о признании незаконным действий по расчету стоимости земельного участка под зданием



По гр. делу № 2-3031 /2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Зининой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустаева ФИО8 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска о признании незаконным действий по расчету стоимости земельного участка под зданием, возложении обязанности при продаже земельного участка произвести расчет по определенной ставке процента от кадастровой стоимости земельного участка, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Мустаев А.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска ( далее также – КУГИЗ) о признании незаконным действий по расчету стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под зданием канализационно – насосной станции ( <адрес>) с учетом ставки 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка; возложении обязанности при продаже данного земельного участка применить ставку 0, 3 % от кадастровой стоимости данного земельного участка; о возмещении судебных расходов в общей сумме <данные изъяты> руб. ( оплата услуг представителя – <данные изъяты>.; оплата гос. пошлины – <данные изъяты>.).

Требования обоснованы тем, что истец является собственником указанного нежилого здания канализационно – насосной станции 4 «б» общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данное имущество возникло у него на основании договора купли-продажи от от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

Здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Истец в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в мэрию города Ульяновска с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка, на котором располагается принадлежащее ему нежилое здание. Он предоставил документы, необходимые для разрешения его заявления.

Постановлением мэра горда Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ было решено передать ему в собственность за плату данный земельный участок. КУГИЗ в соответствии с данным постановлением подготовил договор купли- продажи земельного участка и при этом была определена выкупная стоимость данного участка в сумме <данные изъяты>. Стоимость участка была определена на основании примененной ставки - 1, 5 % от кадастровой стоимости участка.

Истец не согласен с такими действиями ответчик, полагает, что ставка в 1, 5 % от кадастровой стоимости определена неверно, должна быть применена ставка в 0, 3 % от кадастровой стоимости участка.

В соответствии с п. 2.1. Решения Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года № 135 « О земельном налоге на территории муниципального образования « город Ульяновск» земельный участок под канализационно - насосной станцией относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса и должна быть применена налоговая ставка земельного налога - 0, 3 % от кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Истец обращался в КУГИЗ с заявлениями ( ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ), в котором указывал на неверное применение налоговой ставки, определении выкупной стоимости земельного участка.

КУГИЗ в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что при предоставлении им документов, подтверждающих принадлежность канализационно – насосной станции к объектам инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса, при расчете выкупной стоимости земельного участка будет применена ставка 0, 3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Истец получив справку МУП «Ульяновскводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что целевое назначение данного здания до приобретения его истцом было обслуживание жилищно – коммунального комплекса, предоставил ее в КУГИЗ. Такую справку он предоставил одновременно с заявлением, которое было зарегистрировано в КУГИЗ ДД.ММ.ГГГГ, о применении указанной ставки 0,3 %. Данное заявление не было рассмотрено. Повторное его заявление было зарегистрировано в КУГИЗ ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик направил ему письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о том, что будет применена ставка - 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка. К письму была приложена справка МУП « Ульяновскводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следовало, что канализационно – насосная станция, расположенная по указанному адресу, была закрыта и выведена из технологической схемы переключения сточных вод в связи с пуском КНС 14.

Истец не согласен с такими действиями КУГИЗ по определению ставки для определения выкупной стоимости земельного участка, полагает, что такие действия не соответствуют закону, и нарушают его права. Он изначально приобретал данное здание как объект целевого назначения - канализационно – насосная станция, что подтверждается указанным выше договором купли- продажи, свидетельством о государственной регистрации права.

Истец Мустаев А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, доверил свои интересы представлять Булычевой О.Г.

Булычева О.Г., представляя по доверенности интересы истца, в судебном заседании иск и доводы своего доверителя поддержала. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Давыдова Н.Ю., представляя по доверенности интересы ответчика, в судебном заседании не признала иск. Суду она пояснила, что в данном случае речь о применении ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка не может идти. Согласно ст. 2 Решения Ульяновской городской Думы от 13.07.2005г. № 135 «О земельном налоге на территории МО «город Ульяновск» налоговые ставки в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду или объекту инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Коммунальная инфраструктура – это совокупность объектов, используемых в водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод, связанных между собой и предназначенных для нужд жилищно-коммунального комплекса. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, расположенных на территории РФ. Таким образом, чтобы определить спорное помещение как объект жилищно-коммунального комплекса надо установить, что он направлен на эксплуатацию в таком комплексе. О применении ставки КУГИЗ как такового решения не оформляет. Истцу в ответ на его заявление была предоставлена соответствующая информация. Договор о передаче истцу в собственность за плату указанного земельного участка не был подписан, так как истец отказался его подписать.

КУГИЗ при определении процентной ставки учитывал, что нежилое помещение по <адрес> не используется для оказания жилищно-коммунальных услуг. МУП «Ульянвоскводоканал» предоставило сведения, что оно с 1992 года не используется. Но до этого уже было ясно о необходимости применения ставки 1,5 % от кадастровой стоимости, поскольку гражданин вряд ли будет использовать нежилое помещение по назначению. Назначение объекта как объекта инженерной инфраструктуры было определено при его строительстве, как запасного варианта. Данный объект не использовался по назначению, целевое назначение никто не стал менять. КУГИЗ мэрии города Ульяновска никак не связан этим назначением, оно имеет значение только при постройке объекта.

Третье лицо - МУП « Ульяновскводоканал» о месте и времени судебного разбирательства извещен, его представитель в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, указав, что разрешение данного спора оставляет на усмотрение суда.

