о защите прав потребителей



Дело № 2-3236/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.В.,

при секретаре Петровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поляковой Л.А., действующей в интересах недееспособной Зайчиковой М.Ф., к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», мэрии города Ульяновска о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Полякова Л.А., действуя в интересах в интересах недееспособной Зайчиковой М.Ф., обратилась в суд с иском к ОАО «ДК Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о защите прав потребителей. В обоснование требований указала, что Зайчикова Л.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу<адрес> Данный дом сдан в эксплуатацию в 1955 году. Она и другие жильцы неоднократно обращались в ОАО «ДК Засвияжского района №1», Государственную жилищную инспекцию, мэрию города Ульяновска с требованиями провести ремонт дома. Данные обращения вызваны тем, что при сильных ливневых дождях летом и в период начала таяния снега весной все квартиры третьих этажей заливает водой. Отопление в доме пришло в ветхое состояние, трубы пришли в полную негодность, постоянно текут, канализационная труба полностью изношена и подтекает постоянно. В подвале сырость, лужи не просыхают, что приводит к разрушению фундамента. Из-за плохого состояния труб нет напора холодной воды, она не доходит до третьего этажа. Наружный фундамент разрушен, штукатурка фасада разрушена, что приводит вымыванию раствора между кирпичами. Свои обязанности по оплате коммунальных услуг она выполняет своевременно и в полном объеме. Жилой дом по адресу <адрес> находится в муниципальной собственности, однако ни мэрия <адрес>, ни созданные по решению Комитета ЖКХ управляющие компании ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности мэрии <адрес>. Просила обязать мэрию <адрес> произвести работы по капитальному ремонту кровли дома, расположенного по адресу: <адрес>; системы центрального отопления, системы водоснабжения и системы канализации с установкой счетчика здания; обязать мэрию города Ульяновска и ОАО «ДК Засвияжского района№1» произвести работы по капитальному ремонту фасада и цоколя здания; капитальному ремонту электрооборудования мест общего пользования с установкой домового счетчика электроэнергии в здании; взыскать с мэрии города Ульяновска компенсацию морального вреда 10000 рублей.

Полякова Л.А., действующая в интересах недееспособной Зайчиковой М.Ф. на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, в суде уточнила исковые требования в соответствии с выводами акта обследования жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ. Просила обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт крыши дома, расположенного по адресу: <адрес>, с заменой деревянной обрешетки, с усилением стропил отдельными местами, с ремонтом ДВК; обязать мэрию города Ульяновска провести работы по капитальному ремонту системы ЦО, ХВС и канализации в подвале жилого дома; обязать мэрию города Ульяновска и ОАО «ДК Засвияжского района№1» произвести работы по капитальному ремонту фасада и цоколя здания; обязать мэрию города Ульяновска и ОАО «ДК Засвияжского района№1» произвести капитальный ремонт электропроводки мест общего пользования всего дома, а именно в первом и втором подъездах с 1-го по 3 этаж и техническом подвале; взыскать с мэрии города Ульяновска компенсацию морального вреда 10000 рублей.

В судебном заседании Полякова Л.А. просила удовлетворить уточненные требования в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что квартира по <адрес> предоставлена её матери - Зайчиковой М.Ф. в 1955 году на основании ордера, приватизирована была матерью и отцом в 1995-1996 годах. Она отказывалась от участия в приватизации в пользу родителей. С даты постройки жилой дом практически не ремонтировался. В 1993 году в доме меняли ХВС и ГВС, 30 лет назад ремонтировали фасад. При проливах в <адрес> делали текущий ремонт, весной и летом 2011 года над квартирой 21 управляющая компания заменила несколько листов шифера. По исковым требованиям пояснила, что просит заменить кровлю жилого дома из шифера, поскольку она не менялась с 1955 года; просит произвести капитальный ремонт системы ЦО, ХВС и канализации в подвале дома, поскольку в квартирах жильцы меняли трубы сами; просит произвести капитальный ремонт фасада и цоколя жилого дома. Электрическая проводка в жилом доме требует замены, поскольку имеют место постоянные замыкания проводки.

Представитель ответчика ОАО «ДК Засвияжского района №1» иск не признал. Указал, что проведение капитального ремонта входит в обязанности мэрии города Ульяновска и собственников помещений жилого дома. Управляющая компания проводит в доме ремонтные работы текущего характера, однако они не дают результата, поскольку дом нуждается в капитальном ремонте.

Представитель мэрии города Ульяновска, в суд не явился, представил отзыв на иск, в котором требования не признал. Указал, что мэрия города Ульяновска не состоит с истцами в договорных отношениях. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе на истца. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя мэрии города Ульяновска и отказать в иске к мэрии города Ульяновска.

