РЕШЕНИЕ г. Ульяновск 9 августа 2012г. Суд Засвияжского района г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Бессчётновой Е.Б., при секретаре Базыкиной А.А., с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьева А.Г., представителей Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области ФИО3 и ФИО14 рассмотрев в судебном заседании протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Бесараба В.А. на Решение Главного государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, а также на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО17 в отношении: Генерального директора ОАО «<данные изъяты> Марюткина А.Н., <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО17 было вынесено постановление о признании Генерального директора ОАО <данные изъяты> Марюткина А.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 10000рублей. Правонарушение, допущенное Марюткиным А.Н. выразилось в том, что он как должностное лицо – Генеральный директор <данные изъяты>, нарушил требования ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а именно допустил отсутствие профессиональной подготовки работников ОАО <данные изъяты>» на право работы с отходами 1-4 класса опасности. На данное постановление заместителем Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором был принесен протест с требованиями отменить постановление в связи с отсутствием в действиях Марюткина состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ. Однако, решением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Ульяновской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ протест заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора оставлен без удовлетворения. Не согласившись с принятым решением, Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор подал в суд Засвияжского района г. Ульяновска протест в котором просит Решение Главного государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО17 в отношении Генерального директора ОАО <данные изъяты> Марюткина А.Н., отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Генеральный директор ОАО <данные изъяты> Марюткин А.Н. был необоснованно и незаконно признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. В постановлении о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколе об административном правонарушении № от В решении Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в обосновании данного вывода указано, что повышение квалификации и профессиональная подготовка по сути являются разными видами образования, при этом разница заключается в том, что профессиональная подготовка применяется в отношении лиц, не обладавших ранее навыками и знаниями в обучаемой сфере деятельности и применяются к вновь принимаемым и допускаемым к работе сотрудникам. Повышение квалификации допускается в отношении лиц, уже обладающих навыками и умениями в конкретной сфере деятельности с целью совершенствования имеющихся знаний, получения современных навыков и умений. В подтверждение данного вывода приводятся ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ. Однако, какое же обучение и свидетельство при повторной подготовке должны иметь лица, ранее уже прошедшие её, если профессиональная подготовка применяется только в отношении лиц, не обладавших ранее навыками и знаниями в обучаемой сфере деятельности и применяются к вновь принимаемым и допускаемым к работе сотрудникам, в решении не раскрывается. Между тем данный вывод является ошибочными, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права В связи с возникающими вопросами Минобрнауки РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ин/13 «О лицензировании программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) лиц на право работы с опасными отходами» дало официальное разъяснение, и указало, что лицензированию в обязательном порядке подлежит образовательная деятельность в сфере дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) образовательных учреждений высшего, среднего, начального, дополнительного профессионального образования и организаций, имеющих намерение реализовывать программы профессиональной подготовки (повышения квалификации) лиц на право работы с опасными отходами. При лицензировании в состав экспертной комиссии рекомендуется включать специалистов МПР России или его территориальных органов. Обучение должно осуществляться по "Примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами", утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами". Вопросы дополнительного профессионального образования определены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов". В соответствии с положениями, закрепленными в ст.1, 2, 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 610 целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Из изложенного следует, что профессиональная подготовка (повышение квалификации) лиц на право работы с опасными отходами (отходами 1-4 класса опасности) осуществляется образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в виде повышения квалификации по соответствующей программе. Кроме того, на момент выдачи <данные изъяты> в 2007 г. Свидетельств о прохождении обучения и повышении квалификации по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», на имя работников ФИО9 №, ФИО10 №, ФИО7 №, ФИО12 №, полномочия по организации и контролю подготовки и аттестацию специалистов в области обеспечения экологической безопасности осуществлялись Ростехнадзором в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, до передачи их Росприроднадзору, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Позиция Ростехнадзора по данному вопросу была изложена в письме Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N АФ-43/3838 "О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности", где в п. 2 указывается, что программы подготовки в области обеспечения экологической безопасности согласовываются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. При разработке и согласовании данных программ необходимо руководствоваться: требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления", "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами", предусматривающими, в том числе, при успешном завершении квалификационных испытаний выдачу соискателю удостоверения свидетельства о повышении квалификации государственного образца. Имеющиеся у работников ОАО «<данные изъяты> свидетельства о повышении квалификации по программе обучения «Профессиональная подготовка лиц на После передачи полномочий Росприроднадзору в данной сфере, каких-либо ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, Росприроднадзором издано не было, а ссылка в Решении на ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ является несостоятельной. