о включении периодов работы в специальный стаж, зачете периодов работы в льготном исчислении, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости



Гр.дело № 2-688/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 г. г.Ульяновск

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе

федерального судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Фрониной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпеевой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, зачете периодов работы в льготном исчислении, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Карпеева Т.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, зачете периодов работы в льготном исчислении, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своих исковых требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В удовлетворении заявления о назначении пенсии было отказано, в специальный стаж ответчик не зачел ей периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком. С данным отказом не согласна. С учетом уточнений исковых требований просит включить в специальный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитать в льготном исчислении (1:1,6), обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истица на уточненных исковых требованиях настаивала, поддержала обстоятельства и факты, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствии, одновременно указал, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> Ульяновского областного онкологического диспансера (ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер) не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев торакальное отделение не предусмотрено. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования не признал, указав, что периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены в специальный стаж так как согласно разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5, в специальный стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ей было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который на дату обращения по мнению ответчика составляет <данные изъяты>, вместо требуемого 30 лет.

Из решения комиссии следует, что в специальный стаж Карпеевой Т.В. не засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были засчитаны в специальный стаж истца в календарном исчислении.

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Такое положение содержится в ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – закон о трудовых пенсиях).

Этим же законом регламентированы случаи назначения пенсии по старости ранее указанного возраста.

Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Таким образом, Закон определяет единственное условие, при достижении которого гражданин вправе претендовать на получение такой пенсии, - это наличие специального трудового стажа общей продолжительности не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Этим же Постановлением утверждены Правила (далее - Правила) исчисления периодов работы, дающей право на назначение таковой пенсии. В части не урегулированной этими Правилами следует применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Судом установлено, что Карпеева Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> Ульяновского областного онкологического диспансера, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой, справками выданными истцу работодателем, из которых также усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ

Должность и учреждение предусмотрены Списками от 06.09.1991г. № 464 и от 29.10.2002г. № 781.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

Согласно сведениям, представленным ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, Карпеева (Осипова) Т.В. работала в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> стационара. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> стационара, где работала по ДД.ММ.ГГГГ. Торакальное отделение относится к отделениям хирургического профиля стационара.

Таким образом, периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Ульяновского областного онкологического диспансера подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (1: 1,6).

При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и часть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж истца в календарном исчислении, часть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вовсе в специальный стаж Карпеевой Т.В. не засчитаны.

Исходя из характера спорных правоотношений, а также заявленных Карпеевой Т.В. требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд считает возможным рассмотреть вопрос о правомерности зачета периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

Поскольку заявлены требования о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, суд полагает необходимым проверить правомерность отказа во включении спорного периода в специальный стаж истца.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543 – 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Материалами дела установлено, что Карпеева Т.В. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы до 6 октября 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, начавшегося до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Карпеевой Т.В. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, в данном случае 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

Суд не находит оснований для удовлетворения требования о включении в специальный стаж истицы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время нахождения в отпуске по уходу за ребенком) по следующим основаниям.

Как указывалось выше, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» - 06.10.1992 г., с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсиина льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В ходе судебного разбирательства установлено, что отпуск по уходу за вторым ребенком Карпеевой Т.В., был предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался у матери после окончания действия названных нормативных актов, то данный период не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона РФ № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Такое обращение истца в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области было ДД.ММ.ГГГГ

С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, а также включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Ульяновского областного онкологического диспансера в льготном исчислении (1:1,6), суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Карпеевой Т.В. в части возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области обязанности по назначению истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на указанную дату такое право у истца имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпеевой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Карпеевой Т.В. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Ульяновского областного онкологического диспансера (ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Карпеевой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении исковых требований Карпеевой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд.

Федеральный судья Е.Н. Саенко