П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск 5 мая 2011 года
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ерофеева Е.Ю.,
с участием представителя Администрации Засвияжского района г. Ульяновска Эйхман Т.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,
при секретаре Пртюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Администрации Засвияжского района г. Ульяновска, находящейся по адресу: <адрес>
по ст. 6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО7 в отношении юридического лица - Администрации Засвияжского района г. Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ в связи с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил.
Указанные нарушения, исходя из протокола об административном правонарушении, выразились в нарушении требований п. 2.11 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» при эксплуатации ярмарки (нестационарной торговой сети), размещенной по <адрес> согласно постановления мэрии г. Ульяновска от 29.12.2009 г. № 10385 «Об утверждении дислокации мест проведения ярмарок на территории г. Ульяновска в 2010 г.». Указанная ярмарка (нестационарная торговая сеть) размещена в месте, не оборудованном туалетами. Таким образом, Администрацией Засвияжского района не обеспечен контроль за работой, благоустройством и надлежащим состоянием места для данной ярмарки.
Представитель Администрация Засвияжского района г. Ульяновска Эйхман Т.И. в судебном заседании вину юридического лица в нарушении СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», не признала, указав следующее. Администрация Засвияжского района г. Ульяновска не является органом местного самоуправления, а является территориальным органом мэрии г. Ульяновска и наделяется полномочиями по решению только тех вопросов, которые отражены в Положении об Администрации. Положение об Администрации содержит п. 2.3.5, согласно которого Администрация обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил на территории района в пределах своей компетенции. При этом, ни один нормативный акт не раскрывает понятие «в пределах своей компетенции». В 2009 г. Главой города Ульяновска было принято постановление «Об утверждении дислокации мест проведения ярмарок на территории г.Ульяновска в 2010 г.», согласно которого были определены места проведения ярмарок для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством. На Главу Администрации районы была возложены лишь функции контроля за работой, благоустройством и надлежащим санитарным состоянием отведенных для ярмарки торговых мест. А контроль не означает, что Администрация должна сама устанавливать туалет. Тем более, что согласно п. 5.1 Положения об Администрации финансирование Администрации осуществляется за счет бюджета города, у Администрации нет своих свободных денежных средств. Кроме того, имеется Положение о порядке организации деятельности ярмарок на территории Ульяновской области. Согласно п. 3.2.4 и 3.2.6 данного Положения обязанность обеспечивать содержание территории ярмарки в соответствии с санитарными нормами и установить санитарные узлы (биотуалеты) возложена на организатора ярмарки. В силу п. 1.2 Положения организатором ярмарки может быть Правительство Ульяновской области, органы МСУ, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Администрация района не относится ни к одной из этих категорий. Мэрия – как орган МСУ определила места для проведения ярмарки, а, значит, должна была позаботиться об оснащении ярмарок туалетами. На <адрес> установила ярмарочный павильон предприниматель ФИО8, но статус последней по отношению к ярмарке не определен. Это недоработки мэрии. Ответственность за павильон, его оснащение туалетом должен нести хозяйствующий субъект. Но и ФИО8 нельзя таковым назвать. Лица, торгующие на ярмарке, избрали орган самоуправления – совет общественности, но он вряд ли решает вопросы по санитарным нормам. В настоящее время туалет на ярмарке установлен предпринимателем ФИО8
Выслушав представителя Администрации, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установлено, что Администрация Засвияжского района г. Ульяновска является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.4 Положения об Администрации Засвияжского района г. Ульяновска, утв. Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 89 с последующими изменениями и дополнениями).
Администрация Засвияжского района г. Ульяновска является территориальным органом мэрии города Ульяновска и наделяется указанным Положением полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (п. 1.2 Положения).
Раздел 2 Положения содержит перечень полномочий администрации района, к которым отнесено обеспечение соблюдения санитарных норм и правил на территории района в пределах своей компетенции (п. 2.3.5).
Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № 10385 «Об утверждении дислокации мест проведения ярмарок на территории г. Ульяновска в 2010 году» были определены на 2010 г. места проведения ярмарок для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством на территории г. Ульяновска. В числе указанных мест – <адрес>, ответственное лицо – Администрация Засвияжского района г. Ульяновска. п. 3 указанного постановления на Главу Администрации района возложено обеспечение контроля за работой, благоустройством и надлежащим санитарным состоянием отведенного для ярмарки места.
Постановлением и.о. Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № 1552 «Об организации торговых площадок для садоводов, огородников и дачников, реализующих продукцию собственного производства на территории муниципального образования «город Ульяновск» утверждена схема размещения торговых площадок для садоводов, огородников, дачников, реализующих продукцию собственного производства на территории города Ульяновска. В числе торговых площадок в Засвияжском районе – торговая площадка на <адрес>, юго-восточнее <адрес>. Ответственным лицом является Администрация Засвияжского района г. Ульяновска. П. 3 указанного постановления на Главу Администрации района возложено обеспечение контроля за работой, благоустройством и надлежащим санитарным состоянием соответствующей торговой площадки. Действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, мэрия города Ульяновска отнесла к компетенции Администрации Засвияжского района, исходя из п. 2.3.5 Положения об Администрации, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил на торговой площадке (ранее – ярмарки) по <адрес>.