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Ведомственными правовыми актами Росприроднадзора не установлены требования к форме свидетельства (сертификата) на право работы с отходами I - IV класса опасности. В связи с отсутствием такого регламента требования инспектора Росприроднадзора конкретной формы свидетельства, содержит признаки коррупциогенности и нарушает принцип равенства перед законом, провозглашенный ст. 1.4 КоАП РФ. Основным процессуальным документом по делу об административном правонарушении, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении, является протокол. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Однако ни в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ни в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ не вменялось в вину генеральному директору ОАО <данные изъяты> Марюткину А.Н. отсутствие у работника ФИО8 профессиональной подготовки, указанное в решении. Другие работники ОАО <данные изъяты> ФИО9, ФИО10, ФИО7, ФИО12 имели свидетельства о повышении квалификации по программе обучения «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», являющиеся государственными документами, подтверждающими прохождение обучения и повышение квалификации в <данные изъяты>. Программа обучения «Профессиональная подготовка лиц на право работы с «опасными отходами» и основные дисциплины соответствуют требованиям ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые при этом не предъявляет каких-либо дополнительных требований к форме и наименованию документа о профессиональной подготовке, на право работы с отходами I-IV класса опасности. Поскольку достаточно иметь в подтверждение свидетельство или сертификат о профессиональной подготовке по соответствующей программе оснований для привлечения Марюткина А.Н. по ст. 8.2 КоАП РФ не имелось. Кроме того, рассматривая дело об административном правонарушении в отношении Марюткина А.Н., уполномоченное должностное лицо не обсудило вопрос наличия признаков малозначительности при вынесении постановления, также как и имущественного положения привлекаемого к ответственности лица, не рассматривался. В связи с этим постановление о привлечении к административной ответственности Марюткина А.Н. подлежит отмене, так как вынесено с нарушением действующего административного законодательства. В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьев А.Г. протест поддержал в полном объеме. Представители Росприроднадзора ФИО3 и ФИО14 с протестом не согласились, указав, что вынесенные постановления и решение являются законным и обоснованными. В подтверждение своей позиции ими указано: Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности: «Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации». Таким образом, лица, осуществляющие работу с отходами производства и потребления, должны быть профессионально подготовлены к работе с отходами I-IV класса опасности и допущены к ней. Работа по реализации профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности состоит из повышения квалификации, курсовой подготовки по практическому закреплению знаний и навыков в области обеспечения экологической безопасности на специализированной учебно-практической базе (стажировки) и профессиональной подготовки работников на право работы с опасными отходами. Т.е. повышение квалификации и профессиональная подготовка являются разными видами образования. При этом разница заключается в том, что профессиональная подготовка осуществляется в отношении лиц, не обладавших ранее навыками и знаниями в обучаемой сфере деятельности. Профессиональную подготовку должны получать вновь принимаемые и допускаемые к работе сотрудники. Повышение квалификации допускается в отношении лиц, уже обладающих навыками и умениями в конкретной сфере деятельности с целью совершенствования имеющихся знаний, получения современных навыков и умений. Данный вывод логически увязан с положениями ст.ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ, поскольку указанными нормами предусмотрены профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации как самостоятельные виды обучения, не подменяемые друг другом. Свидетельство о повышении квалификации является документом подтверждающим повышение квалификации работников в сфере обращения с отходами. При этом повышение квалификации организуется отдельно для рабочих с целью обновления знаний, повышения уровня знаний, умений, навыков и мастерства по имеющимся профессиям. Образовательные учреждения после прохождения повышения квалификации выдают слушателям, прошедшим курс обучения, документы государственного образца (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и о присвоении квалификации). Наличие документа, подтверждающего повышение квалификации, само по себе предполагает, что обладатель этого документа должен иметь первоначальную подготовку в той или иной сфере деятельности, в нашем случае - профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности. При отсутствии документа, подтверждающего первоначальную подготовку лица в той или иной сфере деятельности, по документу о прохождении повышения квалификации нельзя судить, что это лицо имеет профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Нельзя согласиться с мнением прокурора, что ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не предъявляет каких - либо дополнительных