о возложении обязанности произвести ремонт многоквартирного жилого дома



По гр. делу № 2- 3491/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьи Дементьева А.Г.,

при секретаре Сипатриной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Е.А. к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести ремонт многоквартирного жилого дома, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Поляков Е.А. обратился в суд с иском, уточненном в ходе судебного разбирательства, к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести ремонт кровли на всей поверхности крыши дома, с заменой обрешетки, с усилением несущих конструкций крыши; замену трубопроводов системы ГВС в подвальной части дома – под квартирами № 3, 4, 13 общей протяженностью 5 метров; герметизацию стыков соединений трубопроводов системы канализации на отдельных участках подвальной части дома; работы по окраске и оштукатуриванию фасада здания по всей поверхности с восстановлением рустованной отделки стен; работы по ремонту системы электропроводки в 1 и 2 подъезде дома – поэтажных щитков, электропроводки мест общего пользования (МОП), а также работы по замене вводного рубильника и работы по восстановлению контурного заземления многоквартирного жилого дома <адрес> (трехэтажный двухподъездный дом), компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>., возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.

Требования обоснованы тем, что истец на праве собственности владеет квартирой , расположенной в доме <адрес>. Право собственности возникло в результате приватизации. Данный дом в течение длительного времени не ремонтировался, имеют место такие недостатки как: протечка перекрытий во всех квартирах верхних этажей и подъездах из-за нарушений герметичности кровельных покрытий, коррозия стояков ГВС и канализации, разрушение стен дома из-за влаги вследствие протечек кровли, неудовлетворительное состояние электропроводки. Жилой дом № 4 по ул. Богдана Хмельницкого в г. Ульяновске находится в муниципальной собственности. Однако ни администрация г.Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г.Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель (администрация г.Ульяновска) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений. Обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего момента они не исполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Истец тем самым сообщает, что со стороны ответчиков имеет место нарушение его прав, в связи с этим он обратилась в суд.

В судебном заседании истец Поляков Е.А. поддержал иск. Суду он дал объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Ибятов Р.Р., представляя в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ интересы истца, поддержал исковые требования, а также доводы и факты, изложенные им в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в судебное заседание исковые требования не признал, суду пояснил, что дом <адрес> находится в управление ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору управления он взял на себя обязанность по выполнению работ текущего характера. В данном случае истцом заявлены требования по проведению работ, носящих капитальный характер.

Ответчик – мэрия города Ульяновска о месте и времени судебного разбирательства извещена, представитель данного лица в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

Иск Полякова Е.А. к ОАО «ДК Засвияжского района № 1» и мэрии города Ульяновска подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан принимать участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находиться сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

По ст. 67 указанного выше кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя : 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 20 плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов

пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с п.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей компании (п.2). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4). Органы местного самоуправления, в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Такое же положение содержится в п.п.2 п.1 ст.165 указанного выше кодекса.

Судом установлено, что истец владеет на праве собственности квартирой <адрес>. Право собственности у него возникло в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности прошло государственную регистрацию, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление данным многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ответчик - ОАО «ДК «Засвияжского района № 1», что подтверждается копией договора управления домом от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта приема-передачи технической документации на дом от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обращался в Комитет ЖКХ, благоустройства и экологии мэрии города Ульяновска по вопросу производства капитального ремонта кровли и всего дома, однако до настоящего времени дом капитальному ремонту не подвергался.

В соответствии с актом обследования дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе представителя комитета ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска, ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» и Полякова Е.А., проживающего по адресу: <адрес>. В результате обследования выявлено, что дом кирпичный, 3-х этажный, 2 –х подъездный, год постройки – 1957 года, при обследовании крыши дома выявлено, что крыша дома шиферная с деревянными несущими конструкциями. На крыше имеются многочисленные расколы, пробоины шифера. Металлическая обделка примыканий, ендов, коньковой части кладка ДВХ разрушена, обрешетка, деревянные конструкции имеют следы гниения. На стенах фасада дома имеются размывы, отслоение окрасочного слоя, имеются разрушения штукатурного слоя цокольной части стен, рустованной штукатурки отделки фасада. В техническом подвале следов затопления не имеется, находится в сухом состоянии; трубопроводы ГВС находятся в удовлетворительном состоянии, имеются следы коррозии отдельными местами под кв. № 3,4,13; трубопроводы канализации находятся в удовлетворительном состоянии, имеется расчеканка в местах соединения трубопроводов; требуется капитальный ремонт крыши дома с заменой обрешетки, с усилением несущих конструкций крыши, с ремонтом ДВК; требуется капитальный ремонт стен (фасада) дома с восстановлением рустованной отделки стен; требуется произвести замену трубопроводов ГВС в объеме 5 м/п под кв. № 3, 4, 13; требуется произвести герметизацию стояков соединений трубопроводов канализации отдельными местами.

Указанный выше <адрес> включен в Реестр муниципальной собственности.

Необходимость проведения капитального ремонта кровли, фасада дома, системы электропроводки подъездов данного многоквартирного дома, в котором проживает истец, подтверждена актом обследования дома от 14 ноября. 2011 г.

Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 (приложения № 7 и 8), ремонт кровли и фасада дома, электропроводки подъездов относятся к ремонту капитального характера.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, являясь собственником и наймодателем муниципального жилищного фонда, мэрия города Ульяновска согласно статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств, для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме.

Согласно ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

     Ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного положения ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Согласно п.1 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Указанный выше многоквартирный дом <адрес> эксплуатируется с 1957 г., и правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия ЖК РСФСР, т.е. до 01.03.2005 г.

По ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 32, от 27.06.2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред.27.06.2003 г.).

Из материалов дела усматривается, что необходимость капитального ремонта крыши дома возникла ранее, до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, а установленные сроки эксплуатации истекли.

Однако ни администрация (мэрия) города Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.

Как следует из искового заявления, объяснений истцов, капитальный ремонт кровли дома не производился, несмотря на то, что ранее жильцы несли расходы на капитальный ремонт. Сторона ответчика не предоставила суду доказательств проведения капитального ремонта кровли дома. Представители ответчиков не оспаривали в ходе судебного разбирательства необходимость капитального ремонта кровли данного дома. Это также было отражено в частности в акте осмотра данного дома от 14 ноября 2011 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск в части производства по данному дому капитального и текущего ремонтов подлежит удовлетворению в полном объеме, при этом суд с учетом анализа всех имеющихся по делу доказательств считает необходимым возложить обязанность по производству капитального ремонта (ремонт кровли, фасада дома и двух подъездов) указанного выше многоквартирного дома на мэрию г. Ульяновска, а по текущему ремонту на ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1».

Поскольку в данном случае в части непроведения указанных ремонтных работ ответчиком - управляющей компанией были нарушены права истца – потребителей услуги по управлению домом, истец испытал переживания по этому поводу, то с данного ответчика в пользу истца, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в счет компенсации морального вреда следует взыскать <данные изъяты>. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда <данные изъяты>. суд считает завышенным. Требование истца о компенсации морального вреда к Мэрии города Ульяновска не имеют под собой оснований и подлежит отклонению.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает следующее. Суд не возлагал на истца при подаче данного иска обязанность по уплате государственной пошлины, поскольку истец сообщал о нарушении их прав потребителей (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» также надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 200 рублей от уплаты, которой истец был освобожден, в доход местного бюджета. Второй ответчик мэрия освобождена от уплаты государственной пошлины в силу закона (п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, истцом при подаче иска были оплачены услуги представителя в сумме 10000 рублей, что подтверждается договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из разумности и соотносимости расходов с объектом защищаемого права, суд считает необходимым взыскать с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» и мэрии города Ульяновска расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб., в долевом порядке по 3500 рублей с каждого, поскольку взыскание судебных расходов в солидарном порядке законом не предусмотрено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Полякова Е.А. к ОАО «ДК Засвияжского района № 1» удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» произвести ремонтные работы текущего характера в доме <адрес>:

- по замене трубопроводов системы ГВС в подвальной части дома – под квартирами № 3, 4,13 общей протяженностью 5 метров;

- по герметизации стыков соединений трубопроводов системы канализации на отдельных участках подвальной части дома.

Взыскать с ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в пользу Полякова Е.А. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>, в счет судебных расходов – <данные изъяты> рублей, а всего взыскать <данные изъяты>

В остальной части иска Полякова Е.А. к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» - в части требований о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>, требований о производстве работ по ремонту кровли на всей поверхности крыши дома, с заменой обрешетки, с усилением несущих конструкций крыши; по окраске и оштукатуриванию фасада здания по всей поверхности с восстановлением рустованной отделки стен; по ремонту системы электропроводки в 1 и 2 подъезде дома – поэтажных щитков, электропроводки мест общего пользования (МОП), а также работы по замене вводного рубильника и работы по восстановлению контурного заземления - отказать

Взыскать с ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в доход местного бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты>.

Иск Полякова Е.А. к мэрии города Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ульяновска провести ремонтные работы капитального характера в доме № <адрес>:

- по ремонту кровли на всей поверхности крыши дома, с заменой обрешетки, с усилением несущих конструкций крыши;

- работы по окраске и оштукатуриванию фасада здания по всей поверхности с восстановлением рустованной отделки стен;

- системы электропроводки в 1 и 2 подъезде дома – поэтажных щитков, электропроводки мест общего пользования (МОП), а также работы по замене вводного рубильника и работы по восстановлению контурного заземления.

В остальной части иска Полякова Е.А. к мэрии города Ульяновска - в части требований о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>, требований о производстве ремонтных работ: по замене трубопроводов системы ГВС в подвальной части дома – под квартирами № 3, 4, 13 общей протяженностью 5 метров; по герметизации стыков соединений трубопроводов системы канализации на отдельных участках подвальной части дома – отказать.

Взыскать с мэрии города Ульяновска в пользу Полякова Евгения Александровича в счет возмещения судебных расходов <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: А.Г. Дементьев.