Представитель МУП УльГЭС, в суд не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, в суд не явился, о слушании дела извещен, причину не явки не сообщил.

Представитель ОАО "Волжская ТГК" в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Суд с учетом мнения истицы и представителя ОАО «ДК Засвияжского района №1» определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 49 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Зайчикова М.Ф. проживает в 24-хквартирном жилом доме по <адрес>, 1955 года постройки.

Истица является собственником <адрес> указанном доме в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. Зайчикова М.Ф. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной, в её интересах действует опекун – дочь Полякова Л.А., которая зарегистрирована в квартире по <адрес>

Истица, а также другие жильцы дома по <адрес> неоднократно обращались в управляющую компанию, в мэрию города Ульяновска, администрацию Засвияжского района г. Ульяновска, Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области по вопросам проведения в доме капитального ремонта.

Работы по капитальному ремонту жилого дома по <адрес> не проводились с момента постройки дома до настоящего времени. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В силу ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Ульяновск», принятым решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 года № 67 (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 17.11.2010 года № 111) мэрия города Ульяновска (сокращенное наименование - мэрия города, мэрия) - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Ульяновск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В силу ст. 40 Устава к полномочиям муниципального образования "Город Ульяновск" в области жилищных отношений относится в том числе: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; установление платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с договорами, заключенными по итогам конкурсов с управляющими компаниями, а также платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера такой платы.

Жилой дом по <адрес> в <адрес> находится в управлении ОАО «ДК Засвияжского района №1» с 01.06.2008 года. Между истицей и другими собственниками помещений жилого дома и ОАО «ДК Засвияжского района №1» имеются договорные отношения по управлению жилым домом указанной управляющей компанией.

Одним из основных видов деятельности ОАО «ДК Засвияжского района №1» является оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг.

Согласно приложению к договору управления многоквартирным домом (приложение №2) управляющая компания должна производить работы по ремонту отдельных участков конструктивных элементов зданий, производить другие требуемые работы по текущему ремонту дома.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела проведено обследование жилого дома по <адрес> на предмет оценки технического состояния жилого дома и электропроводки в доме в соответствии с заявленными исковыми требованиями.

Из акта обследования жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в жилом доме по <адрес> требуется комплексный капитальный ремонт дома, а именно: : а) капитальный ремонт крыши с заменой деревянной обрешетки с укреплением стропил отдельными местами с ремонтом ДВК; б) требуется капитальный ремонт фасада и цоколя дома (ремонт штукатурки и окраски) с ремонтом отмостки дома. Требуется произвести замену трубопровода ЦО под квартирой в объеме 1 п.м. в техническом подвале; требуется произвести ремонт элеваторного узла с заменой трубопроводов в объеме 3,5 п.м.; замену трубопровода в чердачном помещении над кв. в объеме 1 п.м. Требуется произвести замену участка трубопровода ХВС под квартирой в объеме 2 п.м. с заменой задвижки на вводном трубопроводе. На трубопроводах канализации в техническом подвале произвести зачеканку стыков трубопровода отдельными местами.

Согласно акту обследования жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес>, 1955 года постройки, электропроводка не менялась с постройки дома до настоящего времени, и находится в ветхом состоянии, провода соединены скрутками. Жильцы неоднократно вызывали аварийную службу, плафоны в подъезде отсутствуют, при соприкосновении электропроводок осыпается изоляция. В подвале электрощит обгоревший, требует замены. Согласно выводу комиссии требуется капитальный ремонт электропроводки мест общего пользования первого и второго подъезда и техподвала.

Согласно п.1.1. Методических рекомендаций по организации и проведению текущего ремонта жилищного фонда всех форм собственности, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №170, текущий ремонт включает в себя комплекс ремонтно-строительных работ, выполняемых в плановом порядке с целью устранения неисправностей (восстановления) работоспособности элементов здания и внешнего благоустройства, поддержания эксплуатационных показателей на уровне, предусмотренном проектом.

Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения капитальный ремонт подразделяется на комплексный и выборочный. Комплексный капитальный ремонт охватывает здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняют физический и моральный износ здания, т.е. предусматривается одновременно восстановление изношенных конструктивных элементов, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства здания в целом. Выборочный капитальный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или его инженерного оборудования, при котором устраняется физический износ. При этом осуществляют ремонт, замену, усиление конструкций и оборудования, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций и повлечь за собой повреждение или разрешение. Текущий ремонт - это ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

В жилом <адрес> капитальный ремонт крыши; системы ЦО, ХВС и канализации в подвале дома; фасада, цоколя дома; электрической проводки не производился с момента постройки дома, что не отрицается ответчиками.

Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что жилой дом, в котором проживает истица. Требует капитального ремонта. Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиками актами обследования жилого дома.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312 капитальный ремонт должен включать в себя устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (п.5.1.). На капитальный ремонт должны ставиться как правило объект в целом или его часть. При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п.5.2.).