требований к форме и наименованию документа о профессиональной подготовке. Часть 1 данной нормы гласит: лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Указанный текст носит предельно ясный и конкретный характер. Письмо Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ин/13 «О лицензировании программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) лиц на право работы с опасными отходами в образовательных учреждениях и организациях», на которое ссылается прокурор в протесте, разъясняет вопросы лицензирования образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования образовательных учреждений. При этом в данном письме не разъясняется, что конкретно подразумевается под понятиями «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации» и являются ли профессиональная подготовка и повышение квалификации тождественными понятиями. Управление согласно с доводом прокурора о том, что обучение должно осуществляться по «Примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами», утвержденной Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако ссылаясь на это факт, прокурор противоречит сам себе, указывая, что обучение должно осуществляться в виде профессиональной подготовки, при этом утверждая, что достаточно иметь повышение квалификации. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», прокурор делает вывод о том, что профессиональная подготовка (повышение квалификации) лиц на право работы с опасными отходами (отходами 1-4 класса опасности) осуществляется лишь в виде повышения квалификации по соответствующей программе. Однако в самом тексте Типового положения указано, что образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Т.е. помимо повышения квалификации указанным документом предусмотрены стажировка и профессиональная переподготовка, что подтверждает тот факт, что дополнительное профессиональное образование не подразумевает под собой только повышение квалификации, но включает и другие виды образования. При этом явно следует, что такой вид дополнительного профессионального образования как «повышение квалификации» не поглощает собой такой вид обучения как «профессиональная подготовка», предусмотренный ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». При ссылке на позицию Ростехнадзора, изложенную в п. 2 письма Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-43/3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности» прокурор путает виды образовательных программ «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля», «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» с образовательной программой профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами». Более того, указанная норма регулирует взаимоотношения в сфере повышения квалификации. Однако в п. 3 данного письма четко указано, что подготовка лиц, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами». Т.е. Ростехнадзор в письме четко разграничил требования к виду обучения - во исполнение ст. 73. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» достаточно повышения квалификации, для реализации требования ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» необходимо наличие именно профессиональной подготовки. При рассмотрении протеста прокурора главным государственным инспектором установлено, что в ходе проведения плановой, выездной проверки юридического лица - ОАО <данные изъяты> в период с 20 по ДД.ММ.ГГГГ определено, что юридическое лицо - ОАО <данные изъяты> осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с приказом генерального директора ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ответственных лиц по охране окружающей среды, учета и отчетности по выбросам в атмосферу, по производственным отходам и допустить к работе с опасными отходами» лицами, допущенными к обращению с отхода на производственной базе и прорабских участках являются механик ФИО7, инженер ФИО10, мастер ФИО8 Представленные Свидетельства о повышении квалификации по курсу дополнительного образования: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» (на имя ФИО9 № №, ФИО7 №, ФИО12 №, ФИО10 №) подтверждает факт повышения ими квалификации по программе дополнительного профессионального образования и не являются документами на право работы с отходами I - IV класса опасности. Срок действия представленных свидетельств о прохождении обучения по курсу дополнительного профессионального образования «Обращение с опасными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ № и № (на имя ФИО9 и ФИО15) 3 года, истек в 2007 году. Более того, согласно вышеуказанному приказу от ДД.ММ.ГГГГ № работники общества ФИО9, ФИО15, ФИО12 не являются лицами, допущенными к работе с опасными отходами. Представленные при проведении проверки Свидетельства о повышении Кроме того, указанным юридическим лицом были представлены документы не о профессиональной подготовке работников по соответствующей программе, а Свидетельства о повышении квалификации по курсу дополнительного образования «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», из которых не следует наличие у этих лиц первоначальной профессиональной подготовки на право работы с отходами I- IV класса опасности. Из имеющихся в деле Свидетельств о повышении квалификации по курсу дополнительного образования: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» следует, что программа повышения квалификации Инженерно -экологического центра Ульяновского государственного технического университета «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» включает в себя обучение по 100 часовой программе по следующим дисциплинам - Нормирование воздействия отходов на окружающую среду; Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами; Использование и обезвреживание отходов; Обращение с опасными отходами. Однако, приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, которая включает в себя помимо перечисленных направлений, в том числе основы законодательства в области обращения с отходами, информационное и лабораторно- аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами, экономические механизмы регулирования, контроль за деятельностью в области обращения с отходами, лицензирование, транспортирование и т.