Гражданское дело № 2-44/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 января 2012 г. г. Ульяновск Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего федерального судьи Сергеевой О.Н. при секретаре Аюповой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафиной А.С. к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Ульяновский специальный (коррекционный) Детский дом для детей с ограниченными возможностями «Гнездышко», отделу образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Областному государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2», органам опеки и попечительства муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Правительству Ульяновской области о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, взыскании денежной компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л : Мустафина А.С. обратилась в суд с иском к Областному государственному детскому дому «Гнездышко» (далее по тексту – Детский дом «Гнездышко»), отделу образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Областному государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» (далее по тексту – ПУ-2), органам опеки и попечительства муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, указав, что она с 5 лет воспитывалась в детском доме, впоследствии проходила обучение в ПУ-2. За ней никогда никакого жилья не закреплялось, однако ее законные представители (администрация детского дома и ПУ-2) не поставили ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из-за бездействия ответчиков утратила право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью. Истица просит признать бездействие ее законных представителем Детского дома «Гнездышка», ПУ-2, органы опеки и попечительства МО «Старокулаткинский район» по непостановке ее в качестве нуждающейся в получении жилья незаконными, восстановить ее нарушенное право, обязав надлежащего ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с выдачей сертификата на приобретение жилья, взыскать пропорционально с ответчиков 10000 руб. в счет компенсации морального вреда, судебные расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб. и госпошлину <данные изъяты> руб. В судебном заседании истица свои требования уточнила, просила признать бездействие ее законных представителем Детского дома «Гнездышко», ПУ-2, органы опеки и попечительства МО «Старокулаткинский район» по непостановке ее в качестве нуждающейся в получении жилья незаконными, восстановить ее нарушенное право, обязав надлежащего ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с выдачей сертификата на приобретение жилья, взыскать пропорционально с ответчиков <данные изъяты> руб. в счет компенсации морального вреда, пояснив суду, что в настоящее время она никакого жилья не имеет, числится зарегистрированной в квартире <адрес> по <адрес> Новоспасского района Ульяновской области, однако никогда там не проживала, просто, чтобы трудоустроиться ее брат оформил ей регистрацию. В настоящее время брак расторгнут, у нее на иждивении двое несовершеннолетних детей ФИО17 года рождения, и ФИО18 года рождения, она живет у пожилой женщины в частном доме в г. Сызрани, осуществляя за ней уход. Представитель ответчика, Детского дома «Гнездышко», надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, в суд не явился. Ранее в судебном заседании иск в части постановки Мустафиной А.С. на учет в качестве нуждающейся в получении жилья признавала, в остальной части иска просила отказать. Представитель ответчика, ПУ-2, будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени слушания дела, в суд не явился. От представителя ответчика, отдела образования Муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение оставляют на усмотрение суда. От представителя ответчика отдела образования Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, также поступило заявление, в котором просит в иске отказать. Представитель ответчика, администрации города Ульяновска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От представителя ответчика, Правительства Ульяновской области, третьего лица Министерства финансов Ульяновской области имеется отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области, в иске просит отказать. От представителя третьего лица Министерства образования Ульяновской области также поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Министерства образования Ульяновской области. Представитель третьего лица финансового управления администрации города Ульяновска, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя управления. Суд с четом мнения истицы определил рассмотреть дело при данной явке. Заслушав пояснения истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лети, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.8 указанного выше Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По ст. 147 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.09.2008 г.) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи. В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади помещения, установленным Правительством Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона. Постановлением Правительства Ульяновской области № 1-П от 15.01.2008 г. утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Согласно п.п. 2, 3, 4 и 5 указанного выше Порядка право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области (далее – дети-сироты). Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья (далее – субсидия). Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее – сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи. Сертифик4ат является именным документом, подтверждающим право на обеспечении жилыми помещениями по месту жительства детей-сирот. В силу п.6 упомянутого выше Порядка для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее – органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области (далее – Министерство); копию паспорта; копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения; выпуску из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности. В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Мустафиной (до замужества Кадиковой) А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истицы по делу, являются ФИО1 и ФИО2. Исполнительный комитет Верхетерешанского сельского совета народных депутатов Старокулаткинского района Ульяновской области (решение от ДД.ММ.