об установлении факта принятия наследства



По гр. делу № 2-2902/2011г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Фрониной О.Н.,

с участием адвоката Муртаковой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмаковой О.Я. к Фроловой Г.С., мэрии города Ульяновска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Токмакова О.Я. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Фроловой Г.С., мэрии города Ульяновска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок. В обоснование иска указав, что её мать ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ оформила договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сыну ФИО3 Договор дарения был удостоверен секретарем Кротовского сельского Совета. Решением президиума Кротовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства ФИО4, проживавшей по адресу: <адрес>, дм , предоставлено в собственность 1066, 2 кв.м. земли, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Во время болезни матери она (то есть истица) и её сын ФИО27 в течение двух месяцев по очереди ухаживали за матерью. Перед смертью ФИО4 просила ФИО3 поделиться землей с ФИО27 Сын поклялся, что сделает так как она просила. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. После смерти матери ФИО1 организовала достойные похороны, поминальные обеды, в память о матери взяла одежду и обувь (халаты и тапочки). ФИО5 исполнил волю матери, выделив земельный участок, на котором его племянник ФИО27 со своей женой построил жилой дом. Документы на дом оформлены не были, так как ФИО3 также перестроил свой дом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 скончался. После его смерти ответчик ФИО2 является наследником по завещанию наследственного имущества. Только после смерти брата истица узнала о том, что собственником земельного участка по адресу: <адрес>, является ФИО4 У матери было семеро детей: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО3 и ФИО3 После смерти матери ФИО3 принял наследство, также истица приняла наследство, хоронила мать и в память о матери взяла одежду и обувь. Другие братья и сестры в наследство не вступали. Просит, с учетом уточнений, установить факт принятия ею наследства, оставшегося после смерти матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней в порядке наследования право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, размером 1066, 2 кв.м. в 1/2 доле.

В судебном заседании Токмакова О.Я. на уточненных исковых требованиях настаивала, в обоснование суду привела доводы и обстоятельства изложенные в иске.

Ответчик Фролова Г.С., а также её представитель Горбунова Е.А., в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что о том, вступала ли фактически истица в наследство после смерти матери ей неизвестно, так как с ФИО3 она стала состоять в фактических брачных отношениях после смерти ФИО4 Однако полагает, что действия истца, направленные на устройство похорон не могут свидетельствовать о фактически принятом наследстве, так как она исполняла свои обязанности по отношению к матери как дочь, действуя при сложившихся традициях. Также по её мнению то что истица забрала халат и тапочки своей матери также не свидетельствует о принятии наследства. Напротив, ФИО3, остался проживать в <адрес> в <адрес>, пользовался землей по указанному адресу, оплачивал налоги, что в данном случае и свидетельствует о принятии наследства только им. Кроме того, как ранее действующее законодательство так и действующее в настоящее время гражданское законодательство устанавливает единство судеб жилого дома и земельного участка. В связи с тем, что в 1989 году право собственности на домовладение по <адрес> в <адрес> перешло по договору дарения ФИО3, ему также перешло и право на земельный участок, расположенный по данному адресу, который не может рассматриваться отдельно от жилого дома. Право ФИО3 на земельный участок также подтверждается и сведениями из похозяйственной книги, где указано, что владельцем спорного земельного участка являлся именно ФИО3

Представить привлеченного к участию в деле в качестве ответчика мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствии.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Вунберов А.А., Вунберов В.Я., Майрина Н.Я., Вунберов А.Н., Вунберова В.З., Вунберова Л.А., Турухина Е.А., Толкачева Г.П., Вунберова (Абрамова) А.А., Вунберова (Леканова) А.А. в судебное заседание не явились, в представленных суду заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствии, с заявленными требованиями согласились.

Третьи лица Паймушкин Н.П., Медведева З.К., Егоров П.И., Вунберов А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям и на основании представленных сторонами и исследованных судом доказательств.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении имущества, а в случае смерти гражданина-право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ.

В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Статьей ст.1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев.

ФИО4 – мать истца, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

Судом установлено, что наследниками первой очереди на имущество умершей ФИО4 на день смерти последней, являлись её дети, в том числе истица Токмакова О.Я. и ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ

Наследственное дело на имущество ФИО4 не заводилось

Из материалов дела следует, что на момент смерти ФИО4, с ней проживал её сын ФИО3, после смерти матери он фактически принял наследство. При жизни ФИО23 распорядилась своим имуществом, подарив жилой дом по адресу: <адрес>, ФИО3, который после смерти матери также проживал по указанному адресу, пользовался расположенным по данному адресу земельным участком, нес бремя содержания указанным недвижимым имуществом.

