П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 декабря 2010 года г. Ульяновск
Судья Засвияжского районного суда Тазетдинова З.А.
с участием представителя ООО «Маркет- Люкс» на основании доверенности № 28 от 13 декабря 2010 года ФИО7
государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору ФИО1
При секретаре Базыкиной А.А.
Рассмотрев протокол об административном нарушении требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Ульяновской области по пожарному надзору ФИО1 в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Маркет-Люкс», расположенного <адрес>
В совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
В период с 1. 11.2010 года по 26.11.2010 года, на основании распоряжения главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Пчёлкина В.Л. №221\445 от 25.10.2010 государственным инспектором по пожарному надзору ФИО1 была проведена проверка соблюдения требований в области пожарной безопасности в отношении ООО «Маркет-Люкс» по адресу: <адрес>.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 26 ноября 2010 года выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. Не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для складских помещений. ППБ 01-03 п.6, прил.1
2. В приказе № 1/2 от 11.01.10г. не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы. ППБ 01-03 п.15
3. Противопожарные инструктажи (вводный, первичный) проводятся не по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (программы отсутствуют). НПБ «Обучение» п.6,
4. Вводный инструктаж проводится в помещении, не оборудованном наглядными пособиями и учебно-методическими материалами. НПБ «Обучение» п.13
5. Противопожарные инструктажи (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) проводятся лицом, не назначенным приказом руководителя организации (по приказу № 1/1 от 11.01.2010г. ответственный ФИО3, а проводит инструктажи ФИО4). НПБ «Обучение» п.12, 17, 22, 27, 29.
6. Не организовано проведение внепланового противопожарного инструктажа: -при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
- при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах;
- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);
- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности. НПБ «Обучение» п.26
7. Не определен порядок (необходимость) проведения целевого противопожарного инструктажа. НПБ «Обучение» п.28
8. Не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму, с отрывом от производства, руководителем организации и работниками, ответственные за пожарную безопасность организации и проведение противопожарных инструктажей. НПБ «Обучение» п.36, 37
9. В организации не организовано обучение пожарно-техническому минимуму. НПБ «Обучение» п.34
10. Отсутствует приказ (распоряжение) руководителя о создании квалификационной комиссии в составе не менее трех человек (прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке) для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства. НПБ «Обучение» п.43
нарушения по зданию:
11. Двери эвакуационных выходов (ведущих непосредственно наружу) не оборудованы легкооткрываемыми запорами, обеспечивающими находящимся внутри здания людям их открывание изнутри без ключа. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53, СНиП 21-01-97*, п.6.18*, п.52 ППБ 01-03
12. Ширина эвакуационных выходов ведущих непосредственно наружу составляет менее 1.2м. (фактически от 0.8м. до 0.85м.). ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53, СНиП 21-01-97*, п.6.16.
13. В тамбуре эвакуационного выхода из помещений (поз.11) пол застелен горючим материалом (линолеумом), на который отсутствует сертификат пожарной безопасности с допустимыми показателями пожарной опасности. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52, п.53 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*.
14. В коридоре (поз.10) пол застелен горючим материалом (линолеумом), на который отсутствует сертификат пожарной безопасности с допустимыми показателями пожарной опасности. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52, п.53 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*.
15. В коридоре (поз.10), шириной 1,298м., двери (шириной 0,8м.) вспомогательных помещений (поз.5 и поз.14) расположены 2-х сторонне, открываются в коридор,
при этом, уменьшая ширину коридора до 0,498м. Требуется не менее 1,0 м. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53, ППБ 01-03, п.3,51 СНиП 21-01-97* п.6.26* п.6.27.
16. Дверь эвакуационного выхода ведущего из коридора (поз.10) в коридор (поз.1) открывается не по направлению выхода из здания. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53 ППБ 01-03, п.52 СНиП 21-01-97* п.6.17..
17. Дверь эвакуационного выхода ведущего из коридора (поз.1) непосредственно наружу открывается не по направлению выхода из здания. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53, ППБ 01-03, п.52 СНиП 21-01-97*п.6.17.
