по ул. Октябрьской в г. Ульяновске с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ он на безвозмездной основе выполняет функции старшего по дому. По его сведениям капитальный ремонт кровли данного дома не производился В ДД.ММ.ГГГГ проводилось общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома об участии в федеральной программе по ремонту кровли, инициатором которого выступили управляющая компания и мэрия города Ульяновска. Заочным голосованием собственников было принято решение о ремонте кровли <адрес>, бремя по оплате 20% от стоимости ремонта берут на себя собственники многоквартирного дома, остальные 80% оплачивает мэрия города Ульяновска. Была определена примерна стоимость работ – <данные изъяты>. Собственникам было отказано в участие в данной программы. Мэрия города Ульяновска сообщила им, что данный дом стоит в очереди на капитальный ремонт крыши дома, такой ремонт пообещали произвести к 2012 году. Истец полагает, что тем самым собственников помещений указанного многоквартирного дома вводят в заблуждение, поскольку ранее уже были обещания о производстве ремонта крыши в 2011 году.

Представитель ответчика – ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о месте и времени судебного разбирательства извещен, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика – мэрии города Ульяновска о месте и времени судебного разбирательства извещен, его представитель в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

Иск Пенкина И.И. к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о возложении обязанности по ремонту крыши многоквартирного дома подлежит удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с п.1 ст. 36 ЖК РФ относится в частности крыша дома.

Оснований для возложении на ответчика - управляющую компанию обязанности по проведению работ по ремонту крыши дома не имеется. Данный вид работ, учитывая предполагаемые материальные и временные затраты, учитывая положения п. 3 примерного Перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда ( приложение № 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 « Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»), будет носить капитальный характер.

Учитывая, что капитальный ремонт в соответствии с условиями договора управления данным домом, не входит в обязанности управляющей компании, то требование истцов к управляющей компании в части проведения указанных ремонтных работ, носящих капитальный характер, не имеет под собой оснований и подлежит отклонению.

Иск Пенкина И.И. к мэрии города Ульяновска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцам требованиям.

Судом установлено, что истец Пенкин И.И. является собственником квартиры , расположенной в указанном доме. Право собственности на данную квартиру возникло на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ответчик – ОАО «ДК «Засвияжского района № 1».

Согласно ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

     Ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного положения ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Согласно п.1 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то есть до 01 марта 2005 года.

По ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 32, от 27.06.2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред.27.06.2003 г.).

Из материалов дела усматривается, что необходимость указанных работ капитального характера возникла ранее, до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, а установленные сроки эксплуатации истекли.

Однако ни администрация (мэрия) города Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.

Как следует из искового заявления, объяснений истца, фотографий крыши, капитальный ремонт кровли дома не производился, крыша находится в плачевном состоянии, несмотря на то, что ранее жильцы несли расходы на капитальный ремонт. Сторона ответчика не предоставила суду доказательств проведения капитального ремонта кровли дома.

Необходимость ремонта кровли дома также усматривается из копии ответа Главы города Ульяновска ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение гр. ФИО4 (проживает в <адрес>). В этом ответе сообщается, что по результатам проведенного обследования протечек в ее квартире не обнаружено, имеются следы протечек на лестничной клетке с крыши и межпанельных швов, рамы не лестничной клетке в удовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт по данному дому включен в муниципальную целевую программу «Капитальный ремонт крыш многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на 2012 год. Работы по ремонту межпанельных швов планируются выполнить во втором квартале 2011 года, в срок до 30.06.2011г.

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в части покрытия крыш из рулонных материалов ( как в данном случае) составляет 10 лет, что установлено Приложением № 3 к ведомственным строительным нормам / ВСН 58- 88 ( р)/, утвержденным приказом Государственного Комитета по Архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312.

При таких обстоятельствах правомерным будет возложение обязанности по производству указанных работ капитального характера на мэрию города Ульяновска.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Пенкина И.И. к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о возложении обязанности по ремонту кровли многоквартирного дома отказать.

Иск Пенкина И.И. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по ремонту кровли многоквартирного дома удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести ремонт крыши <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: А.Г. Дементьев.