признании незаконным бездействия мэрии



Дело № 2 – 4031/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

федерального судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Фрониной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пряник Т.В., Елисеевой Ю.Г. о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять постановление (акт) об отнесении земельного участка к категории земли и виду разрешенного использования,

У С Т А Н О В И Л :

Пряник Т.В., Елисеева Ю.Г. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять постановление (акт) об отнесении земельного участка к категории земли и виду разрешенного использования. В обоснование заявления указав, что решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, за Пряник Т.В., Елисеевой Ю.Г., Ашмариной Н.Г. было признано в порядке наследования право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1265 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, 30 к равных долях по 1/3 за каждой. Право собственности на данный земельный участок было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области без категории земли - «земли населенных пунктов» и вида разрешенного использования данного земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно действующего законодательства сведения о земельном участке, в части определения категории земель и вида разрешенного использования вносятся в Реестр объектов недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В связи с отсутствием такого акта органа власти, кадастровый паспорт на земельный участок был выдан с пустым графами «Категория земель» и «Разрешенное использование» и, как следствие, выдача свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок без указания категории земли и вида разрешенного использования. На обращение с заявлением к Главе администрации г. Ульяновска с просьбой выдать соответствующий документы (постановление, акт) об отнесении указанного земельного участка к категории земель – «земли населенных пунктов» и установить вид разрешенного использования земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство», был получен ответ из Комитета архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывалось, что спорный земельный участок входит в состав земель муниципального образования «город Ульяновск» и расположен в зоне Ж-1 застройки индивидуальными жилыми домами, относящиеся к основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны. Однако такой ответ исполняющего обязанности председателя Комитета архитектуры и градостроительства В.Д. Плетнева не может служить основанием для внесения сведений о земельном участке ФБУ «Кадастровая плата» по Ульяновской области.

В соответствии с действующим законодательством Главой администрации г. Ульяновска принимается постановление (акт) об отнесении указанного земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов» и установлении вида разрешенного использования земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство». Без такого документа кадастровая палата не вносит сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости. Бездействие Мэрии города Ульяновска нарушает их права как собственников вышеуказанного земельного участка. Просили признать незаконным бездействия мэрии города Ульяновска в невыдаче постановления (акта) об отнесении земельного участка площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 30 к категории земель – «земли населенных пунктов» и установлении вида разрешенного использования земельного участка – «под индивидуальное жилищное строительство», возложении обязанности принять постановление (акт) об отнесении земельного участка к категории земли и виду разрешенного использования,

В судебном заседании Пряник Т.В. заявление поддержала, в обоснование приведя доводы, аналогичные изложенным в нем.

В судебном заседании Елисеева Ю.Г. заявление поддержала, в обоснование приведя доводы, аналогичные изложенным в нем.