Администрация Засвияжского района, имея возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, показаний ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО11, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, по <адрес> имеется торговый павильон, где с прилавка реализуются хлебобулочные изделия, свежие овощи, соления, молоко, специи. Имеется контейнер для мусора в хозяйственном помещении, пристроенном к павильону, закрывается на ключ. На момент проверки ярмарка и территория ярмарки туалетом не оборудованы, канализация отсутствует.
Таким образом, п. 2.11 Санитарно-эпидемиологических правил - СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», исходя из которого, нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами, не соблюдался.
При этом, суд соглашается с пояснениями ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО11 о необходимости применения в данной ситуации указанных санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно ФЗ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» нестационарный торговый объект – это объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (п. 1.1, 1.2).
У суда не имеется оснований отнести торговую площадку (ярмарку) по <адрес> к рынкам, реализующим сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления, исходя из смысла и содержания ФЗ от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ».
Кроме того, в судебном заседании ФИО9 – заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка и защите прав потребителей мэрии города Ульяновска, допрошенная в качестве свидетеля, показала, что подготовка к организации торговой площадки для садоводов и огородников осуществлялась с целью ликвидации сложившейся годами стихийной торговли на этом месте. Был найден инвестор – индивидуальный предприниматель ФИО8, которая согласилась за свой счет возвести торговый павильон и сделала это. Торговый павильон является временным сооружением, возведенным в рамках благотворительности, право собственности на него ни за каким субъектом не зарегистрировано, на балансе он нигде не числится. В августе 2010 г. проходили заседания рабочей группы по рассмотрению подготовленных проектов благоустройства территорий для размещения нестационарных торговых объектов по районам города. Проект благоустройства территории ФИО8 всех устроил. В связи с этим было решено удовлетворить заявление ФИО8 о выделении ей земельного участка в аренду под ее торговые киоски, которые находятся рядом с торговой площадкой. Вопрос о лице, ответственном за соблюдение санитарных правил на торговой площадке по <адрес>, является сложным. Фактически все переговоры идут с индивидуальным предпринимателем ФИО8, инвестиционный проект благоустройства находится в стадии доработки, официально правоотношения мэрии с предпринимателем не урегулированы. Рядом с торговой площадкой имеется два торговых киоска, в которых ФИО8 реализует молочную продукцию как индивидуальный предприниматель. Поскольку ФИО8 взяла на себя благоустройство торговой площадки, мэрия предоставила ей определенные преференции, то есть разрешила ей установку «для себя» торговых киосков с арендой земельных участков под ними.
Изложенные ФИО9 обстоятельства подтвердила в судебном заседании и ФИО8, допрошенная в качестве свидетеля. Последняя указала также, что в рамках благотворительности ДД.ММ.ГГГГ заключила с ООО «<данные изъяты>» договор аренды мобильной туалетной кабины. Туалетная кабина установлена на ярмарочной площадке по <адрес>, арендную плату она за нее вносит сама, поскольку является инвестором проекта благоустройства.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать какое-либо иное лицо, кроме Администрации Засвияжского района, ответственным за обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на торговой площадке (ярмарке) по <адрес>.
В судебном заседании Администрацией Засвияжского района г. Ульяновска не были представлены сведения о каких-либо мерах, предпринимавшихся до проверки в целях исключить нарушения действующих санитарных правил.
Как усматривается из письма Главы Администрации Засвияжского района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, лишь после проверки специалистами отдела по защите прав потребителей и развитию потребительского рынка Администрации Засвияжского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были проведены рейды, в ходе которых факт отсутствия туалета подтвердился. Индивидуальному предпринимателю ФИО8 и совету общественности, созданному при торговой площадке было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить туалет. По договору от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» ИП ФИО8 на ярмарочной площадке ДД.ММ.ГГГГ был установлен биотуалет.
Об устранении выявленных нарушений санитарных правил на торговой площадке в судебном заседании пояснил ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО11, представив материалы внеплановой выездной проверки исполнения Администрацией Засвияжского района предписания № 178 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области по оборудованию ярмарки (нестационарной торговой сети) по <адрес> туалетами в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая совокупность исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что вина Администрации Засвияжского района г. Ульяновска в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, а именно – в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил, установлена полностью.
Решая вопрос о мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающее административную ответственность обстоятельство.
В качестве такового суд учитывает устранение выявленных нарушений действующих санитарных правил, и, полагает назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Администрации Засвияжского района г. Ульяновска от административной ответственности и применения ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Администрацию Засвияжского района г. Ульяновска виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа, в размере 10000 рублей, перечислив в УФК по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), ИНН 7325052734, КПП 732501001, Р/с № 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновска, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 14111690020020000140 (НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА: «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ»).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.Ю. Ерофеева