о включении периода работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Гр.дело № 2-198/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2012г. г.Ульяновск

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе

федерального судьи Тихоновой О.П.

при секретаре Болмашновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотовой В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Золотова В.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Решением комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности время работы руководителем кружка «<данные изъяты>» Засвияжского Дома пионеров и школьников № г. Ульяновска (в настоящее время - МОУ ДОД «<данные изъяты>» г.Ульяновска ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Она с этим не согласна. Считает, что у нее имелся необходимый 25-летний стаж педагогической работы для назначения пенсии. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрена работа во Дворце детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, пионеров и школьников. В связи с введением новой ЕТС с ДД.ММ.ГГГГ должность руководителя кружка переименована в педагога дополнительного образования - Приказ Министерства образования РФ № 21 от 25.01.1993 г. Данная должность в списках предусмотрена. Работа в данном учреждении в указанной должности в соответствии с законами РФ засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Также не засчитан период по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. до принятия поправок в Кодекс законов о труде от ДД.ММ.ГГГГ, что ущемляет ее права. Просит: признать действия Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконными, признать право на получение пенсии по пп.10 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить ей в специальный педагогический стаж период работы в должности руководителя кружка «Вязание» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска (в настоящее время - МОУ ДОД «<данные изъяты> <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; засчитать период по уходу за ребенком, рожденным ДД.ММ.ГГГГ, в педагогический стаж.

В предварительном судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы в должности руководителя кружка «<данные изъяты> в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска ( в настоящее время - МОУ ДОД «<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав ответчика назначить ей такую пенсию.

В судебном заседании истица поддержала уточненные исковые требования, просит обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы в должности руководителя кружка «Вязание» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска (в настоящее время - МОУ ДОД «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав ответчика назначить ей такую пенсию.

В ходе судебного разбирательства истица поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также поясняла, что в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, она находилась в период ее работы руководителем кружка «Вязание» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска, отдельного требования о включении периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж она не предъявляет, поскольку этот период входит в оспариваемый период работы, который она просит включить в специальный стаж; других требований она не предъявляет, ей было отказано во включении в специальный стаж также периода работы учителем в средней школе № , в который она находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, требований о включении данного периода в специальный стаж она не предъявляет, поскольку это отпуск имел место после вступления в силу изменений в трудовое законодательство.

Представитель истицы в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ Каракозова Л.Ю. поддержала уточненные исковые требования и доводы истицы, а также пояснила, что должность руководитель кружков, занимаемая истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тождественна должности педагога дополнительного образования, и указанный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж.

Представитель ответчика по доверенности Мажов В.О. в судебном заседании иск не признал, считает, что оснований для включения истице оспариваемого периода в специальный стаж и досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не имеется.

Выслушав истицу и ее представителя в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Золотова В.Ф., истица по делу, обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по п/п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г. № на основании представленных документов и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ей было отказано в назначении пенсии. В решении указано, что специальный трудовой стаж Золотовой В.Ф.на дату обращения составляет 20 лет 6 месяцев 20 дней вместо требуемого 25 лет. В решении указаны периоды работы, засчитанные истице в специальный стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 25 дней)- учитель обслуживающего труда Кузоватовской школы-интерната Ульяновской области; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. ( 18 лет 6 мес. 25 дней)- учитель средней школы № г. Ульяновска ( МОУ «Средняя общеобразовательная школа ). В решении также указаны периоды, которые, по мнению комиссии, не могут быть засчитаны в специальный стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 мес.. 8 дней)- учитель средней школы № г. Ульяновска, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 5 мес. 10 дней) – руководитель кружка «Вязание» Засвияжского Дома пионеров и школьников № г. Ульяновска (в настоящее время - МОУ ДОД «<данные изъяты>), т.к. должность не предусмотрена Списками от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 г. № 1067; от 29.10.2002г. № 781;

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (с последующими изменениями) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ранее действовали Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.

Из трудовой книжки истицы следует, что в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала руководителем кружка «Вязание» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, имеют лица, работа которых протекала в должностях и учреждениях, предусмотренных списком. При этом наименование должностей и учреждений должно соответствовать списку.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.03.2004 г. № 81-0, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

По утверждению истицы, она в оспариваемый период по сути работала педагогом дополнительного образования, т.е. занималась педагогической деятельностью, подлежащей включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Однако доказательства этого истицей суду не представлены.

Должность «руководитель кружка» не предусмотрена ни Перечнем от 17.12.1959 г., ни Списком № 463 от 06.09.1991 г., ни Списком № 1067 от 22.09.1999 г., ни ныне действующим Списком № 781 от 29.10.2002 г.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшее в указанный период работы истицы в должности руководителя кружка «Вязание» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.

Доводы истицы об идентичности выполняемых ею функций в должности руководителя кружка функциям педагога дополнительного образования суд считает несостоятельными.

Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 г. № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а позднее – в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.ст.27 и 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которое не содержится в нормативных правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих. Должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранена и прежняя должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристкой группы)».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование истицы о включении в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода работы руководителем кружка «Вязания» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г. Ульяновска является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

То обстоятельство, что в указанный период истица также находилась в отпуске по уходу за ребенком, в данном случае не имеет значения, поскольку такой отпуск подлежит включению в специальный стаж только в том случае, если бы предоставлялся в период работы в должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности.

Таким образом, на момент обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истицы составлял менее 25 лет, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Следовательно, исковые требования Золотовой В.Ф. о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за назначением пенсии и обязании ответчика назначить ей указанную пенсию также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Золотовой В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес> о включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка «<данные изъяты>» в Засвияжском Доме пионеров и школьников № г.Ульяновска ( в настоящее время – МОУ ДОД «<данные изъяты>» г.Ульяновска, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, и обязании назначить такую пенсию - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд.

Федеральный судья О.П.Тихонова