18 В коридоре (поз.1), шириной 1,73м., двери (шириной 0,8м.) вспомогательных помещений (поз.6, поз.4 и поз.2) расположены 2-х сторонне, открываются в коридор, при этом, уменьшая ширину коридора до 0,93м. Требуется не менее 1,0 м. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53 ППБ 01-03, п.3,51 СНиП 21-01-97* п. 6.26* п.6.27
19. Дверь эвакуационного выхода ведущего из тренингового зала (поз.24) в коридор (поз.10) открывается не по направлению выхода из помещения. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.53 ППБ 01-03, п.52 СНиП 21-01-97*.п.6.17
20. В коридоре (поз.19), шириной 1,12м., двери (шириной 0,8м.) вспомогательных помещений (поз.17, поз. 16 и поз.18) расположены 2-х сторонне, открываются в коридор, при этом, уменьшая ширину коридора до 0,22м. Требуется не менее 0,7 м.ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст. 53; ППБ 01-03 п.З, 51; СНиП 21-01-97* п.6.26*, п.6.27.
21. Дверь эвакуационного выхода ведущего из коридора (поз.19) непосредственно наружу открывается не по направлению выхода из здания. ФЗ-123 ст.4, гл.14,
ст.53; ППБ 01-03 п. 52; СНиП 21-01-97* п. 6.17.
22.В коридоре (поз.19) пол застелен горючим материалом (линолеумом), на который отсутствует сертификат пожарной безопасности с допустимыми показателями пожарной опасности. ФЗ-123, ст.4, гл. 14, ст.52, п.53 ППБ 01.-03 п. 6.25*, СНиП 21-01-97*
23. В коридоре (поз.19) стены отделаны горючими материалами - обои. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; ППБ 01-03 п.53; СНиП 21-01-97* п.6.25*
24. В тамбуре эвакуационного выхода из коридора (по.19) непосредственно наружу стены отделаны горючими материалами - пластиковыми панелями, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности с допустимыми показателями пожарной опасности. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; п. 53 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*
25. В коридоре (поз.19) около помещений поз.18 и поз.16 установлен один пожарный извещатель автоматической пожарной сигнализации. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст. 54; НПБ 88-2001* п.12.16
26. В коридоре (поз.29) пол застелен горючим материалом (линолеумом), на который отсутствует сертификат пожарной безопасности с допустимыми показателями пожарной опасности. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; п. 53 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*
27. Для складских помещений (поз. 5, 13, 14, 16, 22, 23), электрощитовой, серверных не определены (не рассчитаны) категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях соответствующих помещений. ППБ 01-03 п. 33; п.2, п.24, П.25 НПБ105- 2003
28. Помещения здания не отделены от складских помещений (поз. 5, 13, 14, 16, 22, 23), электрощитовой, серверных противопожарными перегородками 1-го типа, так как заполнение дверных проемов не предусмотрено сертифицируемыми противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее EI 30*. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; СНиП 2.08.02-89*п.1.75, п.1.82*; СНиП 21-01-97* п.7.4, п.5.14* табл.1, табл.2*,
29. В электрощитовой в местах пересечения перегородки проводами и кабелями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; п.37 ППБ 01-03
30. В складских помещениях (поз.13, поз.14) отсутствуют вытяжные каналы площадью сечения не менее 0,2 % площади помещений и снабженные клапанами с автоматическим и дистанционным приводом. Расстояние от клапана дымоудаления до наиболее удаленной точки помещения не должно превышать 20 м. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; СНиП 31-05-2003 п. 6.3.4.
31. В месте пересечения воздуховода вентиляция противопожарной перегородки (поз.14 и поз.11) отсутствует противопожарный клапан. ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.52; СНиП 41-01-2003 п.7.11.1
32. Приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, размещен в помещении охраны, которое не имеет аварийного освещения. ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п.12.55
33. Приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, размещен в помещении не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.ФЗ-123 ст.4, гл.14, ст.54; НПБ 88-2001* п. 12.48*
34. В помещении пожарного поста не вывешена (отсутствует) инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. ППБ 01-03 п. 97
35. По направлению движения к пожарным гидрантам (ПГ) на здании не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). ППБ 01-03 п. 3,90, ГОСТ 12.4.009-2001
Из определения от 29.11.2010 года следует, что, по мнению главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору ФИО8 допущенные ООО «Маркет-Люкс» нарушения создают угрозу возникновения пожара, а также угрозу безопасности жизни и здоровью людей.
