Дело № 2 – 921/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 мая 2012г. г. Ульяновск Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе: федерального судьи Саенко Е.Н., при секретаре Макаровой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Я+» о возложении обязанности снести забор, У С Т А Н О В И Л : Комитет по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Я+» (далее по тексту ООО « Я+») о возложении обязанности снести забор. В обоснование исковых требований указали, что ООО «Я+» является арендатором лесных участков по договору аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области для рекреационной деятельности. Предметом договора является лесной участок площадью 14 га в кв. 4 выделы 2, 3, 5, 6, 8 Красноярского участкового лесничества, Ульяновского лесничества МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. В ходе проверки, проведённой 24.02.2012 г. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, был выявлен цельнометаллический забор по периметру данного земельного участка, длинною 1,1 км., установленный ООО «Я+». По данному факту прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ. Актом фиксации признаков нарушения законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ № №, составленным государственным инспектором по охране природы Захаровым П.К., установлено, что при проведении рейдовой проверки по надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного участка площадью 14 га в кв. 4 выделы 2, 3, 5, 6, 8 Красноярского участкового лесничества, Ульяновского лесничества МО «Чердаклинский район» Ульяновской области установлен факт возведения по периметру данного лесного участка забора из металлического профиля длинною 1,1 км, установленный ООО «Я+». Площадь огороженного участка 14 га. Металлический профиль установлен с использованием металлической трубы, столбы забетонированы. Забор построен без соблюдения требований ст. 22 ФЗ РФ «О животном мире», в частности, не выполнены мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира, условий отдыха и пути их миграций, в заборе отсутствуют проходы, что создаёт препятствия на пути миграции животных. Имеются двое ворот с запирающимися устройствами с южной и северной стороны забора. Мероприятия по улучшению условий обитания зверей и птиц, по сохранению естественных условий и сооружению искусственных гнездовий и кормушек для животных на данном участке лесопользователем не проводились. Нормы Лесного кодекса РФ, ФЗ РФ «О животном мире» и приказа Министерства природных ресурсов РФ от 24 апреля 2007 г. № 108, которым были утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности не допускают возведение забора по периметру предоставленного под рекреационную деятельность лесного участка. Для восстановления естественных условий среды обитания и путей миграции объектов животного мира просят обязать ответчика снести забор, установленный по периметру лесного участка площадью 14 га в кв. 4 выделы 2, 3, 5, 6, 8 Красноярского участкового лесничества, Ульяновского лесничества МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Завьялов И.И., на исковых требованиях настаивал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика – директор ООО «Я+» Ильясов Р.Р. в судебном заседании иск не признал, в обоснование своих возражений указал, что 06 ноябри 2008 года ООО «Я+» по договору аренды лесного участка № № арендовал лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 4, выделы 2,3,5,6,8, общей площадью 14 га, для осуществления рекреационной деятельности. В 2009 году, в рамках действующего лесного законодательства, ОГУ «Гослесреестр» был разработан проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности ООО «Я+» на арендуемом лесном участке, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение в Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ года). Проектом освоения лесов предусмотрено выполнение ряда мероприятий со стороны арендатора по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению и соблюдению правил пожарной, санитарной безопасности в лесах. На основании раздела 4 указанного проекта освоения лесов в перечне проектируемых объектов предусмотрено возведение ограждения (забора) по периметру участка с устройством ворот, калиток, обеспечивающих проезд спецтранспорта и проход отдыхающих и доступ граждан к береговой черте. Руководствуясь проектом освоения лесов, ООО «Я+» был возведен забор, имеющий пять ворот, которые постоянно находятся в открытом состоянии, не нарушая и права граждан по доступу к береговой черте. Кроме того, имеется проход шириной 7-8 метров между моим забором и деревянным забором соседнего лесного участка для свободного прохождения людей к берегу Волги. На арендуемом лесном участке объекты животного мира и пути их миграции отсутствуют. На лесном участке встречаются только певчие птицы (мелкие воробьиные - зяблики, синицы, сороки, вороны), а животных, используемых в целях охоты, не отмечено, находящихся под охраной и занесенных в Красную книгу, нет. Для сохранения птиц ООО «Я+» на лесном участке были установлены скворечники, развешены переносные кормушки для мелких птиц в зимнее время (фото прилагается), таким образом, были проведены мероприятия по охране птиц, сохранению их естественной среды обитания. Из информационного письма Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что так как арендуемый лесной участок расположен в черте города, несмотря на то, что он находится на побережье Волги, в границах лесного участка не проходят пути миграции животных, на участке наблюдается постоянное пребывание людей, что само собой исключает вероятность миграции диких животных. При производстве по делу об административном правонарушении, старшим государственным инспектором по охране природы Галяутдиновым А.