о возложении обязанности по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома



По гр. делу № 2-1010/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2012 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Дементьева А.Г.

при секретаре Петровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгуровой Л.И. к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Кунгурова Л.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности по ремонту многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно произвести замену системы центрального отопления; замену системы холодного водоснабжения; ремонт фасада дома с ремонтом межпанельных швов.

Требования обоснованы тем, что истица на праве собственности владеет квартирой , расположенной в доме <адрес>. Право собственности возникло в результате приватизации. Указанный дом был построен в 1971 году. До 2001 года дом находился на балансе Автозавода, в сентябре 2001 года дом был передан в ведение администрации города Ульяновска. В сентябре 2009 года был произведен ремонт крыши дома. В период с октября 2010 года по декабрь 2010 года были заменены системы горячего водоснабжения и водоотведения, в марте 2011 года заменена система электроснабжения с заменой распределительного шкафа, осветительных щитков и всей осветительной арматуры. В настоящее время капитального ремонта требует система центрального отопления, включая замену труб в подвале, стояков и батарей в квартирах, система холодного водоснабжения, а также капитальный ремонт фасада дома с ремонтом межпанельных швов. Жильцы дома в разное время неоднократно направляли в различные инстанции жалобы на неудовлетворительные условия проживания, невозможностью получения качественных коммунальных услуг, ставили вопросы о проведении в доме капитального ремонта, однако все жалобы оставлены без удовлетворения. Свои обязанности по оплате коммунальных услуг истица исполняет своевременно и в полном объеме. Жилой дом 26 <адрес> находится в муниципальной собственности. Однако ни Администрация города Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности Администрации г.Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма наймодатель (Администрация г.Ульяновска) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений. Обязательства по капитальному ремонту дома возникли еще до 01 марта 2005 года, до настоящего момента они не исполнены, а в соответствии с гражданским законодательством обязательства должны исполняться надлежащим образом.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещением данного вида санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений. При этом содержание общего имущества, согласно п. 11 данных Правил включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт.

На основании статьи 210 ГК РФ муниципальное образование «город Ульяновск» несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствиями с положениями ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В судебном заседании истец Кунгурова Л.И. исковые требования поддержала. Суду она дала объяснения, изложив доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Радченко С.А., представляя по доверенности интересы третьего лица ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», в судебном заседании поддержал исковые требования. Суду пояснил, что дом <адрес> находится в управлении ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» с ДД.ММ.ГГГГ, до указанной даты управление данным домом осуществляло <данные изъяты>

Ответчик – Администрация города Ульяновска о месте и времени судебного разбирательства извещена, ее представитель в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве сообщил, что Администрация города Ульяновска исковые требования не признает по следующим основаниям. Администрация города Ульяновска в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия администрации города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», администрация города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают.

Собственники помещений многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные ЖК РФ, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление домом осуществляет ООО «Жилищно-эксплуатационная компания». Данная управляющая компания обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 30, 39 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя содержании расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

Иск Кунгуровой Л.И. к Администрации города Ульяновска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцам требованиям.

Судом установлено, что истец на праве собственности владеет квартирой , расположенной в указанной многоквартирной доме <адрес>. Право собственности у нее возникло в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности прошло государственную регистрацию, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление данным многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет третье лицо – ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», что подтверждается копией договора управления домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

     Ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного положения ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Согласно п. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то есть до 01 марта 2005 года.

По ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 32, от 27.06.2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред.27.06.2003 г.).

Из материалов дела усматривается, что необходимость указанных работ капитального характера возникла ранее, до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, а установленные сроки эксплуатации истекли.

Однако ни Администрация города Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась.

Как следует из искового заявления, объяснений истца, представителя ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», ремонт системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, а также ремонт фасада дома – ремонт межпанельных швов не производился, несмотря на то, что ранее жильцы несли расходы на капитальный ремонт.

Указанные истцом виды ремонтных работ, учитывая вид, объем, относятся согласно примерному Перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда – Приложению № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170. В частности имеет место нарушение герметичности межпанельных швов на фасаде здания (более 60%), что следует из акта осмотра дома, произведено 23 апреля 2012 года в соответствии с определением суда.

Сторона ответчика не предоставила суду доказательств обратного. Это также было отражено в частности в акте осмотра данного дома от 23 апреля 2012 года.

При таких обстоятельствах правомерным будет возложение обязанности по производству указанных работ капитального характера на ответчика – Администрацию города Ульяновска.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кунгуровой Л.И. к Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес>, а именно: замену системы центрального отопления - по всему дому; замену системы холодного водоснабжения - по всему дома; ремонт межпанельных швов - по всему фасаду дома.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: А.Г. Дементьев.