о защите прав потребителя



Гражданское дело № 2-3569/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 г. г. Ульяновск

         Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьиКоротковой Ю.Ю.,

при секретареДенисовой О.В.,                             

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чагиной Е.В. к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Чагина Е.В. обратилась в суд с иском к ОАО «ДК «Засвияжского района № 1» о защите прав потребителя. В обоснование иска указала, что 15 октября 2011 года около 18 часов в её квартире, расположенной по адресу: <адрес>, п<адрес>, собственником которой она является, из-за течи с межэтажного перекрытия, размокли потолки и стены в ванной комнате и прихожей, образовались рыжие разводы. Кроме этого, от воды произошло замыкание электропроводки в ванной комнате и прихожей. 16 октября 2011 года она вызвала аварийную службу, которая перекрыла весь стояк холодной воды с первого по пятый этажи, и она осталась без воды. 17 октября 2011 года она вызвала слесаря из ЖЭУ-17, который сказал, что течь устранена и водоснабжение восстановлено. Фактически слесарь ничего не устранил, так как 18 октября 2011 года ею вновь была обнаружена течь в этих же местах. Поскольку до <данные изъяты> она не смогла дозвониться, она вызвала аварийную службу, которая вновь перекрыла весь стояк с холодной водой. 18 октября 2011 года ею по телефону была сделана заявка об устранении течи. 19 октября 2011 года пришел сантехник, который ничего делать не стал. 20 октября 2011 года пришел мастер ЖЭУ и составил акт, но работы по устранению течи не произвел. До настоящего времени по стояку, в том числе и в её квартире отсутствует холодная вода. Между ней и ответчиком заключен договор управления многоквартирным домом. Согласно п. 2.1.1 этого договора Управляющая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства жилого дома. Ответчик обязан обеспечить бесперебойную подачу холодной воды в соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 года № 307. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом положений п.61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Ответчик данные обязательства не выполняет. По причине отсутствия воды она не может приготовить себе обед, вымыться, постирать белье, сходить в туалет и совершить иные действия. При этом истица испытывает физические и нравственные страдания. У неё повысилась раздражительность, появились головные боли, повысилось артериальное давление. Из-за отсутствия воды и возможности приготовить нормальную еду, появились проблемы с кишечником. Полагает, что согласно ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» имеет право на компенсацию морального вреда. Просила суд обязать ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» обеспечить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> холодной водой; произвести ремонт электропроводки в ванной комнате и прихожей за свой счет в квартире; произвести ремонт потолка и стен в ванной комнате и прихожей; произвести перерасчет оплаты холодной воды и уменьшить размер оплаты холодной воды за октябрь месяц 2011 года на 0,15 %; взыскать в счет компенсации морального вреда 25 000 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг 1 500 руб.

В судебном заседании истица Чагина Е.В. уточнила исковые требования, просила взыскать с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» стоимость восстановительного ремонта <адрес> по проезду Полбина в размере 22146 руб. 61 коп., стоимость работ по восстановительному ремонту потолка в месте прохождения канализационной трубы в размере 1103 руб. 99 коп., стоимость восстановительного ремонта электропроводки в размере 3787 руб. 91 коп., компенсацию морального вреда в размере 25000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5500 руб., а также обязать открытое акционерное общество «ДомоуправляющаякомпанияЗасвияжского района № 1» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение за период отсутствия холодного водоснабжения в <адрес> по <адрес> с 18 часов 30 минут 16 октября 2011 до 12 часов 17 октября 2011 года, с 19 часов 30 минут 18 октября 2011 года до 16 часов 03 ноября 2011 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Суду дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Представитель истицы Юрочко Т.В., действуя на основании доверенности, уточненные исковые требования Чагиной Е.В. и ее доводы поддержала.

Гаврилова Е.А., представляя по доверенности интересы ответчика – ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», в судебном заседании пояснила, что ответчик не оспаривает факт и причины пролива квартиры дома. Считает завышенным заявленный размер компенсации морального вреда, расходы на оплату услуг представителя. Поскольку управляющая компания отвечает по своим обязательствам в пределах собранных средств, просила в иске Чагиной Е.В. отказать.

Представители третьих лиц ООО «РСУ-2», ООО «ТРАСТ – БИЗНЕС» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Третье лицо Яковлев В.П. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском Чагиной Е.В. согласен.

Выслушав объяснения истицы, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Законом «О защите прав потребителей».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Чагина Е.В. является собственником <адрес> в <адрес>.

30.08.2007 г. на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного между комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска и ОАО «ДК Засвияжского района № 1», указанный выше дом передан в управление ОАО «ДК Засвияжского района № 1». Предметом указанного договора является оказание управляющей организацией ОАО «ДК Засвияжского района № 1» услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Согласно п.2 приложения 2 указанного договора управления, Управляющая компания приняла на себя обязанность проводить работы по ремонту отдельных участков перекрытий, стен, перегородок, отдельных участков водопровода, канализации, отдельных элементов электросетей и электротехнических устройств, которые осуществляются на основании акта осмотра.

В соответствии с приложением № 7 «Перечень работ, относящихся к текущему ремонту» к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170, указанные выше работы относятся к текущему ремонту.

В силу ст.1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем объеме. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

     Согласно ст.29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказания услуги).

     В силу ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

     Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Подпункты «а-«д» п.2 Правил включают в состав общего имущества: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные литы, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 16 названных Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 15.10.2011 г. произошел пролив <адрес>, в результате которого причинен истице ущерб.

В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО1 – мастер ООО «РСУ -2», который суду пояснил, что причина пролива вызвана разрушением канализационной трубы по стояку квартиры истицы, в связи с чем было принято решение о ее замене. К выполнению данных работ привлечено ООО «Траст – Бизнес», которое на момент рассмотрения дела не завершило работы по замене канализационной системы.