Крылова Т.Г., представляя по доверенности интересы третьего лица МУП «Ульяновскводоканал» в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду она пояснила, что изначально здание по <адрес> строилось как канализационно-насосная станция с целью отведения сточных вод от строящихся микрорайонов. Было построено несколько таких объектов – временных структур для отвода сточных вод. После застройки микрорайона все эти объекты вывели из инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Они оказались не нужны. Через эти объекты система канализации сейчас не проходит.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

В удовлетворении иска Мустаева А.А. к КУГИЗ следует отказать по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно п. 1 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

Согласно п. 1.2. данной статьи цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Стоимость земельного участка на территории муниципального образования «город Ульяновск» определяется в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 10 Закона Ульяновской области о т 17.11.2003 №059-ЗО « О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», ст. 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 135 « О земельном налоге на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Так, согласно ст. 10 Закона Ульяновской области о т 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (в ред. Закона Ульяновской области от 07.11.2007 N 162-ЗО) при продаже в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков устанавливается стоимость таких участков, равная двум с половиной процентам его кадастровой стоимости.

При продаже в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков устанавливается следующая цена таких земельных участков:

в городе Ульяновске - в размере пятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

в других населенных пунктах области, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно ст. 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «город Ульяновск» определены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 15.11.2006 N 163)

2.1. 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 17.02.2010 N 13)

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 10.10.2007 N 96)

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

(в ред. Решений Ульяновской Городской Думы от 15.11.2006 N 163, от 27.06.2007 N 80, от 10.10.2007 N 96)

2.2. Утратил силу. - Решение Ульяновской Городской Думы от 14.07.2008 N 121 (ред. от 08.09.2008).

2.3. 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 15.11.2006 N 163)

Судом установлено, что истец Мустаев А.А. является собственником указанного нежилого здания канализационно – насосной станции 4 «б» общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данное имущество возникло у него на основании договора купли-продажи от от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП « Ульяновскводоканал» ( продавец). Право собственности прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями договора купли – продажи указанного нежилого здания . от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, копией кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в мэрию города Ульяновска с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка, на котором располагается принадлежащее ему нежилое здание. Он предоставил документы, необходимые для разрешения его заявления.

Постановлением мэра горда Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ было решено передать ему в собственность за плату указанный земельный участок. КУГИЗ в соответствии с данным постановлением подготовил договор купли- продажи земельного участка и при этом была определена выкупная стоимость данного участка в сумме <данные изъяты>. Стоимость участка была определена на основании примененной ставки - 1, 5 % от кадастровой стоимости участка, то есть с учетом того, что земельный участок не занят объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Данные обстоятельства подтверждаются копией заявления истца, копией названного постановления мэра города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, копией неподписанного покупателем договора купли –продажи земельного участка, копией расчета стоимости земельного участка, копиями заявлений истца о перерасчете ставки и ответов ему КУГИЗ с отказом в применении ставки в 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Истец не согласен с такими действиями ответчика, полагает, что ставка в 1,5 % от кадастровой стоимости определена неверно, должна быть применена ставка в 0, 3 % от кадастровой стоимости участка, учитывая, что указанное здание относится к объекту инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Суд не может согласиться с такими доводами истца, так как они не основаны на законе.

Как указано выше, ставка в 0, 3 % от кадастровой стоимости применяется в случае, если земельный участок занят в частности объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Принадлежащее истцу здание не относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Данное здание, как следует из копии справки МУП « Ульяновскводоканал» ( прежний владелец) от ДД.ММ.ГГГГ и объяснений представителя данного предприятия, не относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса, так как канализационная насосная станция ( КНС) была построена в 1986 году, в 1992 году она была закрыта и выведена из технологической схемы переключения сточных вод в связи с пуском КНС 14 ( <адрес>) и берегового коллектора. То есть фактически данное здание не используется в системе инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса, и, следовательно, ставка при расчете стоимости земельного участка должна использоваться не 0, 3 %, а 1, 5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка.

При таком положении доводы истца о том, что в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о гос. регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ указано назначение объекта - канализационно – насосная станция, что в постановлении мэра города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истцу передается земельный участок под канализационно – насосной станцией, суд не может принять во внимание. Канализационно - насосная станция, расположенная в данном задании, как указано выше, выведена из технологической схемы переключения сточных вод.

Доводы стороны истца о намерении в будущем использовать данное здание под канализационно - насосную станцию правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Таким образом, иск Мустаева А.А. к КУГИЗ не имеет под собой оснований и подлежит отклонению.

Поскольку дело разрешилось в пользу ответчика, то истец не имеет права в соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ на возмещение судебных расходов в сумме <данные изъяты> руб. ( оплата услуг представителя – <данные изъяты> руб.; оплата гос. пошлины – <данные изъяты> руб.) за счет ответчика. Требование истца в данной части подлежит отклонению.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Мустаева ФИО8 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска о признании незаконным действий по расчету стоимости земельного участка площадью 771, 8 кв.м. под зданием канализационно – насосной станции ( <адрес>) с учетом ставки 1, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка; возложении обязанности при продаже данного земельного участка применить ставку 0, 3 % от кадастровой стоимости данного земельного участка; о возмещении судебных расходов в общей сумме <данные изъяты> руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Дементьев А.Г.