ГГГГ) ходатайствовал перед районной больницей о направлении новорожденного ребенка Кадикову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Дом ребенка для дальнейшего воспитания ввиду отсутствия элементарных материально-бытовых условий для содержания и воспитания новорожденного ребенка в семье ФИО1 и ФИО2. Решением Старокулаткинского народного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в областном детском доме «Гнездышко» (коррекционном) на основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом народного образования Ульяновского облисполкома. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мустафина А.С. проходила обучение в ПУ-2, где была зарегистрирована в общежитии на время учебы. Родственники истицы помогли ей оформить регистрацию в <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Как следует из справки по форме № 8 по указанному адресу зарегистрированы: наниматель ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, его жена ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ и сын ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ, иные лица по данному адресу не проживали, в похозяйственной книге не отражены. Как следует из представленных документов (ответов из администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» от ДД.ММ.ГГГГ2 г. №, из Детского Дома «Гнездышко» от сентября 2011 г. №, из ПУ-2 от ДД.ММ.ГГГГ №, из отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ за № отдела образования администрации муниципального образования «Новоспасский район»), истица закрепленного жилья на территории Ульяновской области не имеет. Из ответов УОГУП бюро технической инвентаризации и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Мустафина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объектов недвижимости в собственности не имеет. Брак между Мустафиной А.С. и ФИО11 решением мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Ульяновской области расторгнут. У истицы на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей: ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ истица работает в ОУ средняя общеобразовательная школа № г. Сызрани Самарской области дворником, а с ДД.ММ.ГГГГ уборщицей. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12, работавшая в должности заместителя директора Детского дома «Гнездышко», в тот период, когда истица находилась там, на воспитании, подтвердила тот факт, что все дети, воспитывающиеся в детском доме, выпуска 1997 г., включая и Кадикову (в настоящее время Мустафину) А.С., не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, почему так случилось она уже и не помнит. Проанализировав в собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что истица относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, является нуждающейся в жилом помещении. Также судом установлено, что органы опеки и попечительства, а также законные представители несовершеннолетней (Детский Дом «Гнездышко», где Мустафина А.С. воспитывала, ПУ-2, где она обучалась) не приняли мер по постановке истицы на учет, не разъяснили ей право на получение жилья как ребенку, оставшегося без попечения родителей, хотя такая обязанность возлагалась законом на указанные учреждения. Следовательно, бездействие указанных выше учреждений по непостановке истицы на учет в качестве нуждающейся в получении жилья следует признать незаконными. Исходя из положений Конституции Российской Федерации служащих, основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация признана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) обязывает подписавшее ее государство обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (п.2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п.1 статьи 27). Для реализации положений основного закона страны наиболее нуждающимся в социальной защите детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 8 которого установила право на обеспечение указанных выше детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, на внеочередное предоставление жилых помещений не ниже установленных социальных норм. Гарантируемая упомянутыми выше нормами действующего жилищного законодательства данным лицам социальная поддержка должна осуществляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа на одинаковых условиях, без каких-либо ограничений. При таких обстоятельствах, истица имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди, однако о данном праве ей было неизвестно и своевременно не разъяснено, поэтому, несмотря на то, что Мустафина А.С. в настоящее время уже старше 23 лет, суд считает, что истица имеет право на данную социальную гарантию. Надлежащим ответчиком по данному делу является администрация города Ульяновска как орган, уполномоченный на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числи на территории муниципального образования «Город Ульяновск», потому что истица в настоящее время, как установлено судом, постоянного места жительства не имеет, ранее воспитывалась и проходила обучение в городе Ульяновске. Поскольку право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем предоставления субсидии на приобретения жилья, удостоверяемым жилищным сертификатом, следовательно, требования Мустафиной А.С. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с выдаче сертификата на получение субсидии на приобретение жилья являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем требования истицы о взыскании денежной компенсации морального вреда за допущенное нарушение её жилищных прав (непостановка на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения) не подлежат удовлетворению, поскольку данный вид ответственности жилищным законодательством не предусмотрен. Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Мустафиной А.С. удовлетворить частично. Признать бездействие Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Ульяновский специальный (коррекционный) Детский дом для детей с ограниченными возможностями «Гнездышко», Областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» по непостановке Мустафиной (Кадиковой) А.С. на учет в качестве нуждающейся в получении жилья незаконным. Обязать администрацию города Ульяновска поставить Мустафину А.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с выдачей жилищного сертификата на получение субсидии на приобретение жилья вне очереди не ниже установленных социальных норм. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца. Судья: О.Н.Сергеева