о признании незаконным отказа в выдаче паспорта транспортного средства



По гр. делу № 2-3272/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Зининой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибатуллиной Т.Е. к Ульяновской таможне о признании незаконным отказа в выдаче паспорта транспортного средства, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ибатуллина Т.Е. обратилась в суд с иском к Ульяновской таможне о признании незаконным отказа в выдаче паспорта транспортного средства – на автомобиль <данные изъяты>, возложении обязанности выдать паспорт на данное транспортное средство, взыскании в счет возмещения судебных расходов 9120 руб. ( расходы по составлению искового заявления - 1500 руб.; за участие представителя в судебных заседаниях - 7000 руб.; по оформлению доверенности у нотариуса – 620 руб.).

Иск обоснован тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> приобрела указанный автомобиль для использования в личных целях. По прибытию в г. Ульяновск начала таможенное оформление данного транспортного средства.

Среди прочих документов в Ульяновскую таможню необходимо было представить документ о соответствии автомобиля требованиям Технического Регламента « О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных ( загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Необходимость предоставления такого документа было разъяснено в устной форме инспектором таможни.

Орган по сертификации продукции ООО «<данные изъяты>», куда обратилась истица для получения указанного документа, ДД.ММ.ГГГГ выдал сертификат соответствия, в котором указано в частности, что данный автомобиль имеет 4 экологический класс и соответствует требованиям указанного Технического Регламента.

Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Ульяновскую таможню с заявлением о выдаче технического паспорта на данный автомобиль, представив все необходимые документы, в том числе и названный сертификат соответствия.

Ульяновская таможня ДД.ММ.ГГГГ отказала в выдаче паспорта на данное транспортное средство по тем основаниям, что автомобиль на момент выпуска соответствовал экологическим нормам Евро 3, но при переоборудовании может соответствовать экологическим нормам Евро 4. При этом Ульяновская таможня учитывала письмо официального представителя РЕНО в России - подразделения ОАО « <данные изъяты>» о 3 экологическом классе автомобиля и письмо заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.05.2006 г. № СП -101-32/2551.

Истица такой отказ Ульяновской таможни считает незаконным, нарушающим ее права.

Она полагает, что Ульяновская таможня безосновательно не приняла во внимание представленный сертификат соответствия, в котором указано, что автомобиль относится к экологическому классу 4. Соответственно, нарушений требований Технического Регламента не было, и не было оснований для отказа в выдаче технического паспорта на автомобиль.

Законодательством предусмотрено, что соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям указанного выше технического Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и ( или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством РФ ( п. 11 указанного выше Постановления Правительства РФ от 12.10.2005 г.).

Законодательством также предусмотрено, что заполнение строки «экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и « Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». При невозможности определения экологического класса транспортного средства ( шасси) в соответствии с указанным порядком, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства ( шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства ( шасси), определение экологического класса транспортного средства ( шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке ( п. 70 Приказа МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005 г. /ред. от 19.01.2011 г./ « Об утверждении Положения о паспортах транспортного средства и паспортах шасси транспортных средств»).

ООО «<данные изъяты>», выдавший истице указанный сертификат соответствия, является аккредитованным органом по сертификации, проводящим работу по подтверждению соответствия требованиям специального Технического Регламента. Официальный представитель <данные изъяты> в России - подразделение ОАО « <данные изъяты>» такой аккредитации не имеет, поэтому его сообщение юридической силы не имеет и не может быть положено в основу отказа в выдаче паспорта транспортного средства.

Не может быть основанием к отказу в выдаче такого паспорта и указанное выше письмо заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.05.2006 г. № СП -101-32/2551, в котором содержатся разъяснения о том, что в сертификаты соответствия необходимо в обязательном порядке включать информацию о соответствии требованиям технического Регламента и конкретного его пункта технические нормативы выбросов ( в виде численных значений или указанием номера Правил ЕКЭ ООН с серией поправок) и экологический класс для сертифицированного транспортного средства.

Разъяснения в этом письме, как полагает истица, не относится к ситуации с ее автомобилем. Эти разъяснения относятся, во – первых, к автомобилям, ввозимым на территорию РФ не для личных целей ( а у нее - для личного использования), а во – вторых, в письме идет речь о добровольной сертификации ( а в ее случае речь идет об обязательной сертификации).

