о признании права собственности в порядке наследования



По гр. делу № 2-489/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 года г. Ульяновск

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.

при секретаре Алиевой О.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купцовой А.А., Купцова А.И. к Инспекции федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Купцовы А.А., А.И. обратились в суд с иском к Инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании права общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования. В обосновании иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ года умер ФИО1, который являлся отцом Купцову А.И. и супругом Купцовой А.А. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Купцов А.И. является наследником по завещанию, а Купцова А.А. является наследником по закону, так как имеет обязательную долю в наследстве. После смерти наследодателя они не обращались в шестимесячный срок к нотариусу, однако фактически приняли наследство, поскольку зарегистрированы и пользуются вышеуказанным имуществом, оплачивают коммунальные платежи, налоги. Просят суд признать право общей долевой собственности за Купцовой А.А. на 5/6 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а за Купцовым А.И. на 1/6 долю указанного дома.

Впоследствии уточнили исковые требования, просили признать право общей долевой собственности за Купцовой А.А. на 5/6 долей жилого дома (лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, а за Купцовым А.И. на 1/6 долю указанного дома, а также право собственности на самовольно возведенные постройки лит. А4,а2,Г9, сохранить в переустроенном состоянии лит. А3, в соответствии с кадастровым паспортом по состоянию на 11 ноября 2009 года.

В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии, о чем имеется заявление.

В судебном заседании представители истцов на уточненных исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в иске, поддержали. Суду пояснили, что после смерти ФИО1 истцы фактически приняли наследство, так как продолжали проживать в доме. ФИО1 состоял в браке с Купцовой А.А., от брака у них было двое детей: сын Купцов А.И. и ФИО4, который умер около 30 лет назад. В 1958 году ФИО2 был выделен в бессрочное пользование земельный участок под строительство дома, что подтверждается договором. В настоящее время имеются самовольные постройки лит. <данные изъяты> и переоборудовано помещение лит. <данные изъяты>. Самовольные постройки были произведены при жизни прежнего собственника дома-наследодателя. Кроме вышеуказанного домовладения другого наследства нет, денежных средств на вкладах в банках нет.

Представитель ответчика Инспекции ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Купцов Н.В., привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителей истцов, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям и на основании представленных сторонами и исследованных судом доказательств.

В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Свобода завещания ограничена правилами об обязательной доле в наследстве.

Статьей 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен круг лиц, которые не могут быть полностью лишены завещателем права на наследство и призыва­ются к наследованию независимо от содержания завещания (обязатель­ные наследники).

Перечень обязательных наследников, указанных в этой статье, яв­ляется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К ним относятся: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные); нетрудоспособные супруг и родители (усыновители) наследода­теля; нетрудоспособные иждивенцы, подлежащие призванию к насле­дованию на основании п. 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ: а) граждане, относящиеся к наследникам по закону всех установ­ленных семи очередей, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении независимо от того, проживали они совместно с на­следодателем или нет; б) граждане, которые не входят в круг наследников по закону, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и прожива­ли совместно с ним. К нетрудоспособным относятся женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет (нетрудоспособные по возрасту), а также инвалиды I, II, III групп (нетрудоспособные по состоянию здоровья) независимо от того, назначена этим лицам пенсия по старости или по инвалидности.

Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется в пер­вую очередь из оставшейся незавещанной части наследственного иму­щества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана.

В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основа­нию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа.

Если осуществление права на обязательную долю в наследстве по­влечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную до­лю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завеща­нию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и т.п.) или использовал в качестве основного источни­ка получения средств к существованию (орудия труда, творческая мас­терская и т.п.), суд может с учетом имущественного положения наслед­ников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обя­зательной доли или отказать в ее присуждении.

При определении круга наследников, имеющих право на получе­ние обязательной доли в наследстве, а также правил ее исчисления, не­обходимо учитывать, что право на обязательную долю не может быть поставлено в зави­симость от согласия других наследников на ее получение, так как закон не предусматривает необходимости их согласия.

Ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации не связывает возникновение права на обязатель­ную долю в наследстве у перечисленных в этой норме лиц с совмест­ным проживанием с наследодателем, за исключением призвания к на­следованию в качестве обязательных наследников нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, названных в п. 2 ст. 1148 ГК РФ.

При определении размера обязательной доли в наследстве следу­ет принимать во внимание всех наследников по закону, которые были бы призваны к наследованию (в том числе наследников по праву пред­ставления на долю их родителей, которые являлись бы наследниками по закону, но умерли до дня открытия наследства), и исходить из стоимо­сти всего наследственного имущества (как завещанной, так и незаве­щанной частей), включая предметы обычной домашней обстановки и обихода. Поэтому при определении размера выделяемой истцу обяза­тельной доли в наследстве необходимо учитывать стоимость имущест­ва, полученного им в порядке наследования по закону (или по другому завещанию этого же наследодателя), в том числе и стоимость имущест­ва, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода.