По смыслу ст. 1153 ГК РФ наследник фактически принявший наследство, должен совершить в течение шести месяцев со дня открытия наследства любые действия по владению, управлению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в исправном состоянии, об уплате налоговых и иных платежей, о получении платы с лиц, проживающих в наследственном доме (квартире), погашении за счет наследственного имущества долгов наследодателя и т.п.

Акт принятия наследства является сделкой, поэтому порождает возникновение прав и обязанностей только у того лица, которое его совершило. При этом данное лицо индивидуально должно выразить волю на принятие наследства.

Судом установлено, что ФИО3 являлся собственником жилого дома общей площадью 56, 39 кв.м. (с принадлежностями), расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного администрацией Кротовского сельсовета <адрес>, что подтверждается записью в похозяйственной книге , лицевой счет 1000.

По данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом располагался на земельном участке фактической площадью 1066, 2 кв.м.

В материалах инвентарного дела также имеется копия свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, на основании решения президиума Кротовского с/совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства ФИО4 был выделен земельный участок по указанному адресу в собственность в размере 1066, 2 кв.м.

Указанное свидетельство является временным документов и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.

По данным ОГУ «ГАНИ УО» свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ на государственное хранение в архив не поступали.

Из архивной справки ОГУ ГАУО от 14.0.2011г. следует, что в документах Кротовского сельсовета Засвияжского района г. Ульяновска за 1992г. имеется протокол заседания президиума Кротовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем принятых решений с по . Решение «О предоставлении земель для личного подсобного хозяйства» к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ не приложено, в связи с чем предоставить копию решения о выделе земельного участка ФИО4 не предоставилось возможным. К протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания президиума Кротовского сельсовета приложена выписка из решения «О передаче земельного участка в собственность, пожизненно наследуемое владение», но ФИО4 в нем не значится.

По сведениям из похозяйственной книги, ФИО3 являлся владельцем земельного участка площадью 0, 10 га, расположенного по адресу: <адрес>, с Баратаевка, <адрес>.

ФИО3 при жизни принимал меры к оформлению спорного земельного участка, поставив его на кадастровый учет, о чем в материалах дела имеется кадастровый паспорт, из которого также усматривается, что граница спорного земельного участка в установленном законом порядке не установлена.

Из перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала по состоянию на 2002г. усматривается, что пользователем участка площадью 1066, 2 кв.м. является ФИО3, что в судебном заседании также подтвердил допрошенный в качестве специалиста ФИО24

В период приобретения права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ действовал Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 87 которого, при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.

Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось, что при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым владельцам.

В силу положений ст. 37 ЗК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.

В письме за 1987 год N 20-15-1-4/Е 9808р Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

Из вышеуказанных норм права следует, что переход права на земельный участок при отчуждении строения осуществляется в силу закона при условии перехода прав на строение, находящееся на данном земельном участке. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов провозглашено в качестве одного из принципов и действующего земельного законодательства (ст. ст. 1, 35 ЗК РФ).

Как указывалось выше, в материалах инвентарного дела имеются сведения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о том, что указанный дом располагался на земельном участке фактической площадью 1066, 2 кв.м., в том числе застроенная площадь – 254, 6 кв.м., незастроенная – 811, 6 кв.м., под огородом 691, 6 кв.м., что также нашло свое подтверждение и сведениями из похозяйственной книги, согласно которым ФИО3 был владельцем спорного земельного участка площадью 0, 10 га.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 оформил завещание, согласно которому все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, где бы таковое ни находилось и в чем бы ни заключалось, он завещал Фроловой Г.С. Данное завещание при жизни им не изменялось и не отменялось.

Учитывая, что произошел переход права собственности на недвижимое имущество – жилой дом по адресу: <адрес>, по договору дарения от ФИО4 к ФИО3, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд не усматривает оснований для признания права собственности на 1/2 долю спорного земельного участка за Токмаковой О.Я. в порядке наследования после смерти ФИО4

В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В качестве оснований для признания права собственности на земельный участок истцом указано, что она фактически приняла наследство после смерти матери путем устройства похорон, а также взяла себе в пользование халат, тапочки и несколько мотков ниток, принадлежавшие ФИО4

Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили допрошенные свидетели ФИО25, ФИО26

Установление факта принятия наследства после смерти матери ФИО4, в данном случае истцу необходимо для приобретения права собственности на спорный земельный участок, то есть требования об установлении юридического факта заявлены в качестве основания требований о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Токмаковой О.Я. о признании права собственности на недвижимое имущество, в данном случае установление факта принятия наследства юридических последствий для истца не порождает, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований об установлении факта принятия наследства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Токмаковой О.Я. к Фроловой Г.С., мэрии города Ульяновска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Саенко Е.Н.