Согласно приложению 3 к указанным Ведомственным нормам максимальная продолжительность эффективной эксплуатации трубопроводов канализации чугунных – 40 лет; вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет.

Принимая во внимание, что требуемые истицей работы капитального характера в жилом доме по <адрес> не производились с момента сдачи жилого дома в эксплуатацию, заявленные Поляковой Л.А. требования о проведении ремонта в жилом доме относятся к работам по капитальному ремонту жилого дома, суд приходит к выводу о возложении обязанности по проведению капитального ремонта в доме истицы на мэрию города Ульяновска.

На данного ответчика следует возложить обязанность произвести работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: ремонт крыши дома с заменой деревянной обрешетки, с усилением стропил отдельными местами, с ремонтом ДВК; фасада и цоколя здания; ремонт электропроводки мест общего пользования всего дома, а именно в первом и втором подъездах с 1-го по 3 этаж и техническом подвале.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 11, 14 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния включает в себя осмотр общего имущества (в том числе, инженерных коммуникаций), его подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. Результаты осмотра оформляются актом, который является основанием для принятия собственниками помещений решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению. Особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60% (раздел II, п. 2.1).

Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (п. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.

Исследовав представленные по делу доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что управляющая компания ОАО «ДК Засвияжского района №1» ненадлежащее осуществляет контроль за техническим состоянием жилого дома по <адрес>. То обстоятельство, что жилой дом, в котором проживает истица, нуждается в капитальном ремонте, не свидетельствует об отсутствии необходимости производить в доме ремонтные работы текущего характера. Доказательство того, что такие работы проводятся, ответчиком ОАО «ДК Засвияжского района №1» в суд не представлено. Осуществление обычных сезонных мероприятий в виде осмотра дома и проведение незначительных по объему работ по текущему ремонту дома является явно недостаточным для обеспечения нормального функционирования жилого дома.

На ОАО «ДК Засвияжского района №1» как управляющую компанию следует возложить обязанность произвести в доме истица работы по текущему ремонту, а именно: системы ЦО в техническом подвале под квартирой – 1 п.м.; в элеваторном узле заменить трубопровод в объеме 3,5 п.м.; на чердачном помещении над квартирой в объеме 1 п.м.; системы ХВС с заменой трубопровода под квартирой в объеме 2 п.м. с заменой задвижки на вводном трубопроводе; на трубопроводах канализации в техническом подвале произвести зачеканку стыков трубопровода.

Требование истицы о взыскании с мэрии города Ульяновска компенсации морального вреда в соответствии с законом «О защите прав потребителей» не подлежит удовлетворению, поскольку данный ответчик не находится с истицей в договорных отношениях.

То обстоятельство, что по жилому дому по <адрес> на общем собрании собственников помещений жилого дома не решался вопрос о финансировании капитального ремонта жилого дома, не освобождает мэрию от обязанности организовать, финансировать и провести капитальный ремонт здания, поскольку работы по капитальному ремонту жилого дома не производились со времени сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1955 года.

Статья 158 ЖК РФ предусматривает несение бремени расходов по капитальному ремонту жилого дома собственниками жилых помещений, расположенных в данном доме, в установленных законом пропорциях.

В силу положений ст. 165 ЖК РФ, администрация города вправе выделять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирного дома. Кроме того, администрация должна создавать условия для управления многоквартирными домами.

Данные положения также согласуются и с положениями Устава города.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика ОАО «ДК Засвияжского района №1» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Поляковой Л.А., действующей в интересах недееспособной Зайчиковой М.Ф., к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», мэрии города Ульяновска о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

капитальный ремонт крыши с заменой деревянной обрешетки, с усилением стропил отдельными местами, с ремонтом ДВК;

капитальный ремонт фасада и цоколя дома;

капитальный ремонт электропроводки мест общего пользования всего дома, а именно в первом и втором подъездах с 1-го по 3 этаж и техническом подвале.

Обязать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания <адрес> » произвести текущий ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

системы ЦО в техническом подвале под квартирой – 1 п.м.; в элеваторном узле заменить трубопровод в объеме 3,5 п.м.; на чердачном помещении над квартирой в объеме 1 п.м.;

системы ХВС с заменой трубопровода под квартирой в объеме 2 п.м. с заменой задвижки на вводном трубопроводе;

на трубопроводах канализации в техническом подвале произвести зачеканку стыков трубопровода.

В удовлетворении исковых требований Поляковой Л.А., действующей в интересах недееспособной Зайчиковой М.Ф., к мэрии города Ульяновска о компенсации морального вреда, а также остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Засвияжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья Е.В. Васильева