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п. 4.5. Правил ЕЭК ООН № 83 для каждого сертифицированного типа транспортного средства выдается сертификат соответствия, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих самым последним техническим изменениям, внесенным в настоящий стандарт на дату сертификации ( в настоящее время это соответствует поправкам серии 05).

Истица Ибатуллина Т.Е. о месте и времени судебного разбирательства извещена, в судебное заседание не явилась, доверила свои интересы представлять Аникеевой Ю.В. и Ибатуллину А.А.

Аникеева Ю.В. и Ибатуллин А.А., представляя по доверенности интересы истца, в судебном заседании поддержали иск. Суду по существу иска они дали объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Каруков С.Н., Максимова Т.И., представляя по доверенности интересы ответчика - Ульяновской таможни, в судебном заседании не признали иск. Суду в обоснование возражений они дали следующие объяснения. Отказ в выдаче истице паспорта указанного транспортного средства произведен в соответствии с действующим законодательством, при наличии фактических оснований. Ульяновской таможней в целях проверки представленных документов был направлен запрос в ОАО «<данные изъяты>». Лиз полученного ответа следовало, что автомобиль <данные изъяты> года выпуска соответствует экологическому классу ЕВРО 3, и что изменения экологического класса возможно при значительном переоборудовании транспортного средства. Для подтверждения осуществленного переоборудования необходимо, что бы данное транспортное средство прошли испытание на подтверждение экологического класса в <адрес>. Органом сертификации «<данные изъяты>» выдан сертификат соответствия № , в котором заключение о соответствии автомобиля классу ЕВРО 4 производилось на основании экспертизы представленных документов, а именно протокол экспертизы технической документации от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ данный орган отсутствует в реестре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Эксперт ФИО9, за грубейшие нарушения Правил Системы сертификации ГОСТ Р выведена с ДД.ММ.ГГГГ из реестра экспертов.

Третье лицо - ООО « ТехПромМаш» о месте и времени судебного разбирательства извещен, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему:

В удовлетворении данного иска следует отказать по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> приобрела указанный автомобиль для использования в личных целях. По прибытию в г. Ульяновск начала таможенное оформление данного транспортного средства.

Среди прочих документов в Ульяновскую таможню необходимо было представить документ о соответствии автомобиля требованиям Технического Регламента « О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных ( загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. (ред. от 08.12.2010 г.).

Орган по сертификации продукции ООО «<данные изъяты>», куда обратилась истица для получения указанного документа, ДД.ММ.ГГГГ выдал сертификат соответствия, в котором указано в частности, что данный автомобиль имеет 4 экологический класс и соответствует требованиям указанного Технического Регламента. В сертификате указано, что были проведены исследования ( испытания) и измерения - протокол экспертизы технической документации от ДД.ММ.ГГГГ Сертификат удостоверен кроме руководителя такого орган - ФИО8 и экспертом ФИО9

Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Ульяновскую таможню с заявлением о выдаче технического паспорта на данный автомобиль, представив все необходимые документы, в том числе и названный сертификат соответствия.

Ульяновская таможня ДД.ММ.ГГГГ отказала истице в выдаче паспорта на данное транспортное средство по тем основаниям, что автомобиль на момент выпуска соответствовал экологическим нормам Евро 3, но при переоборудовании может соответствовать экологическим нормам Евро 4. При этом Ульяновская таможня учитывала письмо официального представителя РЕНО в России - подразделения ОАО « <данные изъяты>» о 3 экологическом классе автомобиля и письмо заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № СП -101-32/2551.

О данных обстоятельствах суду сообщила истица в исковом заявлении, ее представители в ходе судебного разбирательства. Эти факты соответственно подтверждаются копией названного сертификата соответствия, копией сообщения начальника Засвияжского таможенного поста Ульяновской таможни ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ ( исх. ), копиями документов по данному обращению истицы, представленных суду Ульяновской таможней.

Суд при разрешении данного спора принимает во внимание доводы стороны ответчика – Ульяновской таможни, поскольку они соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства по данному делу.

В соответствии со ст. 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в <адрес>, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в <адрес>, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза. Указанные товары, которые на день вступления в силу Таможенного кодекса для таможенных целей имели статус отечественных товаров в <адрес>, казахстанских товаров в <адрес> и российских товаров в Российской Федерации, признаются товарами таможенного союза.