д. Данная программа рассчитана на 112 часов. Профессиональная подготовка включает в себя широкий круг обучаемых дисциплин и большим объемом учебных часов в отличие от повышения квалификации. Таким образом, утверждение прокурора о необоснованности претензий Управления к форме бланка Свидетельства, а не к содержанию программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, является необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела. В ходе рассмотрения протеста установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности в ОАО <данные изъяты> не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, что свидетельствует о нарушении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, допущено по вине должностного лица - генерального директора ОАО <данные изъяты> Марюткина А.Н., так как он, являясь руководителем, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, допустил работников к работе с отходами I- IV класса опасности без профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I- IV класса опасности и не принял всех необходимых мер к соблюдению требований природоохранного законодательства тем самым нарушил требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В его действиях (бездействии) содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2. КоАП РФ. Указание прокурора на необходимость применения ст. 2.9. КоАП РФ противоречит его основной позиции, изложенной в протесте, поскольку применение указанной нормы возможно лишь в случаях, когда в действиях правонарушителя формально содержится состав административного правонарушения, однако в силу отсутствия реальной угрозы охраняемым общественным отношениям возможно освобождение от административной ответственности с применением ст. 2.9. КоАП РФ. На основании изложенных доводов решение от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора РФ по охране природы по <адрес> ФИО5 и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ОАО <данные изъяты> Марюткину А.Н. по ст. 8.2. КоАП РФ подлежит оставлению без изменения, а протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения. Допрошенный в судебном заседании представитель Марюткина А.Н. ФИО16 суду пояснил, что протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора является законным и обоснованным, они полностью согласны с доводами, изложенными в протесте. Однако в настоящее время лица, работающие с отходами 1-4 класса опасности, прошли профессиональное подготовку по курсу «Обращение с опасными отходами» в соответствии с программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (приказ МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в Ульяновской торгово-промышленной палате и получили свидетельство на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Срок действия свидетельства составляет 3 года. Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит решение от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области ФИО5 и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ОАО <данные изъяты> Марюткину А.Н. по ст. 8.2. КоАП РФ подлежащим оставлению без изменения, а протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения. Суд не согласен с доводами, изложенными в протесте Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в той части, что работники ОАО <данные изъяты> прошли курсы повышения квалификации по программа обучения «Профессиональная подготовка лиц на право работы с «опасными отходами» и основные дисциплины указанного курса соответствуют требованиям ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», и, следовательно, дают право работы с отходами 1-4 класса опасности. Согласно статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" установлено 5 классов опасности отходов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду. В силу требований части 1 статьи 15 Закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Применительно к спорной ситуации установлено и не оспаривается сторонами, что ОАО <данные изъяты> осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы 1-4 класса опасности. Соответственно ОАО <данные изъяты> обязано иметь работников, имеющих профессиональную подготовку, которая подтверждается свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. Отсутствие такого лица или отсутствие у данного лица профессиональной подготовки, которая дает право на работу с указанными отходами, является нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а именно: статьи 15 Закона об отходах производства и потребления, предусматривающей требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, которое влечет за собой в данном случае административную ответственность. Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами. Управление Росприроднадзора по Ульяновской области правомерно указало, что прохождение работниками ОАО <данные изъяты> курсов повышения квалификации лиц на право работы с опасными отходами не является профессиональной подготовкой работников по соответствующей программе. Курсы повышения квалификации не могут собой заменять профессиональную подготовку, а лишь направлены на обновление, углубление ранее уже полученной профессиональной подготовки соответствующего направления. Судом проанализированы представленные свидетельства о повышении квалификации и свидетельства о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами 1-4 класса опасности. Анализ только указанных свидетельств дает суду основания утверждать, что объем курса повышения квалификации намного меньше объема содержания учебного программы дополнительной профессиональной подготовки. Так при повышении квалификации за 100 учебных часов изучаются 4 дисциплины, а при получении профессиональной подготовки за 112 часов - 13 учебных дисциплин, а также практические мероприятия и самостоятельная подготовка. Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», делает вывод о том, что профессиональная подготовка (повышение квалификации) лиц на право работы с опасными отходами (отходами 1-4 класса опасности) осуществляется лишь в виде повышения квалификации по соответствующей программе. Однако суд расценивает данный довод как ошибочный. В статье 196 Трудового кодекса РФ предусмотрены четыре различные формы профессионального обучения: 1) профессиональная подготовка; 2) переподготовка; 3) повышение квалификации; 4) обучение вторым профессиям. При организации профессионального обучения на производстве целесообразно руководствоваться сохранившим свое действие нормативным актом рекомендательного характера - Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. Постановлением ГКТ СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. В соответствии с этим актом на производстве организуются следующие виды профессионального обучения: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации. В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Таким образом, анализ вышеприведенных положений дает суду утверждать, что повышение квалификации допускается в отношении лиц, уже обладающих навыками и умениями в конкретной сфере деятельности с целью совершенствования имеющихся знаний, получения современных навыков и умений. Вместе с тем, в ходе плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области было установлено, что приказом генерального директора ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ответственных лиц по охране окружающей среды, учета и отчетности по выбросам в атмосферу, по производственным отходам и допустить к работе с опасными отходами» лицами, допущенными к обращению с отхода на производственной базе и прорабских участках являются механик ФИО7, инженер ФИО10, мастер ФИО8 Вместе с тем, представленные Свидетельства о повышении квалификации по курсу дополнительного образования: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» (на имя ФИО7 №, ФИО12 №, ФИО10 №) свидетельствуют лишь о повышении указанными лицами квалификации по программе дополнительного образования, но не являются документами, дающими право работы с отходами I - IV класса опасности, поскольку они не получали первоначального дополнительного профессионального образования по курсу «Обращение с опасными отходами». Также было установлено, что у ФИО9 и ФИО15 имеются свидетельства о прохождении обучения по курсу дополнительного профессионального образования «Обращение с опасными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ, но срок их действия истек в 2007г., кроме того данные лица, согласно вышеуказанному приказу от ДД.ММ.ГГГГ №, не являются лицами, допущенными к работе с опасными отходами. В соответствии с положениями Письма Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-43/3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности», требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предусмотрено ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению. Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «<данные изъяты> является Марюткин А.Н. Как должностное лицо Марюткин А.Н. не соблюдал экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства, а именно допустил к работе с опасными отходами 1-4 класса опасности работников, не имеющих профессиональной подготовки по работе с опасными отходами 1-4 класса опасности. При вынесении постановления, а также при рассмотрении протеста Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора административным органом нарушений требований КоАП РФ допущено не было. Административное наказание Генеральному директору ОАО <данные изъяты> Марюткину А.Н. назначено в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ. Иные доводы, указанные в протесте Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора не являются основанием для отмены или изменения вынесенных решения и постановления, поэтому не берутся судом во внимание. Устранение ОАО <данные изъяты> выявленного в ходе проверки факта несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, также не является основанием для отмены обжалуемых решений и постановления. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Решение от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области ФИО5 и постановление государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору <данные изъяты> Марюткину А.Н. по ст. 8.2. КоАП РФ оставить без изменения, а протест Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения. Решение подлежит направлению или вручению в течение 3 суток со дня оглашения и может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения. Судья: Бессчётнова Е.Б.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве события административного правонарушения указано, что
представленные в ходе проверки Свидетельства о повышении квалификации по
курсу дополнительного образования: «Профессиональная подготовка лиц на
право работы с опасными отходами (на имя ФИО9 №, ФИО7 №, ФИО12 №, ФИО10 №), подтверждают факт повышения ими квалификации по программе дополнительного профессионального образования, и не являются документом на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
право работы с опасными отходами», являются государственными документами о
повышении квалификации. Формы таких документов, утверждены
Постановлением Госкомвуза России от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, в п.5 которого отмечается, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
квалификации по курсу дополнительного образования: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» на имя ФИО9 №, ФИО7 №, ФИО12 №, ФИО10 № ИЭЦ свидетельствуют о повышении квалификации указанных лиц по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», но, при этом документы, подтверждающие наличие профессиональной подготовки в области работы с отходами у данных лиц отсутствуют. Повышение квалификации свидетельствует об обновлении знаний, повышении их уровня, улучшении навыков и мастерства, которые имеются по приобретенной профессии, но не свидетельствует о наличии первоначальной профессиональной подготовки.