Допрошенная в суде представитель ФИО7 показала, что проведенная службой пожарного надзора проверка была плановой. ООО « Маркет – Люкс» занимается рекламной деятельностью. В настоящее время устранены нарушения, указанные в протоколе в пунктах 1,2,4,5,6,7,9,10,11,13, 14,16,17,19,21,22,26,29. По нарушениям, указанным в п. 12,15, 18, проведены расчеты. В соответствии с расчетным обоснованием обеспечивается беспрепятственность безопасной эвакуации людей из общественного здания, расположенного по адресу <адрес>.
Не устранены нарушения, указанные в пунктах 3,8, 20,23,24,25,27,28,30,31,32,33,35. По указанным пунктам, по возможности, будут выполнены мероприятия своими силами. Ей не известно, какие меры будет принимать руководство ООО « Маркет- Люкс» по устранению нарушений, указанных в пунктах 3,25,27,28,30,31,32,33,35. Руководитель ООО « Маркет- Люкс» в целях предотвращения вредных последствий, допущенных Обществом нарушений требований пожарной безопасности во время выполнения оставшейся части мероприятий по устранению таких нарушений издал приказ о приостановлении деятельности Общества по адресу <адрес> на период с 10 декабря 2010 года по 28 января 2011 года.
В период с 8 по 15 декабря 2010 года аккредитованной организацией была определена расчетная величина пожарного риска для общественного здания, расположенного по <адрес>. В соответствии с общими выводами своевременность и беспрепятственность эвакуации обеспечивается. Индивидуальный пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ФЗ № 123 « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Расчетная величина пожарного риска в здании по <адрес> определена без учета системы автоматического пожаротушения и автоматической системы противодымной защиты / системы дымоудаления/. ФИО7 пояснила, что Декларация ООО « Маркет- Люкс» не составлялась. Директор ООО « <данные изъяты> обязан передать определенные расчетные величины пожарного риска в отдел надзора по г Ульяновску.
В соответствии со статьей 6 ФЗ № 123, предусматривающей условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом.
С учетом того, что здание ООО « Маркет- Люкс» является соответствующим требованиям пожарной безопасности, следовательно Общество не нарушило требования пожарной безопасности. В действиях ООО « Маркет – Люкс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поэтому необходимо прекратить производство по протоколу об административном нарушении требований в области пожарной безопасности от 26 ноября 2010 года.
Из пояснений инспектора ФИО1 в суде следует, что помещение ООО « Маркет – Люкс», площадью 600 кв.м. занимает одноэтажный пристрой к жилому зданию, в котором работают 65 человек, с учетом тренингового зала, который рассчитан на 40 человек. Руководитель Общества был заранее предупрежден о проверке, которая является плановой. В ходе проверки принимал участие ведущий специалист по пожарной безопасности ООО « Маркет – Люкс» ФИО3 Результаты, изложенные в акте проверки, были вручены ФИО3, а также предписание об устранении нарушений до 1 марта 2011 года. Проверив представленные материалы в суд ФИО7 согласен, что устранены нарушения, указанные в пунктах 1,2,5,6,7,34 протокола об административной нарушении. Не предоставлены доказательства, подтверждающие устранение нарушений, указанных в пунктах 4,11,13,14,16,17,19,21,22,26,29. Не выполнены нарушения, указанные в пунктах 8,9- руководителем организации и другими ответственными лицами за пожарную безопасность организации и проведение противопожарных инструктажей не пройдено соответствующее обучение, то есть последние сами не обладают знаниями о проведении первичных мероприятий при пожаре, в то время как сами должны проводить инструктажи. По п. 10 издан соответствующий приказ, однако члены квалификационной комиссии не прошли соответствующее обучение. По п. 12,15,18, 20 необходимо перевесить двери. По п. 23,24 горючие материалы подлежат удалению. По п. 25, 33 в каждом помещении должно быть не менее 2 пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации. Нарушения, указанные в пунктах 23,24,28, 31 касаются источников возникновения пожара, путей распространения пожара. По п. 30 в складских помещениях должны быть установлены окна- естественное освещение или противодымная вентиляция, поскольку продукты горения могут в случае пожара распространиться по зданию. Нарушения, указанные в п. 33, 34, 35 касаются своевременного извещения о пожаре, путей эвакуации.
