П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск 10 марта 2011 года
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ерофеева Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Алексахиной Е.А.,
представителя ООО «Симбирскнефть+» ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,
при секретаре Пртюковой А.В., Чистяковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Симбирскнефть+», находящегося по адресу: <адрес>
по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением прокурора Засвияжского района г. Ульяновска ФИО4 в отношении ООО «Симбирскнефть+» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. В результате прокурорской проверки юридического лица было установлено, что подразделение ООО «Симбирскнефть+» - АЗС №, имея стационарный источник выбросов (резервуар сжиженного газа пропан), осуществляет деятельность по оптово-розничной торговле моторным топливом в <адрес> без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и без оформленного специального разрешения на выбросы в нарушение ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Алексахина Е.А. в судебном заседании настаивала на привлечении ООО «Симбирскнефть+» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, исходя из установленных в ходе прокурорской проверки и изложенных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении фактов, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности.
Представитель ООО «Симбирскнефть+» ФИО1 в судебном заседании с привлечением общества к административной ответственности не согласился, пояснив следующее. ООО «Симбирскнефть+» осуществляет оптово-розничную торговлю моторным топливом на многотопливной АЗС №, расположенной по <адрес>. Имеется автогазозаправочная станция - станция-модуль для заправки автомобилей сжиженными углеводородными газами (пропан/бутан и их смеси), в составе которой два резервуара для сжиженных углеводородных газов каждый объемом по 9000 кубометров и газозаправочная колонка. Действительно, специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух у общества не имеется, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящее время разработан, но не согласован. Однако полагает, что соответствующий объект не наносит вреда окружающей среде. Многотопливная АЗС № зарегистрирована в качестве опасного производственного объекта, все необходимые разрешительные документы имеются. Просит прекратить производство по делу.
Несмотря на позицию, занятую представителем юридического лица в судебном заседании, обстоятельства совершенного ООО «Симбирскнефть+» административного правонарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и другими материалами дела: актом фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельскими показаниями.
Так, в судебном заседании свидетель ФИО6 - государственный инспектор Ульяновской области по охране природы показала об обстоятельствах совместной с прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на АЗС № ООО «Симбирскнефть+», расположенной на <адрес>. На данной АЗС № имеется газовая заправочная колонка с резервуаром (либо резервуарами) сжиженного газа, являющимся стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Несмотря на это, ООО «Симбирскнефть+», осуществляет деятельность по оптово-розничной торговле моторным топливом в <адрес> без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и без оформленного специального разрешения на выбросы в нарушение ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Со слов представителя юридического лица соответствующие документы только лишь предполагалось оформить. Полагает, что эксплуатация стационарного источника выбросов загрязняющих веществ без разрешительных документов, должна быть исключена. Бесконтрольная деятельность юридического лица может привести к загрязнению атмосферного воздуха.
Оценивая совокупность исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Симбирскнефть+» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно – в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, установлена полностью.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм права следует, что осуществление стационарным источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии соответствующего разрешения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Установлено, что одним из основных видов деятельности ООО «Симбирскнефть+» является оптовая и розничная торговля моторным топливом. В этих целях обществом эксплуатируется многотопливная АЗС №, расположенная на <адрес> (договор купли-продажи, зарегистрированный в УФРС по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ), которая в своем составе имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно – автогазозаправочную станцию (станцию модуль для заправки автомобилей углеводородными газами (пропан/бутан и их смеси) – два резервуара для сжиженных углеводородных газов с оборудованием и газораздаточную колонку).
Как усматривается из проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух, который ДД.ММ.ГГГГ был направлен ООО «Симбирскнефть+» для согласования в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, источником загрязнения атмосферы являются резервуары с топливом и топливно-раздаточные колонки. Выбросы пропилена и бутилена осуществляются при закачке баллонов автомобилей и при стравливании избытков газа при закачке емкостей СУГ.
Таким образом, производственная деятельность ООО «Симбирскнефть+» сопровождается выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешения на такой выброс.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по своевременному получению соответствующего разрешительного документа (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), а также свидетельствующих о том, что временное отсутствие разрешения вызвано объективными причинами, независимыми от общества и находящимися вне его контроля, не имеется.
Отклоняя доводы ООО «Симбирскнефть+» о недоказанности факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, суд исходит из того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем наступление ответственности не зависит от количества показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Наличие у отдельных подразделений ООО «Симбирскнефть+» разрешения на неорганизованный сброс дождевых, талых и поливочных вод, лимитов на размещение отходов загрязняющих веществ, регистрация АЗС как опасного производственного объекта не освобождает ООО «Симбирскнефть+» от соблюдения законодательства по охране атмосферного воздуха и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Существенных процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении суд не усматривает.
Действительно, первоначально дело об административном правонарушении в отношении ООО «Симбирскнефть+» было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ прокурором Засвияжского района г. Ульяновска ФИО4 Однако, ДД.ММ.ГГГГ прокурор свое постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменил.
В материалах дела имеется постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Симбирскнефть+» по ст. 23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление составлялось в присутствии представителя ООО «Симбирскнефть+» ФИО1, копия постановления ему была вручена, процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены. При этом, у ФИО1 имелись полномочия действовать от имени юридического лица, учитывая действующую доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года.
Соответствующие пояснения в судебном заседании об обстоятельствах возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Симбирскнефть+» дал в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска ФИО7
Таким образом, выдвинутые в судебном заседании доводы ФИО1 о произвольном внесении изменений в процессуальные документы, то есть по существу об их фальсификации, а равно доводы о нарушении процедуры возбуждения административного дела, влекущей его прекращение, своего подтверждения не нашли.
Решая вопрос о мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, имущественное и финансовое положение юридического лица.
При этом суд полагает назначить ООО «Симбирскнефть+» наказание в виде административного приостановления деятельности. Оснований для назначения административного штрафа суд не усматривает, поскольку в этом случае не будет обеспечено достижение цели административного наказания. Кроме того, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, создают непосредственную угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха в целях предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, суд считает, что содеянное ООО «Симбирскнефть+» содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в силу чего оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Симбирскнефть+» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности – эксплуатации автогазозаправочной станции (станции - модуля для заправки автомобилей углеводородными газами (пропан/бутан и их смеси), имеющей в своем составе два резервуара для сжиженных углеводородных газов с оборудованием и газозаправочную колонку), расположенной на многотопливной АЗС № ООО «Симбирскнефть+» по <адрес>, на срок 90 (ДЕВЯНОСТО) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.Ю. Ерофеева