В силу ст. 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершении таможенных операций, связанных с их выпуском, от ДД.ММ.ГГГГ, ввезенный истцом на территорию РФ указанный автомобиль признается товаром таможенного союза.

В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ применяется специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных, загрязняющих веществ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609

Согласно Техническому регламенту запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Технического регламента.

Пункт 14 Регламента устанавливает, что введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: а) экологического класса 2-е даты вступления в силу настоящего регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014.

В соответствии с совместным Приказом Министерства внутренних дел России, Министерства промышленности и энергетики России, Федеральной таможенной 1 службы России от 24.08.2006 N 659/192/804 "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденное Приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики России, Министерства экономического развития и торговли России от 23 июня 2005 N 469/192/134 сведения об экологическом классе автотранспортных средств в обязательном порядке вносятся в ПТС (в том числе в случаях выдачи ПТС без таможенного оформления). Заполнение строки ПТС "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия.

В соответствии с абзацем 5 пункта 70 данного Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента ПТС не выдаются.

Заполнение строки "Экологический класс" ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".

Сведения формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.

Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.

При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с установленным порядком, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 года № 609 предписано производить оформление паспортов транспортных средств в отношении автомобильной техники при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующему на момент оформления ПТС, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента

Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники требованиям технического Регламента определен Правилами ЕЭК ООН.

Стандарт Евро 4 введен в действие с 2005 года. В отношении автомобилей до 2005 года выпуска таможенным органом направляются запросы в официальные представительства автомобильных марок в России о соответствии автомобилей экологическому классу 4, а так же о возможности переоборудования под указанный стандарт; запрашиваются у органа сертификации заверенные копии документов, на основании которых был выдан сертификат соответствия.

Ответчиком, в целях проверки представленных заявителем документов были направлены запросы к официальному представителю Рено в России - в подразделение ОАО « Автофрамос», из ответа которого следует, что указанный выше автомобиль соответствует экологическому классу Евро 3, изменение экологического класса возможно при условии значительного переоборудования транспортного средства.

В орган сертификации - ООО «<данные изъяты>», выдавшего указанный сертификат соответствия, Ульяновской таможней были направлены запросы о предоставлении в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311 –ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» документов, на основании которых были выдан указанный сертификат соответствия, а также подтверждения выданного истице сертификата соответствия. Ответа на запрос не поступило.

Как усматривается из сообщения органа по сертификации экспертов за грубейшие нарушения Правил Системы сертификации ГОСТ Р выведены из Реестра экспертов и аннулированы сертификаты компетентности эксперта ФИО9

Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» функции по государственному контролю (надзору) соблюдения установленных требований технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

На основании письма руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № ГЭ-101-32/1387 указанные сведения могут использоваться органами сертификации исключительно в информационных сведениях. Принятие решений с их использованием не допустимо.

При таком положении наличие у истицы сертификата соответствия на данное транспортное средство суд не может принять во внимание, так как ООО «ТехПромМаш» не предоставило подтверждения такого сертификата соответствия и документов, на основании которого был выдан такой сертификат. Данный автомобиль имеет экологический класс - Евро 3, сведений о переоборудовании автомобиля не имеется.

Указанные выше доводы стороны истца при таких обстоятельствах суд не может принять во внимание.

Таким образом, оснований для выдачи истице в данной ситуации паспорта на указанный выше автомобиль не было, отказ Ульяновской таможни в выдаче истице такого документа соответствует законодательству и прав истицы не нарушает. В удовлетворении иска Ибатуллиной Т.Е. к Ульяновской таможне следует отказать.

Поскольку дело разрешилось в пользу ответчика, то истица в силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ не имеет права на возмещение за счет ответчика судебных расходов в общей сумме 9120 руб. ( расходы по составлению искового заявления - 1500 руб.; за участие представителя в судебных заседаниях - 7000 руб.; по оформлению доверенности у нотариуса – 620 руб.). Требование истицы о возмещении таких судебных расходов подлежит отклонению.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ибатуллиной Т.Е. к Ульяновской таможне о признании незаконным отказа в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>, возложении обязанности выдать паспорт данного транспортного средства, возмещении судебных расходов в общей сумме 9120 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Дементьев А.Г.