Х. не было проведено тщательное исследование вышеуказанных фактов и не добыто доказательств, подтверждающих нарушение со стороны ООО «Я+» требований статьи 8.33 КоАП РФ. Доступ к береговой черте для населения свободен, забор не является в этом никому препятствием. В основу искового заявления положены не нашедшие своего подтверждения доказательства - необъективная справка сотрудника Госэконадзора Захарова П. К., а также необоснованные постановления Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры от 05 марта 2012г. и постановление Госэконадзора от 21.03.2012 года. Просил в удовлетворении исковых требований Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области к ООО «Я+» о сносе забора по периметру лесного участка площадью 14 га отказать. Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что лесной участок, расположенный в Ульяновском лесничестве, площадью 14 га в Красноярском участковом лесничестве, квартал 4, выделы 2, 3, 5, 6, 8, является собственностью Российской Федерации и передан на основании проведённого аукциона в аренду ООО «Я+» по договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Аукцион по продаже права на заключение договоров аренды указанного лесного участка был проведен на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. Извещение о проведении данного аукциона было размещено в газете «Ульяновская правда» от 05.09.2008 № 72 и на официальном сайте Минприроды Ульяновской области. Была подана только одна заявка, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся, и в соответствии с ч. 8 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации договор был заключен с единственным участником аукциона 06.11.2008. Извещение о результатах аукциона было размещено в газете «Ульяновская правда» от 07.11.2008 № 91 и на официальном сайте. Пользователи указанных лесных участков добросовестно исполняют свои обязанности арендаторов. Своевременно оплачиваются арендные платежи. Арендная плата по договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ составляет 914380 рублей в год, в том числе в областной бюджет - 457190 рублей в год. В соответствии с требованиями лесного законодательства, 02.06.2009 ответчиком по договору аренды лесного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства предоставлен на государственную экспертизу проект освоения лесов. Положительное заключение экспертизы выдано 24.06.2009. Все мероприятия, производимые на территории лесных участков, в настоящее время производятся арендаторами в соответствии с представленными проектами освоения лесов и лесными декларациями, о чём свидетельствуют результаты проверки, проведённой Министерством совместно с Отделом Минприроды в Ульяновском лесничестве 21.01.2011, а также проверки, проведённой Отделом Минприроды в Ульяновском лесничестве от 16.11.2010. Забор на указанной территории был возведён в 2010 году. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Ульяновского лесничества указанные лесные участки отнесены к лесопарковой зоне. В силу части 4 статьи 105 Лесного кодекса Российской федерации в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях. Доступ граждан на территорию лесного участка не ограничен, исторически сложившиеся пути к берегу реки Волга сохранены. Таким образом, возведение арендатором забора не явилось нарушением норм законодательства Российской Федерации. В связи с изложенным, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приход к следующему. Сторонам при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснялась ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. 22 ФЗ РФ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Данные положения нашли свое отражение и в Правилах использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62). Судом установлено, что ООО «Я+» на основании договора аренды № № от 06.11.2008 заключенного с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, является арендатором земельного участка площадью 14 га в кв. 4 выделы 2, 3, 5, 6, 8 Красноярского участкового лесничества, Ульяновского лесничества МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. Данный участок был обществу предоставлен для осуществления рекреационной деятельности (деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность установления ограничения прав на землю при наличие особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Из лесохозяйственного регламента Ульяновского лесничества Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (в редакции 2010г.) усматривается, что Красноярское лесничество с 1го по 20 квартал относится к лесопарковой зоне. В 2009 году ОГУ «Гослесреестр» был разработан проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности ООО «Я+» на арендуемом лесном участке в Ульяновском лесничестве Министерства лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области. Данный проект предусматривает выполнение ООО «Я+» ряда мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению и соблюдению правил пожарной, санитарной безопасности. Так, разделом IV проекта (таблица 21) в перечне проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры предусмотрено возведение ограждения (забора) по периметру участка протяженностью 1, 1 км. с устройством ворот, калиток, обеспечивающих проезд спецтранспорта, проход отдыхающих, и доступ граждан к береговой черте. Проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности ООО «Я+» на арендуемом лесном участке в Ульяновском лесничестве Министерства лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ года в Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Срок действия заключения государственной экспертизы проекта – 10 лет. В ходе проверки 24.02.2012 г. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой был выявлен цельнометаллический забор по периметру вышеназванного земельного участка, длинною 1,1 км., установленный ООО «Я+». Данный забор, по мнению истца, является препятствием на пути миграции животных, в связи с чем ответчиком нарушены положения действующего природоохранного законодательства Российской Федерации. К понятию «миграция животных» законодатель относит периодическое или непериодическое, горизонтальное или вертикальное перемещение животных за индивидуальный (семейный) участок обитания данной особи или их групп в сезон, год, ряд лет, с возвратом или без к исходным местам обитания, в отдаленных или близких направлениях, в связи с циклом развития (размножения, зимовка и т.п.). Из проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности ООО «Я+» на арендуемом лесном участке в Ульяновском лесничестве Министерства лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области (раздел VIII) усматривается, что фауна наземных позвоночных на данном участке не богата. Это определяется в первую очередь антропогенной нагрузкой. Из млекопитающих заметны мышевидные грызуны, насекомоядные (ежи, землеройки). Из пресмыкающихся – ужи, ящерицы, в вечернее время можно увидеть земноводных – жаб, лягушек. Чаще других представителей фауны встречаются птицы. Это мелкие воробьиные (зяблики, синицы, горихвостки, трясогузки), врановые (вороны, сороки). Слышны голоса кукушки, стук дятла. Животных, используемых в целях охоты, не отмечено, находящихся под охраной и занесенных в Красную книгу нет. Указанные сведения объективно подтверждаются пояснениями допрошенного в качестве специалиста начальника отдела охраны и исследования объектов животного мира Министерства лесного хозяйства природопользования и экологии Ульяновской области Бобкова С.Ю., а также письмом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 28.03.2012г., из которого усматривается, что предоставленный в аренду ООО «Я+» земельный участок находится на урбанизированной территории, подвергаемой сильному антропогенному воздействию. Поэтому состав фауны отличается крайней бедностью и представлен представителями мелких млекопитающих, воробьиных птиц, пресмыкающихся и земноводных. Данный участок не входит в ареалы обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и заходы их на данную территорию носят случайный характер. По данным отдела охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания путей миграции диких животных на территории Чердаклинского района Ульяновской области не зафиксировано. Также из представленного письма председателя правления Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов от 11.05.2012г., следует, что угодья Чердаклинского охотничьего хозяйства непосредственно не примыкают к кварталу 4 Красноярского лесничества. Но при существовании определенной популяции диких охотничьих животных возможны их спорадические заходы на указанную территорию. Данные обстоятельства не опровергаются показаниями допрошенного по ходатайству стороны истца в качестве свидетеля государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Захарова П.К. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что доказательств наличия путей миграции диких животных на территории арендуемого ООО «Я+» земельного участка стороной истца суду не предоставлено. По смыслу ст. 35 ФЗ РФ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сам процесс строительства должен отвечать требованиям безопасности и, прежде всего, должен гарантировать непричинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни и здоровью животных и растений. В этих целях до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов. В названном проекте освоения лесов предусмотрено не только создание объектов, связанных с рекреационной деятельностью, но и объем рубок лесных насаждений. В связи с чем, проведение предусмотренных проектом работ, при отсутствии ограждения, может нанести вред в том числе и окружающей среде. При таких обстоятельствах, учитывая, что возведенный забор соответствует размеру и требованиям, установленным проектом освоения лесов, отсутствия доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличие путей миграции диких животных на территории арендуемого ООО «Я+» земельного участка, исковые требования Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области удовлетворению не подлежат. С учетом собранных по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Я+» о возложении обязанности снести забор оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Федеральный судья: Е.Н. Саенко