Внутри здания ООО « Маркет – Люкс» расположены : 2 складских помещения, в которых хранятся горючие материалы; электрощитовая, 2 серверные комнаты, офисные помещения.
Представленные в суд расчеты являются независимой оценкой величины риска, соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. В соответствии с независимой оценкой величины риска руководитель предприятия берет на себя ответственность по соблюдение требований пожарной безопасности, на три года освобождается от проверок пожарного надзора. В Управление пожарного надзора организован нормативно- технических совет, который может согласиться с результатами независимой экспертизы.
Указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требования пожарной безопасности, касаются источников возникновения пожара, путей его распространения, путей эвакуации. Неустранение этих нарушение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при пожаре. Поэтому необходимо назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО « Маркет – Люкс» на 90 суток.
Проверив представленные материалы, заслушав пояснения сторон, прихожу к следующему.
В суде установлено, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещении ООО « Маркет - Люкс», расположенном по адресу г Ульяновск <адрес> были выявлены многочисленные нарушения этих требований.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина ООО « Маркет - Люкс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нашла свое подтверждение.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В пункте 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании пункта 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители или должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 ФЗ № 123, предусматривающей условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В части 6 статьи 6 указано, что расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии со статьей 64 ФЗ № 123 декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
часть 8 статьи 64 предусматривает, что форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу указанного о Федерального закона.
С учетом изложенного, вопреки доводам ФИО7 у суда не имеется оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. На момент проверки службой пожарного надзора руководством ООО « Маркет – Люкс» не была оформлена и зарегистрирована в установленном порядке Декларация о соответствии помещений ООО « Маркет- Люкс», расположенных в здании по адресу г Ульяновск <адрес> требованиям пожарной безопасности. Проверка ООО « Маркет – Люкс» являлась плановой, проверяющий инспектор по пожарному надзору находился на объекте на основании распоряжения руководителя. Оснований, не доверять показаниям инспектора по пожарному надзору ФИО1 у суда не имеется.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исходя из смысла ст. 3.12 КоАП РФ, суд может приостановить деятельность организации или предпринимателя в случае, если имеется угроза жизни или здоровью людей и за совершенное нарушение полагается наказание в виде административного приостановления деятельности, при этом необходимо учитывать тяжесть правонарушения, то есть если менее строгий вид наказания не предотвратит повторное нарушение.
При решении вопроса о назначении наказания суд принимает во внимание общественную опасность содеянного, так как выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности в основном не устранены, представляют собой реальную угрозу жизни и здоровью людей при эксплуатации помещений, расположенного в здании по адресу г Ульяновск <адрес>, как источники возникновения пожара, угроза распространения пожара по зданию, неудовлетворительные условия эвакуации людей при пожаре.
Суд находит убедительными доводы инспектора по пожарному наздору о том, что неустраненные нарушения требований пожарной безопасности, касающиеся источников возникновения пожара, неудовлетворительных условий путей эвакуации, неудовлетворительных условия, способствующих распространению пожара в помещении, представляют собой угрозу жизни и здоровью людей
В суде установлено, что в настоящее время имеются все оснований считать, что указанные в протоколе нарушения правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает проведение работ, связанных с устранением указанных в протоколе нарушений требований пожарной безопасности.
Суд считает, что наказание в виде штрафа не сможет обеспечить цели административного наказания. По мнению суда, наказание должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности ООО « Маркет - Люкс» по эксплуатации помещений здания, расположенного по адресу г Ульяновск <адрес> на срок 90 суток.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ :
Признать общество с ограниченной ответственностью « Маркет – Люкс », расположенное по адресу г Ульяновск <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Маркет – Люкс » по эксплуатации помещений в здании, расположенном по адресу г Ульяновск <адрес> на срок 90 суток.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд в течение десяти суток со дня вручения копии постановления представителю ООО « Маркет – Люкс »
Судья З.А. Тазетдинова