В судебном заседании представитель заявителей Захарова Л.И. заявление поддержала, в обоснование приведя доводы, аналогичные изложенным в нем.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица мэрии города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска Кузнецова Л.Ю. заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что Пряник Т.В. и Елисеева Ю.Г. обращались в мэрию в заявлением об отнесении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: г.Ульяновск, <адрес> принадлежащий им на праве общей долевой собственности к категории земель «земли населённых пунктов» и установлении данному земельному участку такого вида разрешённого использования как «под индивидуальное жилищное строительство» дважды. На заявление с входящим мэрии от ДД.ММ.ГГГГ заявителям КАиГ был направлен письменный ответ, в котором сообщалось об установлении границ муниципального образования «город Ульяновск» и границы населённого пункта «город Ульяновск» Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных образованиях ульяновской области» до принятия Генерального плана города Ульяновска и о повторе границ города Ульяновска Генеральным планом города Ульяновска, который был утверждён решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 (далее -Генеральный план города Ульяновска). В данном ответе также сообщалось, что земельный участок, принадлежащий Заявителям, входит в состав земель муниципального образования «город Ульяновск» и в соответствии с картой градостроительного зонирования территории города Ульяновска Правил землепользования и застройки города Ульяновска, утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 (далее - Правила землепользования и застройки), находится в коммунальной зоне коммунальных и складских объектов 4 и 5 классов вредности - ПК1 (исходящий КАиГ от 11.05.2011 №01-12/872). На заявление с входящим мэрии от 18.10.2011 №14978-4 заявителям КАиГ был направлен письменный ответ, содержащий разъяснения и сведения о том, в числе прочего, что согласно Генеральному плану города Ульяновска принадлежащий Заявителям земельный участок находится в границах муниципального образования «город Ульяновск» в пределах городской черты, в связи с чем подлежит отнесению к землям населённых пунктов, а также о том, что в соответствии с картой градостроительного зонирования территории города Ульяновска Правил землепользования и застройки (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 №69 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90 «Об утверждении правил землепользования и застройки в городе Ульяновске») находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж- 1, и для которой одним из основных видов разрешённого использования является такой вид разрешённого использования земельного участка, как «индивидуальные жилые дома» (исходящий КАиГ от 11.11.2011 №01-12/3183). Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, на который ссылаются заявители, в настоящее время утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42 и предусматривает следующее: сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Если в государственном кадастре недвижимости сведения об отнесении исходного земельного участка к определённой категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определённой категории земель вносятся в реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определённой категории земель; в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешённых видах использования земельного участка и указанием индивидуального обозначения соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешённого использования земельного участка. Сведения о видах разрешённого использования земельного участка в Реестр вносится на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 в пределах предоставленных полномочий был утвержден Генеральный план города Ульяновска, согласно которому земельный участок принадлежащий заявителям вошел в границы города Ульяновска. Сведения о границах муниципального образования «город Ульяновск» с соответствующими приложениями (решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 №83, координаты характерных точек границ с методикой их определения, текстовое описание границ и т.д.) в порядке информационного взаимодействия были направлены мэрией города Ульяновск с письмом от 15.06.2009 № 419701 в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (данный факт исследовался в ходе рассмотрения Арбитражным судом Ульяновской области дела №А72-9549/2010 и был установлен в решении по данному делу от 24.01.2011, стр.5). Таким образом, утверждённый в установленном порядке Генеральный план города Ульяновска является правовым актом - основанием для установления границ города и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте города, в земли населенных пунктов, а Правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования, в котором установлены для муниципального образования «город Ульяновск» территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Иных документов, являющихся основанием для изменения категории земельного участка в связи с вхождением земельного участка в границы населённого пункта, а также для установления территориальных зон и градостроительных регламентов закон не предусматривает. В этой связи, в силу утвержденного в установленном порядке Генерального плана города Ульяновска, земельный участок, принадлежащий заявителям, входит в границы муниципального образования «город Ульяновск» и дополнительного перевода данного участка из существующей категории в категорию «земли населенных пунктов» в соответствии с указанными выше нормами законодательства не требуется. Утверждение в установленном порядке предусмотренных ГК РФ документов, а именного Генерального плана города Ульяновска и Правил землепользования и застройки подтверждает необоснованность доводов заявителей о бездействии мэрии в невыдаче постановления об отнесении принадлежащего заявителям земельного участка к категории земель «земли населённых пунктов» и установлении вида разрешенного использования земельного участка - «под индивидуальное жилищное строительство».

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что вопросы признания незаконными действий мэрии города Ульяновска находятся вне компетенции Управления. Решение оставил на усмотрение суда.

Представители КУГИЗ мэрии города Ульяновска, ФБУ Кадастровой палаты по Ульяновской области в судебное заседание не явились, в представленных суду заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствии, решение принять на усмотрение суда.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решению, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, за заявителями признано в порядке наследования право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 30.

На основании решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ заявителям Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 73-АА , на земельный участок с кадастровым номером 73:24:030805:23.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, на обращение заявителей к Главе администрации г. Ульяновска с просьбой выдать постановление (акт) об отнесении земельного участка к категории земель – «земли населенных пунктов» и установить вид разрешенного использования земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство» дал ответ, в котором указывалось, что спорный земельный участок входит в состав земель муниципального образования «город Ульяновск» и расположен в зоне Ж-1 застройки индивидуальными жилыми домами, относящиеся к основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами., при этом перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их формы собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 в пределах предоставленных полномочий был утвержден Генеральный план города Ульяновска, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 30, вошел в границы города Ульяновска. Сведения о границах муниципального образования «город Ульяновск» с соответствующими приложениями (решение Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , координаты характерных точек границ с методикой их определения, текстовое описание границ и т.д.) в порядке информационного взаимодействия были направлены мэрией города Ульяновск с письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Утверждённый в установленном порядке Генеральный план города Ульяновска является правовым актом - основанием для установления границ города и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте города, в земли населенных пунктов, а Правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования, в котором установлены для муниципального образования «город Ульяновск» территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Иных документов, являющихся основанием для изменения категории земельного участка в связи с вхождением земельного участка в границы населённого пункта, а также для установления территориальных зон и градостроительных регламентов закон не предусматривает.

В силу требований Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» при установлении границ населенных пунктов и последующего кадастрового учета изменений обязанность по предоставлению соответствующего правового акта в орган кадастрового учета возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, что и было сделано мэрий города Ульяновска.

Закон не возлагает обязанность по предоставлению документа об изменении категории земельного участка в таких случаях на частное лицо - правообладателя земельного участка.

Таким образом, отказ мэрии города Ульяновска в рассмотрении заявления Пряник Т.В., Елисеевой Ю.Г. является законным.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Пряник Т.В., Елисеевой Ю.Г. о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять постановление (акт) об отнесении земельного участка к категории земли и виду разрешенного использования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение десяти дней.

Судья: Е.Н.Саенко