Указанная причина пролива стороной ответчика не оспаривалась.

Канализационная труба по стояку квартир многоквартирного дома в соответствии с выше изложенными положениями закона относится к общему имуществу дома, надлежащее содержание которой возложено на управляющую компанию

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком ОАО «ДК Засвияжского района № 1» не обеспечено надлежащее содержание общего имущества многоквартирного <адрес> и приходит к выводу о наличии вины управляющей компании в причинении ущерба имуществу истицы.

Таким образом, требования Чагиной Е.В. о возмещении ОАО «ДК Засвияжского района № 1» материального ущерба, причиненного проливом ее квартиры, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении размера причиненного ущерба суд принимает во внимание заключение эксперта № от 08.12.2011 г., согласно которому стоимость восстановительного ремонта квартиры, принадлежащей истице, составляет 22146 руб. В потолке ванной комнаты <адрес> в месте прохождения канализационной трубы имеется отверстие. Стоимость работ по восстановлению потолка составляет 1103, 9 руб. В коридоре и ванной комнате квартиры имеется неисправность электропроводки. Повреждение вызвано протечкой помещения. Стоимость восстановительного ремонта проводки составляет 3787, 91 руб.

У суда нет оснований сомневаться в объективности данного заключения, поскольку оно дано лицами, обладающими специальными познаниями, содержит подробное описание исследования, согласуется с другими доказательствами по делу. Результаты проведенного исследования сторонами не оспариваются.

Разрешая требования истицы о возложении обязанности произвести обязать ОАО «ДомоуправляющаякомпанияЗасвияжского района № 1» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение за период отсутствия холодного водоснабжения в квартире, суд исходит из следующего.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений (далее по тексту – Правила), ОАО «ДК Засвияжского района № 1» является исполнителем коммунальных услуг, а Чагина Е.В. - их потребителем. Коммунальными услугами надлежащего качества являются услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Правил, потребителю может быть предоставлена коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме,

В силу ст. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом)

В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

Согласно п. 98 Правил, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Согласно Приложению № 1 к Правилам исполнителем должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно, за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного исходя за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, с учетом положений раздел 9 Правил.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в связи с произошедшим проливом в квартире истицы отсутствовало холодное водоснабжение с 18 часов 30 минут 16 октября 2011 до 12 часов 17 октября 2011 года, с 19 часов 30 минут 18 октября 2011 года до 16 часов 03 ноября 2011 года, что подтверждается данными журнала аварийно – диспетчерской службы.

Таким образом, требования истцы о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет в порядке, установленном указанным нормативным актом, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

         Ответчик ОАО «ДК Засвияжского района № 1» в нарушение требований ст.309 ГК РФ, ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исполнил должным образом принятых на себя обязательств перед истцом.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из принципов разумности и справедливости, определяет размер денежной компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.

Кроме того, на основании ст. 100 ГПК РФ, исходя из требований разумности, количества судебных заседаний, объема проделанной по делу работы, следует взыскать в пользу истицы понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 4 500 руб.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 600 рублей.

Таким образом, исковые требования Чагиной Е.В. подлежат частичному удовлетворению. С ОАО «Домоуправляющая компанияЗасвияжского района № 1» следует взыскать в ее пользу сумму ущерба, причиненного проливом квартиры № <адрес> <адрес> в размере 22146 рублей 61 копейка, стоимость работ по восстановительному ремонту потолка в месте прохождения канализационной трубы в размере 1103 рубля 99 копеек, стоимость восстановительного ремонта электропроводки в размере 3787 рублей 91 копейка, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 4500 рублей, всего 36538 рублей 51 копейка, а также следует обязать ОАО «ДомоуправляющаякомпанияЗасвияжского района № 1» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение за период отсутствия холодного водоснабжения в <адрес> с 18 часов 30 минут 16 октября 2011 до 12 часов 17 октября 2011 года, с 19 часов 30 минут 18 октября 2011 года до 16 часов 03 ноября 2011 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Истица с требованиями к ответчику о возмещении материального ущерба не обращалась.

Следовательно, исходя из размера присужденной в пользу истца денежной компенсации морального вреда, с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» подлежит взысканию штраф в доход местного бюджета в размере 2500 рублей.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика также надлежит взыскать государственную пошлину от уплаты, которой истец был освобожден, в доход местного бюджета в размере 1211 рублей 16 копеек.

Кроме того, с ОАО «ДК Засвияжского района № 1» подлежат взысканию в пользу закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» расходы по оплате экспертизы в размере 8 850 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чагиной Е.В. к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компанияЗасвияжского района № 1» в пользу Чагиной Е.В. стоимость восстановительного ремонта <адрес> в размере 22146 рублей 61 копейка, стоимость работ по восстановительному ремонту потолка в месте прохождения канализационной трубы в размере 1103 рубля 99 копеек, стоимость восстановительного ремонта электропроводки в размере 3787 рублей 91 копейка, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 4500 рублей, всего 36538 рублей 51 копейка.         

Обязать открытое акционерное общество «ДомоуправляющаякомпанияЗасвияжского района № 1» произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение за период отсутствия холодного водоснабжения в <адрес> с 18 часов 30 минут 16 октября 2011 до 12 часов 17 октября 2011 года, с 19 часов 30 минут 18 октября 2011 года до 16 часов 03 ноября 2011 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В удовлетворении остальной части иска Чагиной Е.В. отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину 1211 рублей 16 копеек, штраф в размере 2500 рублей.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компанияЗасвияжского района № 1» в пользу закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» расходы по оплате экспертизы в размере 8 850 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Короткова Ю.Ю.