о признании права собственности на домовладение



Гражданское дело № 2-1987/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2012 г. г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Анципович Т.В.

при секретаре Самойловой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондар Е.С. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании права собственности на домовладение,

У С Т А Н О В И Л:

Бондар Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании права собственности на домовладение. В обоснование иска указав, что она купила по договору купли-продажи от 29.11.2001 года, удостоверенным нотариусом города Ульяновска Гришиной Е.Г., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом ей продали Кузнецова Л.И., зарегистрированная по адресу: <адрес> и ФИО20., зарегистрированная по адресу: <адрес> по 3/6 доли каждая за 103 407 руб. В марте 2012 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области за регистрацией права собственности на купленный ей дом, так как выяснилось, что в 2001 году надо было обязательно сдавать документы на регистрацию в департамент, а поскольку она этого не сделала, то договор купли-продажи хоть и заверенный нотариусом не имеет юридической силы, т.е. недействителен. Все эти годы она исправно оплачивала счета за потребляемую электроэнергию в доме. В 2003 году заключила договор с водоканалом и так же исправно оплачивала услуги водоканала. На момент составления договора купли-продажи все документы, необходимые для сделки были предоставлены обоими сторонами в полном объеме. На сегодняшний день этих документов недостаточно, и необходимо присутствие всех участников сделки, а это невозможно, так как участников сделки не представляется возможным найти. Она уже 10 лет владеет своим имуществом честно и открыто. Истец просит признать за ним право собственности на домовладение <адрес>.

В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Управление Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором исковые требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Кузнецова Л.И. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик ФИО20. умерла, что подтверждается сведениями адресного бюро от ДД.ММ.ГГГГ г.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и на основании исследованных доказательств.

Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома, удостоверенного 1-й Ульяновской государственной нотариальной конторой от 03.06.1952 г. и справки Ульяновского хозрасчетного межрайонного БТИ управления жилищно-коммунального хозяйства Ульяновского облисполкома от 12.06.1990 г. за № , жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО22

Согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО22 завещал дом, находящийся по адресу: г. <адрес> ФИО24.

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 14.09.1990 г. усматривается, что после смерти ФИО24. собственниками спорного домовладения стали в равных долях Кузнецова Л.И., ФИО26., ФИО27.

После смерти ФИО27. собственником 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> стала Кузнецова Л.И., ФИО26., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г.

По состоянию на 01.12.1998 г., недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> по праву собственности в реестрах ОГУП БТИ было зарегистрировано за: Кузнецовой Л.И., 2/6 доли на основании Свидетельства о праве на наследство № от <адрес> г., государственной нотариальной конторы Журавихиной З.С. и 1/6 доли на основании Свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ г. выданного государственным нотариусом 1-й Ульяновской государственной нотариальной конторы Волковой С.А., о чем сделана запись в реестровую книгу <данные изъяты> ; ФИО26, 2/6 доли на основании Свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ г. выданного государственным нотариусом 3-й Ульяновской государственной нотариальной конторы Журавихиной З.С. и 1/6 доли на основании Свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ г. выданного государственным нотариусом 1-й Ульяновской государственной нотариальной конторы Волковой С.А., о чем сделана запись в реестровую книгу <данные изъяты>

После смерти ФИО26. собственником 3/6 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес> стала ФИО20., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г.

Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> его сособственниками по 3/ 6 долям за каждым являлись Кузнецова Л.И. и ФИО20.

Из материалов дела усматривается, что 29.11.2001 г. Бондар Е.С., истица по делу, приобрела по договору купли-продажи, удостоверенного нотариусом города Ульяновска Гришиной Е.Г. у Кузнецовой Л.И. ( 3/6 доли), ФИО20. ( 3/6 доли) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за 103 407 рублей.

Также 29.11.2001 г. между Кузнецовой Л.И., ФИО20 и Бондар Е.С. был оформлен передаточный акт, которым подтверждается исполнение договора купли-продажи и передачу от продавцов покупателю ключей, документов, расчетной книжки на дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Данный договор не был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.

При обращении истицы в марте 2012 г. в Управление Росреестра по Ульяновской области по вопросу регистрации права собственности на купленный дом, в такой регистрации было отказано.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Ст. 218 ГК РФ предусматривает основания приобретения права собственности. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Статья 550 ГК РФ предусматривает письменную форму договор продажи недвижимости заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

В силу ст. 558 ГК РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии с п.1 ст. 17 ФЗ № 122 « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. вступившее в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По мнению суда факт исполнения истцом Бондар Е.С. как покупателем обязанности по оплате спорного дома подтверждается содержанием договора купли-продажи, отсутствием каких-либо претензий по данному вопросу со стороны продавцов. Что касается исполнения продавцами обязанности по передаче последнего истцу, то данное обстоятельство подтверждается самим фактом владения домом более 10 лет, передаточным актом.

Отсутствие регистрации оспариваемого договора само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного суд считает возможным исковые требования удовлетворить, признать за Бондар Е.С. право собственности на жилой дом.

Поскольку по состоянию на 30.07.2012 г. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи о праве общей долевой собственности ФИО20. ( 3/6 долей в праве) на жилой дома, расположенный по адресу: <адрес>, то право собственности ФИО20. на спорный объект недвижимости следует прекратить.

Суд, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать за Бондар Е.С. право собственности на домовладение <адрес>

Прекратить право общей долевой собственности ФИО20 ( 3/6 доля в праве) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца.

Судья: Т.В. Анципович