Обязательная доля в наследстве определяется в размере не менее ? от той, которая причиталась бы наследнику, имеющему право на нее, при наследовании по закону, и выделяется этому наследнику в случаях, когда он не указан в завещании либо ему завещана часть наследства ме­нее обязательной доли.

Судом установлено, что истцы являются наследниками первой очереди после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Купцова А.А. является супругой, а Купцов А.И. – сыном ФИО1

Согласно завещанию от 18 мая 2005 года ФИО1 завещал Купцову А.И. все свое имущество, которое ко дню смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Купцова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на обязательную долю в наследстве после смерти своего супруга ФИО1, поскольку ко дню его смерти была нетрудоспособной по возрасту, а также являлась инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ 013 № от 26 ноября 2002 года (инвалидность установлена бессрочно), пенсионным удостоверением № (пенсия назначена с 04 августа 1976 года).

После смерти ФИО1 открылось наследство в виде жилого дома с принадлежностями и хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами инвентарного дела УОГУП БТИ на домовладение 37/24 по <адрес> в <адрес>.

По сообщению от 16 февраля 2010 года временно исполняющего обязанности нотариуса ФИО3 наследственное дело после смерти ФИО1 в производстве не имеется.

В силу ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст.1113, части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Для приобретения наследства наследник должен его принять…; принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства или заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что истцы фактически приняли наследство после смерти собственника спорного дома – ФИО1, поскольку были зарегистрированы и проживали в спорном доме, в том числе после смерти наследодателя, а, следовательно, в соответствии с ч.2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации приняли все принадлежащее наследодателю имущество, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент смерти наследодателя самовольно произведена перепланировка жилого дома и возведены постройки (лит. А4,а2,Г9), правоустанавливающие документы на которые не были оформлены в установленном порядке. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом на домовладение № по <адрес>, составленным УОГУП бюро технической инвентаризации по состоянию на 11 ноября 2009 года.

Истцы просят сохранить самовольно возведенные постройками и признать за ними право собственности на них. Как следует из пояснений истца и материалов дела, самовольные постройки были произведены при жизни прежнего собственника дома-наследодателя.

Согласно ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с ч.3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. …Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Под строительство дома ФИО1 был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., после завершения строительства дом был принят в эксплуатацию. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами, в том числе договором № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, актом от 12 декабря 1959 года о принятии дома и разрешении дальнейшей эксплуатации.

Данные обстоятельства подтверждаются также инвентарным делом на домовладения <адрес> Городского бюро технической инвентаризации.

По делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза и из заключения эксперта Ульяновской лаборатории судебной экспертизы № 243/03-2 от 15 марта 2011 года следует, что расположенные при домовладении <адрес>: пристройка лит. «А4», строение лит. «а2», сооружение (навес) лит. «Г9» - соответствуют требованиям СНиП и другой строительной, нормативно-технической литературе. Работы, произведенные в домостроении, при указанном выше домовладении, не ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций дома, ухудшению сохранности и внешнего вида строения, нарушению противопожарных требований – перепланировка и переустройства, выполнены в соответствии с нормативными требованиями.

Таким образом, самовольные постройки при домовладении № по <адрес> находятся на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке, и, как следует из материалов дела, в целом соответствует СНиП и другим требованиям, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истцов о признании за ними права собственности на указанные самовольные постройки подлежат удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства уставлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоял в браке с Купцовой А.А., от брака имели двух сыновей Купцова А.И. (истец) и ФИО4, который умер в 1970-х г.г.

На основании изложенного, суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению частично. При этом суд исходит из того, что доля в спорном домовладении Купцовой А.А. (как супруги наследодателя и обязательная доля) составит 7/12 долей (1/2+(1/6:2)=7/12), а Купцова А.И. (как наследника по завещанию) – 5/12 долей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Купцовой А.А., Купцова А.И. удовлетворить частично.

Сохранить самовольно возведенные постройки в домовладении по адресу: <адрес> литеры <данные изъяты>, согласно данным кадастрового паспорта, составленного УОГУП бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Купцовой А.А. право общей долевой собственности на 7/12 долей жилого дома с принадлежностями и хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес> после смерти Купцова И.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Купцовым А.И. право общей долевой собственности на 5/12 долей жилого дома с принадлежностями и хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес> после смерти Купцова И.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Иванова С.Ю.